Как Ла-7 хребет Люфтваффе ломал

Всем привет %оригинальное приветствие%  

Судя по кол-ву плюсов пост про Ла-9 вышел хреновеньким. Но я исправлюсь, обещаю!

Решил по боевому применению Ла-7 сделать отдельный пост на примере двух ГвИАП - 2-го и 176-го. Боевая история самолета славная - под стать самому истребителю.

Ла-7 наиболее массово применялся на 3-ем Белорусском и 2-ом Прибалтийском фронтах. Советским пилотам противостояла самая настоящая элита Люфтваффе - соединение 

JG 54 "Грюн Херц" - знаменитое зеленое сердце.

176-ой Гвардейский истребительный авиаполк

Первыми истребители получили летчики 176 ГвИАП. Полк состоял из закаленных боями асов, настоящих знатоков истребительного дела. Полк был известен, как "маршальский". Часть создали по личному указанию маршала авиации Новикова. Командиром полка был П. С. Чупиков

Первый бой летчики части провели 24 июня 1944 года над Барановичами. В схватке с десяткой Fw 190 было сбито два самолета без потерь с собственной стороны. Победы одержали Андрей Яковлевич Баклан и Владимир Петров. Вполне возможно, что это первые победы на Ла-7 вообще.

Следующий бой состоялся 7 июля 1944 года. Четверка Ла-7 в ходе "свободной охоты" сбила один Bf 109. По возвращении на базу Виктор Ильич Александрюк поместил на капот самолета победную отметку.

9 февраля 1945 года штурман полка А.С. Куманичкин в паре со своим ведомым 

С.М. Крамаренко вылетел на свободную охоту. Летчики заметили колонну автотранспорта в районе Сукачева, причем без зенитного прикрытия. Пара Ла-7 пару раз безнаказанно проштурмовала технику, не заметив двух атакующих Fw 190. Выстрел противника серьезно повредил крыло штурмана. Но до базы штурман и ведомый все-таки дотянули. Оказалось, что кроме крыла, противник повредил и винт.

С. М. Крамаренко со временем вырастет из ведомого в настоящего аса, правда не Великой Отечественной, а уже Корейской войны. На своем МиГ-15 Сергей Макарович одержит 13 побед.

14 февраля Куманичкин в паре с командиром полка Чупиковым встретил в воздухе необычный самолет. Наверное, Вы уже догадались, что это был Me 262 - первый в мире серийный реактивный истребитель. Гвардейцы попытались проатаковать противника, но немецкий самолет крайне быстро оторвался от преследования.

В продолжение темы Me 262 скажу, что Иван Кожедуб провел свой самый памятный бой 19 февраля 1945 года. В паре с Дмитрием Титаренко он вылетел на свободную охоту. Заметив Мессершмитт, Кожедуб подкрался к нему снизу, надеясь "срезать" самолет на встречных курсах. Титаренко преждевременно открыл огонь, но это только улучшило положение - 

Me 262 подставился точно под прицел Кожедубу. Короткая очередь - и "Мессер" превратился в огненный шар.

В общий счет Кожедуба не включены два P-51D. Это не были трофейные немецкие самолеты.

Возвращаясь с задания, Кожедуб просто-напросто хотел отогнать немцев от Летающей крепости. Но американские пилоты не так поняли аса и открыли загородительный огонь.

Тогда Кожедуб и сбил два "Мустанга". 

Об этом случае рассказано в первой серии одного документального цикла про Корейскую войну. Посмотреть его можно здесь.

Как Ла-7 хребет Люфтваффе ломал Самолет, История, Длиннопост, Видео

Снимок на память - Кожедуб с боевыми товарищами на фоне своего самолета, 

весна 1945 года

2-й Гвардейский истребительный авиаполк

В начале апреля 1945 года полк на короткое время вывели из боев — на фронт прибыла делегация Монголии, члены которой хотели встретиться с летчиками эскадрильи «Монгольский арат». В преддверии визита все истребители полка тщательно отмыли от грязи и подновили окраску, но делегация так и не появилась. 

14 апреля 1945 г. полк перелетел в Бенау, через два дня, 16 апреля, Красная армия нанесла мощный удар в направлении на Берлин. Перед 2-м ГвИАП поставили задачу блокировать немецкий аэродром Вельзоф. В результате штурмового удара восемнадцати Ла-7 два самолета противника были уничтожены на земле, несколько получили повреждения. Кроме того были разрушены ангары и выведена их строя взлетно-посадочная полоса. Разведка установила, что противник продолжает использовать аэродром после штурмовки. По Вельзофу был нанесен второй удар силами семи Ла-7 из эскадрильи «Монгольский арат». На подходе к цели пятерку капитана Кошелева встретили десять Fw-190. В завязавшемся воздушном бою по одной победе на свой счет записали летчики Бессолицын, Уткин и Хмарский. 

На следующий день восьмерка Ла-7, которой командовал капитан Кошелев в ходе патрулирования перехватила двенадцать Fw-190. Летчики 2-го ГвИАП стремительно атаковали противника. Уткин и Бессолицын сбили по одному "Фокке-Вульфу". В апрельских боях полк потерял два самолета и одного летчика. В бою с Fw-190 был сбит А.И. Хмарский, летчику удалось спастись, но он получил сильные ожоги лица. Летчик И.А. Пилипович в воздушном бою был сбит и погиб. А в это же время отмечены первые встречи летчиков полка с немецкими реактивными самолетами Ме 262 и Ме 163, в бой с советскими истребителями немцы не вступали.

24 апреля при штурмовке опорного пункта противника самолет летчика Лиховдова получил попадания снарядов зенитной артиллерии, пилот направил горящий Ла-7 на батарею противника.

С 4 мая полк, действуя с аэродрома Гроссенхейм, принял участие в Пражской операции. Летчики прикрывали с воздуха перегруппировку наземных войск между Берлином и Дрезденом. В воздухе полностью господствовала советская авиация, лишь иногда отмечались пролеты одиночных Fw-190 и Bf 109.


7 мая советские танки достигли северных отрогов Рудных гор. Самолеты 322-й авиадивизии прикрывали с воздуха танковые колонны и вели разведку с воздуха перевалов и дорог. 8 мая 1945 г. лейтенант Галич из 2-го ГвИАП сбил немецкий самолет — возможна это была последняя победа ВВС Красной Армии в Великой Отечественной войне.


Большая группа летчиков 2-го ГИАП прибыла в Прагу 12 мая 1945 г., а 17 мая самолеты полка взлетели с аэродрома Гроссенхейм и взяли курс на восток, домой.

Продолжение следует...