Как часто надо бить ребенка

Как часто надо бить ребенка Психология, Воспитание, Наказание, Длиннопост

Постоянно среди родителей и в сети муссируется вопрос отношения к физическим наказаниям. А в последнее время еще и чаще, потому что был какой-то проект о каком-то переводе наказания за что-то в административные нарушения.


УК РФ, Статья 116. Побои


Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, —

наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.


Почему-то в статье не сказано ничего про воспитательные соображения. Так что даже и непонятно, как квалифицировать физические наказания с точки зрения УК.


Независимо от того, как к этому вопросу относится государство, любым родителям все равно приходится решать его для себя самостоятельно. Просто было в давние времена: традиция была одна — местная, и вопрос не возникал: как принято, — так и делаем. Да, социальные группы были разные, деревни и замки — тоже разные, но такого эмоционального отношения к порке почему-то не случалось. Пороли и ставили на горох даже аристократов, и никому не приходило в голову, что это неправильно. "Кто жалеет розгу — портит ребенка".


Но ведь мало ли, тогда и зубы лечили очень варварски, не следует же из этого, что метод был лучше нынешнего. Поэтому сегодня , в новые времена, и вопрос придется решать заново.


Для начала вспомним, как устроена память. Это не кинофильм и не база данных, это ассоциативная сеть, в которой эпизоды, мысли, концепции, образы, хранятся в узлах сети, а доступ к ним осуществляется через связи. Для того, чтобы что-то вспомнить, надо из какой-то точки дойти до нужного узла. Связи могут быть разной актуальности, и чем эта связь актуальнее, тем лучше и быстрее вспоминается именно этот узел. Продемонстрировать работу сети очень легко на примере любого ассоциативного теста, который показывает, что наиболее часто используемые связи одновременно и наиболее активны. Например, иногда просят быстро и не задумываясь назвать цвет и инструмент.


Это красный молоток?

Такой механизм позволяет наиболее быстро получать доступ к наиболее важным воспоминаниям. А важными они становятся либо от частого повторения, либо от сильных впечатлений. Поэтому в старых школах было два метода обучения: зубрежка и порка. За одного битого давали двух небитых.


Когда мне было лет около пяти и отец мой однажды сидел в одном нашем подвальчике, в каковом учинили стирку и остались ярко гореть дубовые дрова, Джованни, с виолой в руках, играл и пел один у огня. Было очень холодно; глядя в огонь, он вдруг увидел посреди наиболее жаркого пламени маленького зверька, вроде ящерицы, каковой резвился в этом наиболее сильном пламени. Сразу поняв, что это такое, он велел позвать мою сестренку и меня и, показав его нам, малышам, дал мне великую затрещину, от каковой я весьма отчаянно принялся плакать. Он, ласково меня успокоив, сказал мне так: "Сынок мой дорогой, я тебя бью не потому, чтобы ты сделал что-нибудь дурное, а только для того, чтобы ты запомнил, что эта вот ящерица, которую ты видишь в огне, это — саламандра, каковую еще никто не видел из тех, о ком доподлинно известно". И он меня поцеловал и дал мне несколько кватрино.


©Бенвенуто Челлини, "Жизнь Бенвенуто Челлини"


Вы понимаете, какой интересный вывод получается? Порка оказывается эффективным механизмом обучения. Впрочем, это не новость, об этом знают практически все дрессировщики, несмотря на то, что декларируется и пропагандируется метод пряника, а не кнута. Увы, не все животные и не все люди оказываются достаточно чувствительны к обоим этим методам. Смотри статью "О мотивации и манипуляции".


Метод дрессировки, сиречь обучения, приходится выбирать исходя не только из своих предпочтений, но и из особенностей воспитуемого. И более того, как вы будете пользоваться пряником, когда надо не закрепить желательное поведение, а наоборот, запретить нежелательное? Откажете в прянике? Ну так когда это еще будет, а рефлекс вырабатывается тем легче, чем меньше промежуток времени между стимулом и подкреплением. Скажем, кота имеет смысл наказывать только непосредственно после того, как он нашалил, а лучше — прямо в процессе. Иначе он просто не поймет, что его неприятности как-то связаны с его поведением.


И ладно, если речь идет о каких-то мелких поведенческих неправильностях, а если надо возможно более надежно исключить фатальные интенции?


