161

Ка-26

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

В 1956 году в Советском Союзе начали широко использовать вертолеты Ми-1 и Ка-15 на сельскохозяйственных работах: удобрение почвы на полях, в садах и виноградниках, а также борьба с вредными сорняками и насекомыми. Опыт оказался очень эффективным. Было большое расширение авиационно-химических профилактик. С этим полностью не смогли справиться ни Ми-2, ни Ан-2. Сразу всем стало понятно, что появилась необходимость в вертолете широкого назначения. Ка-26 стал такой воздушной машиной.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Главное управление гражданского воздушного флота стало основным заказчиком этого вертолета (1964 год).Особенностью было его исключительное использование. Ка-26 представлял собой вертолет с двумя поршневыми двигателями и четырьмя стойками шасси, что в свою очередь привело к неидеальным аэродинамическим показателям. С одной стороны, он был медлительным (хоть скорость для трудового вертолета и не нужна), но, с другой, положительно отмечались компактность, высокая тяга, манёвренность и простая техника пилотирования.
Учитывая критерии стоимости и эффективности работы, Ка-26 считается одним из лучших вертолетов. В сравнении с тем же Ми-2 можно отметить, что Ка-26 обладает меньшей мощностью двигателя и меньшим весом, что не мешает ему перевозить такой же вес, как и Ми-2. А дальность и время полета превышают вдвое.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Практически все эксплуататоры этой летательной машины отмечают особую изюминку – наличие стеклопластиковых лопастей несущего винта, ресурс которых в десять раз превосходит металлические лопасти Ми-2. Конструкция технологии изготовления была забетонирована в 5 зарубежных странах. Ка-26 – это единственный вертолет в СССР, который получил сертификат по американской норме летной годности.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

За три года было сконструировано семь модификаций:
- Сельскохозяйственный. На замену грузопассажирской кабине смонтированы баки или бункеры для распыления и разбрызгивания химикатов (ширина распыленной полосы от 20 до 60 метров).
- Транспортный. В нем имеется либо грузопассажирская кабина на шесть человек, либо грузовая платформа на груз весом 900 кг.
- Санитарный. Специальная пассажирская кабина с двумя местами, приспособленная для больных на носилках, медработника с оборудованием.
- Лесо-патрульный. В основном использовался для патрулирования лесов и горных массивов, проводил спасательные работы при пожарах. Внутри вертолета вмонтирована электрическая лебедка ЛПГ-150.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Летающий кран. Широко применялся для грузоподъёмных работ весом до 900 кг.
Корабельный спасательный. В нем размещена лебедка ЛПГ-150-М3 (система подъёма пострадавших), спасательная лодка ЛАС-5М3 (имеет радиостанцию «Коралл», телевизионную камеру и аварийные баллонеты).
- Патрульный. Использовался Госавтоинспекцией, соответственно, на вертолёт были установлены громкоговоритель, электролебёдка, грузовой крюк. В отдельных ситуациях модифицировался телевизионной камерой.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

За весь период было сконструировано около 800 авиамашин на заводе в Кумертау. Они использовались в 17 зарубежных странах и установили пять мировых рекордов. В создании этого шедевра принимали участие руководитель ОКБ Н.И. Камов, главный конструктор М. Купфер, ведущий конструктор Ю. Петрухин, инженер по испытаниям В. Дордин и летчики-испытатели В. Громов и Е. Ларюшин.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Конструкция Ка-26

Фюзеляж комбинируется в форме «летающего шасси» с центровым отсеком – платформа прямоугольной формы, у которой спереди установлена кабина экипажа, а сзади размещены две хвостовые балки с горизонтальным оперением. Над центральным отсеком монтирован основной редуктор с главной системой, а с обоих боков – гондолы с двигателями М-14В26.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Кабина двухместная, с хорошим обзором и раздвижными дверьми. В ней также предусмотрена установка запасного комплекта управления. Сзади сидений экипажа размещён отсек приборного и радиоэлектронного оборудования. Транспортные вертолеты грузо-посадочной модификации оборудованы быстросъёмной подвесной кабиной с размерами 1,28 х 1,37 х 1,84 м и откидными сиденьями на шесть пассажиров. Войти в кабину возможно только через двухстворчатую дверь, а в полу размещён люк (0,5 х 0,7 м). Он используется для высадки и подъема людей. Вся кабина постоянно использует вентиляцию, присутствует система отопления и звукоизоляции.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост
Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост
Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Хвостовые балки сконструированы полумонококом из алюминиевого сплава. На них устанавливается горизонтальное и вертикальное оперение. Горизонтальное занимает площадь до 1,97 м2, оно состоит из стабилизатора с рулем и хорды. Вертикальное оперение состоит из двух рулей двухлонжерной конструкции и стеклопластиковой обшивки.
Шасси четырехопорное, неубирающееся, с форменными опорами и тормозными колесами (полубалонный тип). К главным опорам монтированы демпферы поперечных колебаний. Опоры передние, самоориентирующиеся, с полубалонного типа колесами. Размер калии главных опор – 2,24 м, передних – 0,9 м, база шасси −3,48 м.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Трехлопастные несущие винты вращаются противоположно, имеют шарнирное крепление лопастей. Друг от друга смонтированы на расстоянии 1,17 м (с учетом запаса по сближению). Втулки винтов из стали 40ХНМА с вертикальными и горизонтальными разнесенными шарнирами и осевыми с роликовыми и шариковыми подшипниками. На них установлен центральный ограничитель веса и гидравлический демпфер.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Лопасти винтов представлены в трапециевидной форме с хордой и профилями. Они изготовлены из фенольно-эпоксидного связующего и стеклопластика (из стеклоткани). Полый лонжерон переменного сечения, к нему устанавливают хвостовые секции и стальной узел лопасти. Носок лопасти защищается износостойким резиновым покрытием, внутри которого расположен противовес. На конце лопасти установлена камера с антифризной жидкостью, от которой осуществляется ее подача к носку.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Звездообразные поршневые двигатели М-14В26 составляют силовую установку (созданы конструктором И.М. Веденеевым). Они размещены в боковых гондолах центрального отсека фюзеляжа. Двигатели состоят из девяти цилиндров, редуктора, центробежного односкоростного нагнетателя и вентилятора.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

