Jeff Wayne`s War of the world (1998)
Я думаю, что многие слышали о компьютерных играх по фильмам, сериалам, книгам, даже по мотивам реальных событий. А слышали ли вы о игре, созданной по мотивам рок-оперы? Если нет, то я расскажу вам о прекрасной стратегии «Jeff Wayne`s War of the world» и о том, чем вдохновлялись её авторы.
*Если вам интересен только обзор игры, то можно сразу перейти к 3 части.
1. Сумбурно о книге
В начале было слово... А если точнее - книга «The War of the Worlds» легендарного фантаста Герберта Уэллса. Вышедший в 1897 году, роман молниеносно стал невероятно популярным, впервые представив читателям новый сюжет - вторжение на землю враждебных пришельцев. И не мудрено. В произведении было все: интересный сюжет, цепляющие персонажи, сцены сражения британской армии и марсиан, эпичный бой броненосца и марсианского треножника и даже немного критики церкви.
И вскоре полки книжных магазинов были завалены книгами авторов, стремящихся подражать Уэллсу или прямо продолжить его историю. Марсиане высаживались в США и Европе, эпизодические персонажи разрастались до полноценных героев и даже Никола Тесла полетел на Марс мстить марсианам.
Не буду углубляться в литературные изыскания более подробно, лишь скажу, что книга произвела на литературный мир огромное влияние и успела перерасти в вызвавшую панику в США радиопостановку, по её мотивам сняли несколько фильмов, сделали прекрасную рок-оперу и даже аниме.
По тому как в разные годы художники изображали треножники можно вообще отдельное исследование проводить о том как этот треножник через сто лет стал таким, каким вы могли видеть его в экранизации Спилберга.
2. Немного о музыке
В 1978 году Джефф Уэйн выпускает музыкальный альбом «Jeff Wayne`s War of the world» по мотивам книги Уэллса и в тот же год альбом становится одним из хитов продаж и в течение 6 лет не выходит из музыкальных чартов Великобритании, приобретая статус культового у себя на родине, а чуть позже выходит в качестве музыкальной постановки. Именно при подготовке оперы дизайнерами, сотрудничавшими с Уэйном, разрабатываются модели марсианских треножников, которые впоследствии лягут в основу компьютерной игры. Огромные, но быстрые и мобильные боевые платформы, похожие на хромированных насекомых, которые готовы сокрушить все на своем пути - таковы марсианские машины в представлении авторов.
Само представление помимо прекрасной музыки может порадовать очень высоким техническим уровнем. Шутка ли - Война миров Джефа Уэйна стала одним из первых крупных театрализованных представлений, что использовали компьютерную 3Д графику и голограммы в ходе выступления.
Если будет возможность посмотреть видеозапись этой рок-оперы - очень советую ознакомиться (как оригинальную, так и Новое поколение). А теперь, с вашего позволения, перейдем непосредственно к игре.
Голограммы, пиротехника и огнеметы, огромный треножник на сцене и потрясающая музыка в живом исполнении. Jeff Wayne's Musical Version of The War of the Worlds – The New Generation стоит того, чтобы её посмотреть.
3. О самой игре
Игра Jeff Wayne`s War of the world была создана совестными усилиями Rage software и GT interactive в 1998 году (в 1999 году вышла одноименная игра на Playstation 1, но сменила жанр и стала аркадной танко-бронеавтомобильной пострелушкой с обучающей миссией, достойной тренировки в гараже из первого Драйвера) представляла из себя достаточно необычную стратегию в реальном времени с элементами глобальной стратегии. Нам предстоит возглавить штурмовые силы марсиан или же отряды британской армии и обеспечить противной стороне приятное времяпрепровождение.
Отряд бронеавтомобилей против разведки пришельцев. У людей нет ни одного шанса.
