1877

К слову о том, почему школьники ненавидят учить стихи

В интернете наткнулся на вопрос одной дамы: "Кто-нибудь мне объяснит, откуда эти трагедии вокруг учения стихов наизусть? Это ж наименее сложное из всего, что можно с текстом делать. В смысле, принудительно расширять об него словарный запас и чувство ритма. Другие задания, вроде анализа стилистики, синтаксического разбора, написания эссе с хренадцатью критериями оценки и пр. куда сложнее [...]"

Мне кажется, причины этих школьных "трагедий" не в трудности что-то выучить. А в том, что школьнику не ясно: нахрена мне нужно учить это непонятно-возвышенное старьё? "Во глубине сибирских руд...", "Я помню чудное мгновенье..." Непонятные, неактуальные молодому человеку переживания, темы, язык! А учить надо, чтобы не схлопотать двойку. То есть, принудиловка страхом. В итоге человек давится, учит и на выходе имеет стойкое отвращение ко всем этим Пушкиным, Жуковским и Лермонтовым.

Отвращение усиливается ещё тем, что образовательная традиция (из благих побуждений!) "стерилизовала" поэтов, превратив их забронзовевших, мёртвых "святых". Если бы школьникам объясняли, что Александр Сергеевич был тем ещё повесой, любил выпить в дружеском круге (тех же лицеистов), страстно обожал красивеньких женщин, остро троллил неприятелей меткими эпиграммами (иногда - с матом!), которые потом расходились по рукам, ходил с тяжёлой тростью, чтобы натренировать хватку для держания пистолета на случай дуэли, и так далее, и тому подобное. То есть, если бы показывали живого человека своего времени, со всеми выходками, глупостями, недостатками и курьёзами, при этом объясняя значение и красоту того, что он создал - глядишь, условный школьник иначе бы посмотрел на портрет непонятного кудрявого дядьки. И стихи его, может быть, немножко бы ожили.