Как американцы в СССР помогали плотину строить

Выбирая пару документов для моей предыдущей темы (Пару фактов про промышленность СССР), я столкнулся с интересным письмом, написанным председателем Амторга Гуревичем, в адрес Куйбышеву и Микояну. А комментарии к теме побудили поделиться некоторыми фотографиями, которые, возможно, мало кто видел.
Итак, речь идёт об одном из амбициознейших проектов - строительстве ДнепроГЭСа.

Краткий экскурс

Ранние проекты по строительству плотины на реке Днепре предлагались российскими инженерами ещё к концу 19 века. Однако Государственная Дума РИ по тем или иным причинам отклоняли эти проекты, либо не выделяли необходимых сумм, для начала строительства. Потом случилась Первая Мировая война, а затем Великая Октябрьская Революция... В итоге новый проект был утверждён лишь в феврале 1920 года комиссией ГОЭЛРО, в соответствии с лозунгом: "Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны." - высказанная Лениным.
Тогда же план по разработке был поручен российскому и советскому учёному и инженеру И. Г. Александрову, однако сложность и масштабность проекта позволило приступить к реализации лишь к 1927 году. Строительство же должно было вестись «собственными ресурсами при условии привлечения компетентной иностранной помощи», поскольку ни в России ни в Европе нужных специалистов не было. Поэтому было принято решение привлечь эксперта из США.

Планирование

Проект Ивана Александрова был поручен инженеру Александру Винтеру, который к тому времени наработал опыт при постройке Шатурской электростанции, строителю Волховской электростанции академику Борису Веденееву, и инженеру Павлу Роттерту (впоследствии первому начальнику и главному инженеру Метростроя).

Фото карты 1920 года

Фото карты 1920 года

Присоединившись к проекту и оценив масштабы, для доработки и улучшения был приглашён Хью Купер (компания Hugh L. Cooper and Co.). Хью был известным инженером-строителем, который участвовал в строительстве электростанций и плотин в США, Канаде, Бразилии и Египте.

Вот что писал про этот период историк Гарольд Дорн:

В Соединенных Штатах электрификация все больше продвигалась под государственной собственностью, достигнув кульминации после ожесточенных споров в Управлении долины Теннесси. В то время, когда Ленин объявил свой судьбоносный афоризм в 1920 году, американская электроэнергетическая промышленность была намного впереди любой другой. Крупные электростанции были построены на реках Саскуэханна и Миссисипи; плотина Уилсона в Масл-Шолс, штат Алабама, которая должна была стать крупнейшей в мире гидроэлектростанцией, находилась на ранних стадиях строительства; и бурная борьба между сторонниками государственного и частного доминирования в производстве электроэнергии вступала в свой критический период.

В Советском Союзе инициатива Ленина должна была привести к реализации проекта, предшественники которого восходят к временам Екатерины Великой. Предприятие, которое стало известно как Dneprostroy (Проект строительства ДнепроГЭС), представляло собой гидроэлектростанцию на большой излучине реки Днепр, чуть ниже порогов, и она оказалась даже мощнее плотины Вильсона. В соответствии с изречением Ленина, развитие электроэнергетических ресурсов Советского Союза стало основным компонентом амбициозной программы индустриализации советской России.

Источник: Science and Technology in World History by Harold Dorn. ISBN 9781421417752

Примечательным фактом в биографии Купера было и то, что он был самоучкой. Хью в СССР часто называли "Полковник Купер", так как он действительно был американским полковником запаса, ибо нёс армейскую службу в Инженерном корпусе армии США во время Первой Мировой войны. Армейская служба наложило на него отпечаток - он был с крутым характером, требовательным, и жёстким. Впрочем, иной и не добился бы успеха в капиталистическом мире.

Реализация

Первоначальный этап работ шёл очень тяжко. За неимением механизмов, начальные земляные работы выполнялись на гужевом транспорте:

О фото - был выбор между мелким по качеству, и приличным, но с ватермаркой РИА. Я выбрал качество, картинка кликабельна, но ватермарку придётся потерпеть.

Картина, конечно, больше напоминает век 18, а не 20. Жильё на первых этапах не было сильно комфортным:

неказистые, но электрофицированные

неказистые, но электрофицированные

Да, так жили строители, и так начиналась великая стройка. Впрочем, каким бы страшной, а может и даже смешной не показалось бы ситуация, дальше пошло сильно лучше. Были закуплены первые машины, проложены рельсы, появились паравозы и грузовые вагоны-самосвалы (dump car).

Похож на The Erie B Steam Shovel от Ball Engine Company

Похож на The Erie B Steam Shovel от Ball Engine Company

Судя по размерам и огромному котлу - экскаватор был ещё и паровым. Впрочем, а были ли другие в те года? Сомневаюсь что были. Кранами, так же работающими на паровой тяге, заливался бетон в котлованы. Бетон, кстати, подвозили на паровозах. Почти что стимпанк!

