Как делают бизнес на бутилированной воде

Как делают бизнес на бутилированной воде Вода, Бизнес, История, Длиннопост

«Бутилированная вода — лучший пример того, как работает мировой капитализм: в некотором смысле мы покупаем выбор, свободу — это единственное возможное объяснение, почему люди охотно платят за то, что могут получить бесплатно», — рассуждает профессор антропологии Индианского университета Ричард Уилк. Многочисленные тесты убедительно доказывают, что в благополучных мегаполисах водопроводная вода столь же безопасна, что вода в бутылках, а там, где дополнительная фильтрация всё же необходима, потребителю достаточно приобрести самый простой домашний фильтр за $15. Тем не менее, именно рынок бутилированной воды — самый быстрорастущий рынок напитков в мире. Каких-то 30-40 лет назад его фактически не существовало, но к середине 2010-х глобальные продажи перевалили за $150 млрд, а к 2020-му достигнут, как ожидается, $280 млрд.

Истоки

Бизнес на бутилированной воде прекрасно себя чувствовал в XIX веке, но в начале 1900-х его почти убило повсеместное распространение технологии хлорирования водопроводной воды. Сохранить позиции предсказуемо удалось только продавцам воды из минеральных источников. И именно одной из таких компаний — французской Perrier — мир обязан тем, что современный потребитель привык покупать продукт, который льётся из кухонного крана. Perrier удалось сделать воду в бутылке модным товаром — другим производителям оставалось только встроиться в фарватер.

Годом основания Perrier называют 1898-й (тогда врач Луи Перье открыл в городе Вереж спа-центр и начал продавать воду из местного минерального источника), но долгое время это был очень скромный бизнес. Вода в маленьких зелёных бутылках считалась «престижной», была представлена в лучших барах и отелях Европы и даже США, но продажи были не очень большие. Только в 1946 году источник приобрёл человек, который сделает Perrier глобальным брендом. Густав Левен — так его звали — за несколько лет захватил половину французского рынка, потеснив Evian и Vittel, потом покорил Европу, а в середине 1970-х подсадил на бутилированную воду и американцев.


В 1975 году среднем американец выпивал всего 3,79 л бутилированной воды в год, и консультанты, которых привлёк Левен, называли безумной его мечту сделать воду массовым продуктом — мол, невозможно успешно продавать «просто воду» на родине Coca-Cola. Левен их не послушал, и в 1977 году в Штатах стартовала мощная рекламная кампания. Её бюджет составил $5 млн — так много на продвижение бутилированной воды до этого не тратил никто.


Главный акцент кампании был сделан на «элитности» напитка. Реклама давала понять, что только обеспеченные люди могут себе позволить воду из французского источника. И такой простой ход сработал. «Это был идеальный напиток для молодых и перспективных топ-менеджеров», — объясняет председатель Beverage Marketing Corporation Майкл Бельяс. «Снобизм полуденного отдыха с вином сменился снобизмом полуденного отдыха с водой: люди начали заказывать воду по фирменным названиям — так же, как когда-то они заказывали виски», — описывал новую моду журнал Time. В период с 1975-го по 1978 год продажи Perrier в США выросли с 2,5 млн до 75 млн бутылок в год.

Если нет разницы

Источником 50% бутилированной воды является водопровод. Американская некоммерческая организация Environmental Working Group, проверила 173 марки «природной воды» и выяснила, что 18% производителей не раскрывают местоположение источников, 32% ничего не говорят о лечебных свойствах и чистоте. По мнению исследователей, это является косвенным подтверждением того, что доля водопроводной воды в бутылках ещё выше.


На заводах крупнейших производителей вода из артезианских источников или водопровода проходит через несколько фильтров — песочный, угольный, полировочный (истребляет микробиологическую флору), а также через озонатор. Соли и минералы в получившуюся жидкость добавляют отдельно, в строго регламентированных количествах. Точное указание содержания полезных веществ на этикетке является первым признаком того, что вода — «искусственная». Учёные объясняют, что в природе содержание полезных веществ в воде может меняться ежесуточно, поэтому десятые доли указать просто невозможно.

Эмпирические исследования неоднократно доказывали: на самом деле по качеству вода многих популярных брендов иногда даже уступает водопроводной. Муниципальные системы водоснабжения обязаны проверять воду на наличие вредных микробов несколько раз в день, в то время как воду в бутылках компании должны проверять только раз в неделю.


Многие потребители считают, что вода в бутылках вкуснее. Слепые тесты говорят, что это не так. В США однажды проверили эту теорию на в буквальном смысле слепых людях — выяснилось, что вкус водопроводной воды людям нравится больше.


В Москве похожий сравнительный эксперимент несколько лет назад провёл журнал «Деньги». Тогда на независимое исследование отдали пять бутылок с водой — в трёх была «магазинная», в одной — из деревенского колодца, в последней — водопроводная. Вода, которую налили из-под крана в редакционном туалете, по сбалансированности минерального состава оказалась максимально близкой к премиальной Evian.


Такого рода тесты неизменно дают похожие результаты, и эффект от них тоже всегда один и тот же — ровным счётом никакого. Производителям даже не приходится особенно вкладываться в маркетинг. В 2014 году производители потратили на рекламу бутилированной воды всего $24 млн. При этом расходы на рекламу пива составили $1,4 млрд, газировки — $670 млн, спортивных напитков — $120 млн, энергетиков — $90 млн. Если потребители сами рады обманываться, зачем тратить больше?

https://secretmag.ru/trends/players/water.htm  Автор Анна Холявко.