Еще более сложен вопрос количественный. Хорошо было в средневековом Китае, там все наказания были формально телесными: от 10 до 50 тонких палок, от 60 до 100 толстых палок, высылка, ссылка и два вида смертной казни. Правда, от наказания можно было вполне официально откупиться деньгами, званием или должностью.


С этой точки зрения щелбан или подзатыльник не являются даже воздействием: слишком слабо. Это, скорее, жест. Наказание должно быть чувствительным и ритуализированным. Второе означает в том числе, что оно не должно происходить без внятного объяснения вины.


Но, допустим, вы — цивилизованный родитель, и решили полностью отказаться от телесных наказаний. Это совсем не сложно, если у вас разумный ребенок, с которым можно договориться, объяснить ему, что делать надо, что не надо. Впрочем, у разумных родителей часто бывают именно такие дети, и потому, собственно, протест против физических наказаний громче всего слышен в интеллигентской среде. Но не всем разумным родителям так везет. Бывают и сложности. И решение этих сложностей бывает не таким, как мы себе представляли.


Теперь еще один момент: что бывает с ребенком, который вырастает, не будучи битым, и в обратном случае?


Всем знакомы анекдоты про интеллигентов, которые не могут за себя постоять. Сегодня из-за конвергенции социальных групп этот вопрос не так актуален. Большинству детей приходится более или менее серьезно драться в детских садах и школах, в отличие от ситуации, когда социальные группы были разделены между собой. Но, тем не менее, для небитого ребенка удар — это прежде всего насилие, агрессия, угроза здоровью и жизни, когнитивный диссонанс, шок и растерянность, в то время как для битого это может быть всего лишь выражением неприязни или несогласия. Ну да, больно. Это что, катастрофа, что ли? Об шкаф ногой задеть тоже больно.


И в этой ситуации битый ребенок оказывается в более выгодном положении: у него более широкий спектр эмоционально приемлемых ситуаций и более широкий спектр (ну, при прочих равных) коммуникативных средств, семантических уровней взаимодействия.


Вывод получается парадоксальный и малоприятный. Получается, что ребенка бить полезно.


Утешу: в рассуждении упущены несколько моментов, которые вывод хотя и не отменяют, но делают его не столь безусловным.


Во-первых, умение постоять за себя и привычка получать по заднице от родителей не эквивалентны. Любому человеку полезно посещать место, где его научат хотя бы что-то делать с противником руками и ногами. Причем не в объеме краткосрочных курсов самообороны, на которых он не успевает избавиться от панического страха насилия, а более-менее а в виде периода систематических занятий, на которых он поймет, что драка — это взаимодействие, и она может быть и дружеской, щадящей, и непримиримой, антагонистичной. Это умение позволит интеллигенту-ботанику вести себя адекватно в ситуации физического противостояния.


Во-вторых, как я уже сказал, есть дети, с которыми можно договориться. Те, с которыми договориться сложно, не всегда бывают теми, с которыми договориться нельзя. Иногда бывает достаточно предложить выбор: ремнем по попе или давай обсуждать.


В-третьих, как я уже сказал, мотивация кнутом не у всех доминирует. А если она все же доминирует, то полезно опять же объяснить, что всем будет выгоднее и удобнее, если ребенок приучится реагировать не на наказания, а на поощрения. Подробнее об этом в той же статье "О мотивации и манипуляции".


Таким образом, необходимость физического наказания сводится только к двум случаям: упертый ребенок со стойкой негативной мотивацией и острая необходимость закрепить важный запрет.


Не могу сказать, что мне нравится идея физических наказаний, поэтому из своих двух детей я только одного и только единожды отшлепал. За то, что он поджег халаты в ванной. Правда и дети у меня получились, тьфу-тьфу, умненькие.


Важно понимать, что поведение в данном случае должно регулироваться не моральными принципами неизвестной обоснованности, а рациональной необходимостью.


И, конечно, я с негодованием осуждаю родителей, которые лупят детей не "для того, чтобы", а "потому, что", от эмоциональной несдержанности.


В общем, как говорил не то Гиппократ, не то Парацельс: "Все яд, и все лекарство, тем или другим делает его только доза".

