Как англичане и американцы пытались захватить Русский Север в Гражданскую
Вопрос «Чья Арктика?» не будоражит умы политологических собутыльников, к счастью для континента его принадлежность, пока удел трезвых людей. Однако в период 1918-1919 годов, какая-то часть самого северного региона России вполне могла бы повторить дрейф Крыма и покинуть порт приписки.
Околоисторический фильм «Начальник Чукотки» повествует нам о прибытии к месту службы на самый крайний Север первого большевистского губернатора Алеши Бычкова весной 1922 года. Сразу встает немудреный и очень правильный вопрос – «Где ж ты милый обретался с ноября 1917 года, и какая средняя скорость «триумфального шествия Советской власти, если до Чукотки она добралась за четыре с половиной года?» Вопросы риторические, а вот присутствие и безраздельное господство в этот конкретный период на «суверенной» территории РСФСР значительного количества американских, британских, японских и т.д. представителей бизнеса, активно действующих белогвардейцев и частей национальных военных формирований – совершенно реальный со всеми вытекающими для страны перспективами факт. Немного особняком стоит образ бывшего царского таможенника Храмова, который так и остался представлять власть в «переходный», значительно затянувшейся период.
Попытки большевистского правительства с первых дней своего существования признать русскую Арктику областью только своих интересов выглядели в глазах недавних союзников Российской Империи по Антанте не более чем забавно, что имело под собой очень веские основания.
Американское присутствие на русском Севере начинается с установлением дипломатических отношений между США и Россией. Произошло это в 1807 году, заокеанский посол прибыл в российскую столицу в 1909, однако к этому времени американское консульство в Санкт—Петербурге уже 17 лет как активно работало. Второй офис американских дипломатов и разведчиков был открыт уже в 1811 году именно в Архангельске, где дипломатическое представительство с небольшим перерывом работало и в первой декаде XX века.
США и Великобритания с началом Первой мировой войны уже были готовы к экспансии на русский Север, чему способствовал статус Архангельска, Кандалакши и Мурманска в качестве основных портовых городов для приема судов из США и Великобритании в связи с закрытием для этих стран Владивостока. С 1915 года открываются прямые морские рейсы из Архангельска в Нью-Йорк, Галифакс, Ливерпуль.
В 1917 году США вступает в Первую мировую войну и Вашингтон, совместно с Временным правительством разрабатывает планы безопасного перемещения в арктических территориях, с учетом угроз подводного флота Германии, безраздельно господствовавшего в арктической зоне. Напуганная активностью США в русской Арктике Великобритания занимает жесткую позицию и не позволяет сторонам реализовать этот план.
В период 1918-1919 годов Архангельск и, образованный двумя годами ранее Мурманск, становятся основными базами оккупационных войск США и Великобритании. Иностранные войска под командованием англичан высаживаются в Мурманске уже 6 марта 1918 года для «поддержки» Белого движения. В Архангельске создается Северное правительство, которое пытается контролировать весь северо-западный регион. Совдеп с позором изгоняется, формальная власть переходит к генералу Ермолову, однако реальным хозяином региона становится британский генерал Мейнард – командующий оккупационными силами союзников.
Главенство иностранцев в регионе объясняется довольно просто, Британия представлена пехотной бригадой, состоявшей из батальона итальянцев, сербского батальона, а также трех французских батарей. Американцы имели под ружьем бригаду специального назначения (саперов и железнодорожников). Кроме того, сухопутным частям была придана флотская эскадра, с десантом в несколько сотен человек.
Британцы не стали изменять традиции, они как обычно использовали для достижения целей не английских граждан, но английские деньги и английского, в связи с этим руководителя.
Российские «арктические» вооруженные силы состояли из двух рот пехоты, личный состав которых был призван в армию из числа местных рабочих «Мурманстройки», которые по описанию современника «находились в состоянии постоянного брожения и сильно пониженной нравственности». Значительное число «русских» солдат составляли китайцы, которые работали в составе рабочих партий, а после революции вынуждены были бродяжничать вдоль всего протяжения железнодорожной линии.
Отношения между «союзниками» были враждебными, надежды русской части населения на бескорыстную помощь иностранцев в восстановлении «законной власти» в скором времени были навсегда утрачены, военную оккупацию сложно прикрыть розовым девичьим покрывалом. Английское присутствие в Арктике вскоре стало несносным для русских в связи с тем, что мало отличалось от традиционно принятого в британских кругах отношения к аборигенам в Индии или Австралии. Британцы считали ниже своего достоинства разбираться в хитросплетениях русских сословных отношений и вскоре в Северном экспедиционном корпусе появились капитаны, майоры, полковники из числа бывших магазинных приказчиков и мастеров местных мануфактур, которые мало вникали в дела службы, однако с удовольствием демонстрировали бывшим дворянам их место в конкретный исторический период.
Американская администрация традиционно не предполагала вмешиваться в дела европейского Севера, однако давление на В. Вильсона со стороны Великобритании и Франции оказалось значительным. Военные США приняли участие в оккупации русского Севера для противодействия планам Германии и Белой Финляндии установить контроль в регионе.
После октября 1917 года Вашингтон не контактирует с центральной властью и переключается на работу с российскими окраинами, где северный регион занимает доминирующее значение. После заключения большевиками сепаратного мира с Германией американцы разрабатывают план полномасштабной интервенции на Русский Север, активно работает разведка США на российской территории. Вашингтон особо интересует намерение северян создавать автономные округа наделенных самостоятельными правами.
В этот период в американских СМИ стали активно публиковать статьи о русской Арктике, из которых обыватель узнал, что местное население давно ожидает экспансии США, которая в принципе уже началась. В мае 1918 года в Мурманск прибывает крейсер «Олимпия» ВМФ США.
Страны Антанты к этому времени разделяют зоны северных областей России. В русской Арктике предполагается создать марионеточную Русскую Североокеанскую республику. Данный план, по заключениям историков вполне себе реализуем, однако перемирие стран Анатанты с Германией заключенное в ноябре 1918 года приводит к эвакуации войск союзников во второй половине 1919 года. Оставшаяся в одиночестве без помощи иностранных держав местная власть слагает с себя полномочия по руководству регионом, и русский Север погружается в ожидание новых руководителей, уже совершенно Советской Арктики.
Автор Сергей Палагин,
https://goarctic.ru/work/kak-arktika-ne-stala-krymom/
сайт GoArctic