Как маркетологу использовать циркадный цикл для повышения эффективности

Большая часть людей более продуктивна с утра. На период пиковой продуктивности лучше назначать самые тяжелые дела, требующие максимальной концентрации. Кроме того, утро в разных регионах нашей большой страны может наступать в разные часы: чуть позднее где-то в Мурманске, чуть раньше — в Сочи. Копайгородская Янина, маркетолог одного из ведущих российских агентств, расскажу вам сегодня, почему и как с работой связан циркадный цикл.

Как маркетологу использовать циркадный цикл для повышения эффективности Маркетинг, Развитие, Длиннопост

Почему мы живём циклами?

Циркадные ритмы – это ритмы, по которым живёт наш организм. Самый простой пример – смена сна и бодрствования. Отвечает за него, в том числе, мелатонин, реагирующий на солнечный свет. Поэтому, для большинства людей, а также других жителей нашей планеты, выход на небо Солнышка означает, что пора вставать.

Система циклов достаточно сложна, они говорят, когда надо выделять определённый гормон, когда нужно поднять давление или температуру и многое другое. Однако нас сейчас интересует то, когда наступает период максимальной работоспособности.

Как маркетологу использовать циркадный цикл для повышения эффективности Маркетинг, Развитие, Длиннопост

Время для работы

Примерно с 10 до 18 наш мозг, живёт в режиме максимальной концентрации. Так говорят физиологи. На самом деле в этот период тоже есть свои всплески и спады. Ну не может наш мозг  8 часов отпахать, как генератор.

Скорее всего, с 10 до 12 он будет похож на Николая Валуева в спортзале, а потом активность будет снижаться. Краткосрочный всплеск возможен, но не обязателен, во второй половине дня, примерно в 15 – 16 часов. Обед, небольшой отдых после него, отвлечение от текущей задачи. Но лучше всё-таки самые сложные проблемы решать в первой половине дня. Например, можно до обеда сделать презентацию, а после обеда ещё раз её проверить.

Хронотип

Логичный вопрос – а как быть с совами? Действительно, есть люди, которые могут проснуться в 6 утра и до 12 заставлять себя сдвинуть карандаш. Зато во второй половине дня, когда большая часть коллег с тоской смотрит на часы, эти люди бодры и готовы сворачивать горы.

Дело в том, что наши хронотипы (периоды сна и бодрствования) не совсем одинаковы. И самое интересное – на хронотип большее влияние оказывает генетика, а не смена дня и ночи.

Есть целый ряд опросников, которые помогут определить хронотип и подстроить под него свой рабочий график.

Вот некоторые из наиболее известных:

  • опросник циркадного типа (CTQ);

  • анкета определения утреннего и вечернего состояния (Auto-MEQ);

  • мюнхенский опросник хронотипа (MCTQ);

  • шкала суточного типа Ларса Торсвалла и Торбьорна Окерштедта.

Если учёные допускают, что циркадный ритм можно как-то оптимизировать под свои нужды, то хронотип, заложенный генетически, переделать нель>зя. Увы, под него придётся подстраиваться.

Как маркетологу использовать циркадный цикл для повышения эффективности Маркетинг, Развитие, Длиннопост

Вывод

Знание своего хронотипа – это путь к повышению продуктивности труда. Но следует помнить, что даже в пиковое время, если человек не выспался, переел или стрессует, мозг никогда не выйдет на максимальные значения. Так что, просто определить хронотип недостаточно, к нему, если хочется быть успешны, прилагаются тайм-менеджмент и нормальный (лучше здоровый) образ жизни.