Начнем с графики и музыке в игре. Саундртек и звуковые эффекты взяты создателями напрямую из рок-оперы, что является огромным плюсом. Услышать в игре минусовки Eve of war или же Red Weed - не только приятно уху, но и позволяет окунуться в атмосферу с головой. Этому способствует и дизайн игровых меню - для британской армии создатели стилизовали их под "ретро" с печатными машинками и картотеками, а для марсиан - под "цифру". Радуют глаз и треножники самых разнообразных видов и размеров от простых строителей, больше похожих на жуков, до летающих платформ - от каждого из них просто веет какой-то ретрофутуристичностью. И это еще одна отличительная черта игры - она одновременно обладает налетом ретрофутуризма и стимпанка, что, согласитесь, явление достаточно редкое.
Самое начало игры. До падения первого цилиндра марсиан всего пару часов игрового времени.
А теперь столь же сумбурно мы поговорим о геймплее.
Как я отметил выше - игра делится на два основных режима: стратегический и тактический. В ходе стратегической части перед нами открывается карта Англии на которой мы можем передвигать наши войска, стоить новые боевые единицы и изучать новые технологии. Интересным аспектом является зависимость развития каждой из сторон от технологий оппонента. Так, например, технология ПВО открывается только после появления у противника летающих юнитов, требуя от игрока отбивать первые атаки неспециализированными войсками.
Так же на стратегической карте нам необходимо отслеживать боеспособность войск, производить их ротацию и отправлять их на ремонт, планировать атаки и, при необходимости, отводить войска для обороны провинций.
Основа игры за землян - грамотная организация и планирование обороны. В течение первых месяцев только она поможет устоять под натиском марсиан.
А теперь поговорим о режиме тактическом, в котором нам предстоит отстраивать оборону в конкретных провинциях и вести бои против врага. И вот именно здесь кроется один из ключевых недостатков игры. В подавляющем большинстве игр, совмещающих тактический и стратегический режим, мы можем заказывать строительство зданий и оборонных сооружений непосредственно в стратегическом режиме (яркие примеры - Star Wars: Empire at war или Dracula: Reign of terror). Здесь же мы вынуждены каждый раз переходить на карту каждого конкретного региона, дождаться загрузки карты, ставить задачи саперным и инженерным группам и после этого возвращаться на общую карту. Да и сам механизм перехода не сильно то и интуитивен. Нам нужно кликнуть правой кнопкой мыши на одно из строительных подразделений на глобальной карте и выбрать команду перехода в тактический режим, а потом все то же самое, но в обратном порядке. Согласитесь, звучит запутанно. Но со временем привыкаешь к этой рутине.
Сама игра достаточно проста - развиваем технологии, захватываем сектора, отстраиваем базы, организовываем оборону, атакуем врага и так до победного конца. И если с развитием и строительством мы немного разобрались, то как происходят сами сражения?
Наши ударные треножники достигли незащищенной базы врага. Победа будет быстрой.
После загрузки карты мы видим наши войска. Подкреплений не будет, так что нам придется довольствоваться теми силами, что мы первоначально ввели в регион. Задачи бывают двух типов: если мы атакуем, то наша задача уничтожить все войска и здания противника, а если обороняемся - уничтожить все войска нападающих. Так же можно отвести свои войска на один из обозначенных выходов с карты и вывести их из боя, что бывает полезно если понимаешь, что поражение неизбежно.
Еще одним интересным аспектом игры является асимметричность геймплея. Людские войска вынуждены передвигаться только по доступной им территории (автомашины и танки передвигаются только по земле, а суда и подлодки только по воде), в то время как марсианские войска могут перемещаться достаточно быстро по любой территории. Техника землян слабее марсианской, но изготавливается в большем количестве. Такая разница сторон влияет и на геймплей, стимулируя землян к медленным рашам, а марсиан к быстрым обходным маневрам.
Подводя итог хочу сказать, что несмотря на все свои недостатки "Jeff Wayne`s War of the world" может быть интересной и увлекательной. Победив управление, начинаешь получать искреннее удовольствие от геймплея и дизайна.
Если еще не успели прочесть книгу - прочтите. Не видели рок-оперу - посмотрите. Не играли в игру - сыграйте. Ни видели фильм Спилберга или экранизацию от The Asylum - и не стоит.
P.S.: Спасибо интернетам за скриншоты, подписчикам за их существование, а мне за ошибки и опечатки.