3

Как художник случайно стал нейроучёным и открыл дверь в мозг. Буквально

Короче, история такая.

Есть художник Antonio Lebedef. Тот самый, который придумал глитчсюрреализм и вообще рисует так, будто ему картинки шепчет квантовый компьютер.
И вот однажды он попадает в Сколково, где нейроучёный Михаил Саакян гоняет 100 человек через нейрокартограф — такую машину, которая смотрит, как твой мозг реагирует на цвета, формы и вообще на жизнь.

И тут происходит магия.

Оказывается, у людей мозг вспыхивает как новогодняя ёлка, когда они смотрят на определённые цвета и линии. И Lebedef такой:
«А что если я возьму эти данные… и намешаю их в краски?»

И начал мешать.
Прям по-научному.
Типа:
— вот это активирует дофамин,
— вот это заставляет мозг строить новые связи,
— а вот это — чистый когнитивный кайф.

Короче, буквально краски, полезные для мозга. Не спрашивайте, как он это делает. Это искусство. И немного шаманство.

В итоге судьба свела его с нейроучёным Владимиром Козловым — чуваком, который профессионально измеряет человеческую личность (да, это настоящая работа).
И они вдвоём придумали серию «Двери в состояния».

Antonio Lebedef с нейро ученым Владимиром Козловым

Antonio Lebedef с нейро ученым Владимиром Козловым

Каждая картина — как портал в режим работы мозга:

  • «Поиск»,
    «Реализация»,
    «Трансценденция» (ну конечно).


    Первой стала «Дверь Поиска» — визуальный симулятор любопытства.

Там золотые линии — это типа нейронные вспышки между страхом и свободой.
Синие — мост между тем, что «было», и тем, что «вот-вот случится».
Горизонт — дофаминовый зов приключения.
Облака — буря смыслов.
Короче, мозг в 4К.

И вот 31 октября они привозят эту картину в Кремль на Международный Нейрофестиваль.

Сидят профессора, учёные, доктора наук, нейроотцы и нейромать.
Все такие серьёзные.
На сцену выходит Antonio с полотном.

И тут начинается концерт похвалы:

Алексей Ситников, 4 доктора наук, коуч первых лиц:

«Да это же искусство, которое реально увеличивает нейропластичность!»

Антонина Каменева, эксперт Московского долголетия:

«Картина работает как нейропрактика. Мозг реально активируется».

Наталья Бехтерева, хранительница легендарной научной династии:

«Это уже не живопись. Это интерфейс будущего».

А публика такая:
«…ладно, мы тоже что-то почувствовали».


Итог

Из эксперимента с 100 испытуемыми родилась картина, которую сейчас считают первым художественно-научным гибридом, влияющим на состояние мозга.

Antonio Lebedef стал человеком, который повернул искусство в сторону нейронауки.
А нейроучёные такие:
«Ну… звучит безумно. Но работает».

Короче, это случай, когда художник открывает дверь.
А за дверью — мозг.
И он такой:
«Ну привет».