В топливную систему входят два передних и один задний баки. Общая емкость – 630 литров. В отдельных модификациях устанавливались дополнительные баки емкостью по 160 литров. К масляной системе относятся маслобак (38 литров), масляные насосы и маслорадиатор. Трансмиссия складывается из двух редукторов, комбинированных муфт сцепления, редуктора несущих винтов и соединяющих частей. Муфта сцепления и редуктор двигателя – это составные части М-14В26.
Редуктор основных винтов (Р-26) планетарный, двухступенчатый, используется для передачи мощности от двигателя на валы несущих винтов.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Электрическая система полностью обеспечивает работу систем и оборудования вертолета:
цепь постоянного тока, включающая в себя генераторы ГРС-3000;
аккумуляторная батарея;
преобразователи;
цепь переменного тока.

Все дополнительное оборудование Ка-26 разработано для выполнения специальных задач. Для сельскохозяйственных работ предусматривалось распространение жидких химикатов (бак емкостью 800 л, подвешенный к центральному отсеку) и распыление химикатов сыпучего типа (бункер емкостью 800 литров).

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Распространение и распыление осуществляется благодаря специальной системе. Защита дыхательных органов летчика работает по принципу противогаза. В вертолете монтирован механизм очистки воздуха и установлен специализированый фильтр-поглотитель.
Полет вертолета в тяжелых метеорологических условиях обеспечивается пилотажно-навигационным оборудованием. В его состав входят радиокомпас, радиостанция Р-860 и курсовая система.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

В 1964 году, постановлением Правительства СССР, было принято решение о производстве многоцелевого вертолета по заказу и для нужд гражданской авиации СССР - Ка-26. На самом деле, это уникальный случай, первый и единственный вертолет не военного назначения.
Появление этой машины, было вызвано ростом объемов работ малой авиации в сельском хозяйстве и существующий парк, уже не справлялся поставленными задачами.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Над разработчиками вертолета, не было жестких требований военного заказчика, это дало возможность творческой инициативы.
Компоновка вертолета, была далека от идеалов аэродинамики. Для вертолета, такого класса, это было не так и важна. А вот его соосная схема, четыре стойки шасси позволяли проводить очень тонкое маневрирование при выполнении работ. Лопасти, этого вертолета, впервые были сделаны из стеклопластика. Ресурс их эксплуатации был в 10 раз выше, чем у лопастей из металла (5000 часов против 500).

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост
Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Шасси было разработано, по принципу «летающего шасси». Такой способ, позволил расширить сферу применения Ка-26. За время производства было выпущено всего 800 машин разной модификации.
За время производства этой машины, она была экспортирована в 14 стран мира. В том числе в в ГДР, ФРГ. Вертолет Ка-26, был единственный вертолет, получивший в то время разрешение на эксплуатацию на территории США.

Ка-26 Ка-26, Вертолет, Малая авиация, Гражданская авиация, Сделано в СССР, Длиннопост

Тактико-технические характеристики Ка-26

- Начало использования: 1969 год
- Всего построено:: 816
Экипаж Ка-26
- 1 человек
Вместимость Ка-26
- 7 пассажиров
Габаритные размеры Ка-26
- Диаметр несущего винта: 13,00 м
- Длина фюзеляжа: 7,75 м
- Ширина фюзеляжа: 3,64 м
- Высота с вращ. винтами: 4,05 м
Вес Ка-26
- Масса пустого: 2072 кг
- Нормальная взлётная масса: 3060 кг
- Максимальная взлётная масса: 3250 кг
Двигатель Ка-26
- Тип двигателя: 2 поршневых двигателя воздушного охлаждения М-14В-26
- Мощность: 2 х 325 л. с.
Скорость Ка-26
- Крейсерская скорость: 130 км/ч
- Максимальная скорость: 160 км/ч
Дальность полёта Ка-26
- 520 км
Практический потолок Ка-26
- 3000 м

Авиация и Техника

11.3K постов18.4K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу