Изменение восприятия процесса терапии и отказ от идеи "самоизменений"
А могу ли я сам себя излечить?
За последние дни состоялось две забавных для меня переписки про личную терапию. Переписки были про то, "А можно ли техниками себя самого терапевтировать?". С 16 до 24 лет, я каждую неделю делал технику, которая называется "Реимпринтинг", она описана Робертом Дилтсом в книге "Изменение убеждений". В итоге, не смотря на огромные затраты сил, у меня не получилось изменить свою жизнь в плане значимых сфер, типа отношений, работы, финансов и т.д.
Хотя я считаю, что действительно научился делать саму технику разрушения якорей и работать с системами отношений. И вот я пытался донести эту простую истину своему собеседнику. Точнее будет сказать, я объяснял с каким одним элементом эта техника работает, без каких других элементов она работать не может и предлагал идти к психологу и не тратить время в надежде, что навык преодолевать психзащиты сформируется во время их активной работы, да ещё и самостоятельно.
Идея самотерапии и её формы.
Хочется сказать, что моё отношение к процессу терапии за эти годы очень сильно поменялось. Когда я заходил в эту историю я был уверен что терапия, буквально, сделает из меня другого человека. Нет я конечно понимал, что лицо останется то же самое, ДНК, тело, и цвет глаз.
Но я верил, что я буду качественно по другому мыслить, двигаться, думать, разговаривать. Опять таки в самом начале я не сильно понимал откуда эта идея, "проработаться самому".
Сейчас осознаю, что по большому счету, эта мысль является как раз частью проблемы. Идея, что можно "загрузить сохранение" и вернуться в изначальное состояние, также часто встречается. Эта идея транслируется в массы, но почему она так хорошо приживается? Откуда это желание "лечить себе зубы самостоятельно", по инструкциям из интернета?
Как травма превращается в идею самопроработки.
У моего терапевта следующая точка зрения на травмы: человек в какой-то момент времени попадает в невыносимые условия, а самое главное остается в них без поддержки близких (Родителей, друзей, любимого человека).
То есть если условно я попадаю в тяжелые, травмирующие условия, но при этом меня поддерживают, обнимают, говорят что любят, сочувствуют и вообще остаются со мной, то с большой вероятностью травмы не образуется.
А теперь вернемся в самое начало. Я и многие другие люди, идут в психотерапию с идеей, сначала, что они сами себя починят.
А потом, что кто-то их переделает и сделает такими людьми, какими они хотели бы быть, или какими их хотят видеть их близкие.
Или что сейчас психолог что-то сделает, и вот все вокруг наконец услышат и поймут, и войдут в положение (Мир изменится под человека).
Вам это ничего не напоминает?
То есть с ними произошло нечто, где они оказались один на один с некой проблемой, их никто не поддержал, им может быть в грубой форме навязывали ожидания в духе: "Должно быть так, и точка".
И переживание этого опыта настолько сильное, что теперь даже, казалось бы, имея желание решить свою проблему, люди с непростой личной историей снова, в который раз, пытаются остаться один на один с непростой ситуацией.
Таким образом травма как бы повторяется, и чем больше наш герой не может сам справиться с ситуацией, тем ближе он к состоянию, где внутренний голос нападает и говорит: "ты не такой как я хочу, а значит ты плохой, я тебя не люблю!".
Свет, камера, мотор и вот мы на съемках фильма "День сурка и старые грабли".
Но некоторые всё же доходят до кабинета с вывеской "психолог".
(Продолжение во 2 части)