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
9
Автор поста оценил этот комментарий
меня били за многое. и по делу(разбитая кружка) и не очень(громкий плач во время кошмаров. били за несобраный портфель или за 'слово поперек'. притом наравне с другими видами наказаний(угол, гречка/горох, многочасовое сидение на табуретке, лишение ужина, поездок, подарка или праздника на день рождения
про телик/комп я молчу. оправдаться, высказать свою точку зрения на проблему мне не давали. огрызаешься/врешь/перечишь матери/скандалистка. мера наказания тоже варьировалась от степени злости матери. как и характер побоев - от традиционных - неси ремень/скакалку/авоську и снимай штаны(да, я сама приносила ремень. если не приносила - дополнительные удары за непослушание) с отсчитыванием количества оставшихся ударов( так мне еженедельно проверяли ногти, которые я грызла от нервов и били по 5-7 раз за каждый сгрызеный ноготь. дня проверки ногтей боялась хуже контрольных. не дай бог зацепить/сломать ноготь. или за сколы на старой советской раковине, когда не удержала сковороду во время мытья посуды. ровно 13 сколов эмали было на той раковине. за каждый из них я получила по удару. часто бывали и просто проявления злости- тапком по губам за переченье матери, бросание предметами в корпус, таскание за волосы(с ударами головой в стену) как-то даже не помню конкретно, что за что. виноватой себя особо не чувствовала. притом росла не оторвой- отличница, по хозяйству там, брата до вечера занимала. без алкоголя/курения/наркоты/ассоциального поведения, староста класа, олимпиадница, училась сама. но мама мной так довольна и не стала.
раскрыть ветку (23)
2
Автор поста оценил этот комментарий
А как сейчас себя чувствуешь и какие взаимоотношения с родителями?
раскрыть ветку (13)
4
Автор поста оценил этот комментарий
с мамой общение сошло на нет еще на первом курсе универа, надоело быть козлом отпущения. на очередное 'делай, что велено или вали из дома', я выбрала второе. у нас проржавела труба в ванной, а дома чаще бывала я, значит и протечка труб была моим косяком. меняй за свой счет или вали. денег не было. я ушла. она, на последок, изодрала на мне футболку (снимай все, что я купила тебе).
раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Как правило так все и присходит, с такими людьми невозможно жить, т.к. они вместо того чтобы разобраться в себе вымещают все на других, доставляя им боль. И причем таким людям крайне трудно изменится, следовательно лучшим решением и будет вычеркивать их из своей жизни кем бы они не были...
раскрыть ветку (11)
4
Автор поста оценил этот комментарий
я это понимаю. маме было трудно, одна в чужом городе, после распада союза - в чужой стране, с нелюбимым мужем, который не мимо приползания на бровях. 8 лет подряд в декрете(90-98), враждебная свекровь. но очень обидно было наблюдать, как она приходила с работы и искала 'за что бы?' не успела помыть посуду, давно не вытерта пыль, игрушки там. я понимала, срочно нужен повод. както раз я получила выволочку, что в холодильнике нет новых блюд и все что там были(суп, макароны, картошка, типа того ОНА УЖЕ ВЧЕРА ЕЛА). а значит, мы не ценим мать, раз не приготовили для нее новой еды. вот она то своей матери то...

самым серьезным последствием такого воспитания стало то, что я не хочу заводить детей. боюсь, что меня склинит в то же поведение. типа 'меня то за ТАКОЕ пороли'. не хочу продолжать славные семейные традиции. не хочу обозлиться и вымещать. не хочу причинять страдания.
раскрыть ветку (10)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Тут на самом деле боятся не стоит, т.к. во-первых такое обозление возникает у крайне несчастных людей, а у вас есть все шансы быть счастливой и рассудительной, а во-вторых у вас уже есть неготивный опыт и вы явно все осознаёте и не хотите приченять боль другим.
раскрыть ветку (7)
4
Автор поста оценил этот комментарий
ну, меня пугает именно наследственность. плюс мое 'обостренное чувство справедливости' оно же 'ибо нехер'. и то, что если рожу ' для порядка', так же точно могу не проникнуться материнством и мучить себя и ребенка.