в дали видны стрелы паровых кранов

в дали видны стрелы паровых кранов

Между тем, такой уровень был результатом хорошего "пинка" от Хью Купера:

<a href="https://pikabu.ru/story/kak_amerikantsyi_v_sssr_pomogali_plotinu_stroit_11974576?u=https%3A%2F%2Fdocs.historyrussia.org%2Fru%2Fnodes%2F155212-pismo-zamestitelya-predsedatelya-amtorga-m-g-gurevicha-predsedatelyu-vsnh-sssr-v-v-kuybyshevu-i-narodnomu-komissaru-vneshney-i-vnutrenney-torgovli-sssr-a-i-mikoyanu-o-polozhenii-na-dneprostroe-12-iyulya-1928-g&t=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA&h=199337d934b344c89d6553f26118ced28bf31791" title="https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/155212-pismo-zamestitelya-predsedatelya-amtorga-m-g-gurevich..." target="_blank" rel="nofollow noopener">Источник</a>

Источник

<a href="https://pikabu.ru/story/kak_amerikantsyi_v_sssr_pomogali_plotinu_stroit_11974576?u=https%3A%2F%2Fdocs.historyrussia.org%2Fru%2Fnodes%2F155212-pismo-zamestitelya-predsedatelya-amtorga-m-g-gurevicha-predsedatelyu-vsnh-sssr-v-v-kuybyshevu-i-narodnomu-komissaru-vneshney-i-vnutrenney-torgovli-sssr-a-i-mikoyanu-o-polozhenii-na-dneprostroe-12-iyulya-1928-g&t=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA&h=199337d934b344c89d6553f26118ced28bf31791" title="https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/155212-pismo-zamestitelya-predsedatelya-amtorga-m-g-gurevich..." target="_blank" rel="nofollow noopener">Источник</a>

Источник

<a href="https://pikabu.ru/story/kak_amerikantsyi_v_sssr_pomogali_plotinu_stroit_11974576?u=https%3A%2F%2Fdocs.historyrussia.org%2Fru%2Fnodes%2F155212-pismo-zamestitelya-predsedatelya-amtorga-m-g-gurevicha-predsedatelyu-vsnh-sssr-v-v-kuybyshevu-i-narodnomu-komissaru-vneshney-i-vnutrenney-torgovli-sssr-a-i-mikoyanu-o-polozhenii-na-dneprostroe-12-iyulya-1928-g&t=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA&h=199337d934b344c89d6553f26118ced28bf31791" title="https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/155212-pismo-zamestitelya-predsedatelya-amtorga-m-g-gurevich..." target="_blank" rel="nofollow noopener">Источник</a>

Источник

Точно не выяснил когда было сделано следующее фото, но предположу что тогда же, в 1928 году Купер по прибытии в Москву пробился к Сталину и высказал свои соображения:

Хью Купер слева

Хью Купер слева

В 1930 году был начат монтаж гидротурбин и гидрогенераторов. В процессе Винтер предложил сварную конструкцию генератора и ротора, которая стала инновационной, и позволила увеличить проектную выработку генерации. Пять генераторов поставила General Electric, а турбины был произведены компанией Newport News Shipbuilding (известные поставщики турбин на крупнейшие океанические лайнеры тех времён).
Кстати четыре генератора были произведены в СССР на ленинградском заводе "Электросила".

монтаж спиральной камеры турбины советскими рабочими

монтаж спиральной камеры турбины советскими рабочими

17 апреля 1932 года был пущен в работу первый агрегат, ещё четыре были запущены в течении года.

Хью Купер позирует на фоне ДнепроГЭСа

Хью Купер позирует на фоне ДнепроГЭСа

На торжественном открытии 10 октября 1932 года присутствовали Михаил Калинин и Серго Орджоникидзе. По легенде, первый ток пустил Александр Винтер. С трибуны Калинин объявил о награждении Винтера орденом Ленина. Так же были награждены орденами Ленина руководители строительства Веденеев и Роттерт. Награды получили и десятки рабочих - ударников труда, проявивших себя при строительстве.
Не обошли наградами и Хью Купера, а так же его сотрудников, участвовавших в строительстве :

Источник: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/385010-o-nagrazhdeni...

Они стали первыми иностранными гражданами, получившими Орден трудового знамени.

На момент ввода в эксплуатацию, ДнепроГЭС им В.И. Ленина был крупнейшим в СССР и Европе. Так же благодаря построенной системе шлюзов и поднятию уровня воды, Днепр стал судоходной рекой.

Вид на Днепровскую гидроэлектростанцию имени В. И. Ленина, 1978 год.

Вид на Днепровскую гидроэлектростанцию имени В. И. Ленина, 1978 год.

Вырабатываемая электроэнергия дала мощный толчок для развития промышленности в регионе, а так же стала основой для развития близлежащих советских городов.

Правила сообщества

Ниже краткие правила. Полная конституция здесь - Рождённые и Наследники, принятие Конституции и Символов
1. Вести себя адекватно. Логичное требование, которое нужно соблюдать для конструктивного общения.

2. Не нарушать правила площадки Пикабу. Все правила ресурса сохраняются и действуют в полной мере.

3. Не искажать историю СССР. Приветствуется критика, но важно, чтобы она была объективной и без необоснованных обвинений или злобы.
4. Не писать оскорбительные комментарии. Не оскорбляйте других пользователей и не пишите обзывательства в отношении Союза ССР.