меня родили в 29, после 7 лет брака, по настоянию родни и для сохранения семьи. братав 34, потому, что девочка, это же не СЫН.
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Не нужно ничего делать для "порядка", от этого одни проблемы и вы это понимаете. А что косается наследственности, то с ней ничего не поделаешь, нужно просто стараться смотреть на вещи максимально объективно и действовать исходя из рассуждений. Практически у каждого есть своя негативная наследственность.
Автор поста оценил этот комментарий
"... наследственность. плюс мое 'обостренное чувство справедливости'...."
именно это может стать вашим козырем, уверяю. при желании, конечно. ну и ваш богатый опыт вкупе с памятью, но не горечью. тяжкий груз. думаю, всё будет у вас отлично)
раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий
ну, пока я работала с подростками, нормально ладила, но своего вообще не охота. острое чувство потерянного детства. с 5 лет брат, нянчить, в сад, в школу, уроки, заступиться, объяснить, ну не без воспитать. школа дом магазин уборка готовка уроки, брат, мать приходит. и так ежедневно. в прошлом году я первый раз была на концерте(самодеятельность не в счет). мне 27 осенью.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
тут такое дело... только личное. ну и бывает ещё случая) типа "вдруг")) я о ваших сомнениях в своей материнской состоятельности больше. остальное снова же — только ваше усмотрение. это же ВАША жизнь, нет? в которой, при вашей молодости, уже имеется за плечами ценный опыт. осталось лишь толково им распорядиться) пусть банально прозвучит, но удачи и счастья вам) а человек на многое способен. как показывает мировая практика))
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
спасибо) толково излагаете)
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Детей не бойся заводить.
Организм при родах впрыснет в тебя ТАКОЕ кол-во окситоцина, что ты опупеешь от свалившегося на тебя счастья и любви к чаду.
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

тогда откуда послеродовые депрессии? откуда жуткое количество родивших "для порядку", которые так и не прониклись?  в любом случае, пока я к этому не готова.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Кружка это не повод для наказания. Я когда посуду бил случайно мне говорили "черт с ней, на счастье будет"
раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий
на счастье бьет мама или жена :) дети и муж - жопоруки паскудные) у меня до сих пор панические атаки от разбитой посуды. прошибает холодный пот, сердце колотится и т.д. даже если упала банка из под магазинных огурцов :)
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Как-то подруга у меня в гостях помогала мыть посуду, отвлеклась и чашка об пол вдребезги. Ну упала и упала, на счастье же! Надо было видеть ее лицо! Такой ужас, непонимание и осознание звиздеца бывает в кино, когда герой осознает, что убил человека. Разговорились. В детстве ее за случайно разбитую тарелку неделями лупили и читали морали - криворукая, тупая, только умеешь портить, вот вырастешь будешь жить отдельно хоть все переломай, а пока мы тебя кормим уважай, ты без нас никто, знаешь сколько мать-отец горбатились, чтобы купить эту вещь, ты не копейки в жизни не заработала, не ценишь, считаешь что все с неба падает. У меня волосы на всех местах шевелились!

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
1в1, да. и самый смак, перечисление по кругу всех прошлых грехов, чесслово, не вру, от обгаженых пеленок. как ей было сложно стирать, а я такая сякая. и по нарастающей. с неизменным логическим выводом -знала б я, что такая вырастешь, я б аборт сделала. думала дочка-помощница вырастет, а ты...так и не дотянула до стандарта.

а про панику, это уже инстинкттвно. у меня на все громкие звуки распространилось. крик, хлопок, петарда - кпждый раз ппц организму. у детей то нераы сдавать не могут) даже если они с 4 лет на корвалоле сидят, ага.
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я как-то "помог" деду и распилил ножку стола наполовину. Насколько мне рассказали, получил по шапке дед за оствление ребёнка рядом с пилой. А стол до сих пор стоит, с наполовину пропилиной ножкой.

Как можно понять мои родители очень похуистично воспринимали последствия мои изысканий.
2
Автор поста оценил этот комментарий

ну что, разве это катастрофа? Об шкаф ногой задеть тоже больно.

Вы же в этой ситуации в выигрыше, ведь у вас более широкий спектр эмоционально приемлемых ситуаций и более широкий спектр коммуникативных средств, семантических уровней взаимодействия, правда ведь?

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
возможно) но единственный человек, с которым я дралась, чтоб вот игнорируя боль - младший брат. и то очень ограниченый период нашего взросления)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да хрена ли вы меня минусите? Я только скопировала фразу из поста!!

Автор поста оценил этот комментарий
действительно.)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку