Из жизни русских туристов или кризис среднего возраста

Не знаю почему в Москве так часто бывает серая погода.

От нее я устал больше всего.

В день нашего отлета погода была именно такая. Небо будто накрывают унылой тканью из строительного магазина и все вокруг тонет в этих невеселых оттенках. В таких декорациях мы мчим в аэропорт. Ну как мчим. Ползем в бесконечной пробке. Впереди солнечная Бразилия, Рио-де-Жанейро, пляжи, мулаты, кайпиринья и прочая романтика субтропического климата.

Не знаю, как вы боретесь с кризисом среднего возраста, но мы выбрали именно такой способ. Когда дети взрослые и самостоятельные, когда на работе уже несколько лет одно и тоже, когда нет долгов и ипотек - что еще остается делать? Конечно, ехать туда, где тебя никто не ждет и не знает. На календаре август 2021-го, почти во всем мире свирепые ограничения на въезд, поэтому выбор был несложный. Бразилия пускает граждан России без всяких условий, кроме ПЦР-теста. Что ж, мы едем.

Под грустно капающим дождиком катим сумку в огромный стеклянный тубус терминала Домодедово. Контроль багажа на входе, поиск стоек регистрации, очередь из загадочных женщин в черных одеждах. Все они летят в Катар, где у нас будет пересадка до Сан-Паулу. Женщины окружены грудами огромных чемоданов, мужчинами, главами семейств и бегающими под ногами детьми. На фоне их строгих черных одежд мы выглядим легкомысленными чудаками: всего одна сумка на двоих и небольшие рюкзачки.

В самолете жена моментально находит корейские сериалы, а я наблюдаю через камеру внешнего обзора, как мы катимся по бетонным плитам к взлетной полосе. Приходит мысль, что "все уже позади, и впереди что-то совсем другое". Что именно другое, неизвестно, но от этого интереснее.

Пилоты дают полный газ и нас вжимает в спинки кресел. Полетели!

Пересадка в Катаре. Аэропорт Доха поражает своими размерами и чистотой. И ценами тоже: любая пачка сигарет 11 долларов. Привет, самый дорогой эмират на планете.

После стерильно чистого катарского аэропорта, Гуарульюс грязноват, темноват и как-то провинциален.

Горы мусора, однообразные хибарки, кое-как слепленные из кирпича и строительных блоков. За окном проплывают трущобы. Двух-трехэтажные строения, прилепленные друг к другу, как в муравейнике. Их бесконечная каша закрывает весь обзор, и кажется, что вокруг нет ничего, кроме этих фавел. Не так я себе представлял Бразилию! Ветка наземного метро Гуарульюс-Луз тянется через унылые грязные районы. Зато она позволяет быстро и недорого добраться из аэропорта в центр Сан-Паулу. И напрочь испортить вам первое впечатление от Бразилии. Ей-богу, лучше на такси. Гораздо дороже, зато не так уныло. Метро в Сан-Пауло стоит 4,40 за одну поездку, такси из аэропорта минимум 70-80 реалов. Это Uber. Муниципальное такси берет еще больше.

Так или иначе, мы приезжаем на станцию Луз, пересадочный узел. Отсюда еще один перегон подземкой и мы на месте. Сао-Бенто, исторический центр крупнейшего мегаполиса Южной Америки. Апартаменты в не менее историческом здании, с видом на небоскребы. Первое, что хочется сделать после 14-часового перелета - принять душ и спать. Но я иду в ближайший меркадо, за кашасой и фруктами. Кашаса, местный ром из сахарного тростника, удивительно дешевая, всего 10 реалов за литр. Это примерно 150 рублей на наши деньги. Фрукты тоже недороги.

- Бригада! - говорю я кассиру и выхожу с пакетом покупок на улицу.

Возле входа в магазин, слева и справа, расположились бродяги. Один просто спит, выставив грязные ноги из-под серо-буро-малинового одеяла, второй попрошайничает. Впрочем, делает это скромно, без надрыва, протягивая пластиковую чашку к каждому проходящему мимо. Я тоже иду мимо и тут же наступаю в говно.

"К деньгам", - злобно думаю я, безуспешно пытаясь оттереть подошву об бордюрный камень. Попрошайка наблюдает за мной с насмешливым выражением лица.

Друзья, вот вам первое правило большого бразильского города: не живите в центре. Центр это скопище бродяг и бомжей, живущих на грязных вонючих улицах. Узкие улицы между высоченными зданиями, еще более узкие тротуары, из темных углов воняет мочой. Стены исписаны черными закорючками.

Сейчас, после 3-х месяцев жизни в разных местах Бразилии, я могу сказать, что это красивая и интересная страна. Но впечатления от первых дней в Сан-Паулу были довольно мрачными.

С высоты шестого этажа ночной город выглядит довольно привлекательно. Светятся окна в домах, потоком едут машины... Мегаполис, да. Мы разливаем кашасу по стаканчикам и отмечаем приезд. Здравствуй, Бразилия, привет южному полушарию. После непродолжительных посиделок падаем спать.

Утренний город пахнет на удивление бодро и свежо. Яркое солнце высвечивает бесконечную перспективу бетонных башен, до самого горизонта. Сан-Паулу поистине огромен. Мы идем по нему наугад, куда получится. На пешеходном мосту Санта-Ифигения торговцы разложили товар прямо на земле и криками привлекают покупателей. Мелкая частная торговля тут везде и всюду. Магазины и кафе выходят на улицу узеньким входом, так что пройти мимо и не заметить их очень легко. Но за входным проемом скрывается длинная кроличья нора, в которой стоят столики, сидит и балагурит народ, бормочет на португальском непременный телевизор в углу.

Мимо проходит девица вполне офисного вида, на ходу покуривая косяк. Свободная страна, однако. Ближе к площади Сэ уличный проповедник яростно кричит на толпу прохожих. Ты пытаешься понять суть происходящего, а сбоку уже раздается интимный говорок зазывалы: - Синьор, золотые украшения для вас! Очень недорого! Пойдем в наш магазин, амиго!

Золотые украшения остаются в закромах, а нашему взору открывается готический собор, окруженный осадным лагерем из палаток и одеял. На обширных ступенях входа сидят разнообразно раздетые воины улиц и громогласно судачат, как на птичьем базаре. Бразильцы вообще любят громко разговаривать, а те, которые спят на улицах - тем более. Атмосфера вокруг, хоть и пахнет не очень, вполне дружелюбная. Народ общается, смеется и пританцовывает под музыку. Счастливые люди. Но телефоном и кошельком лучше не светить. И не курить. На огонек сигареты, как мотыльки, слетятся окружающие. Так что не стоит. Хотя, если вы любите приключения…

- Смотри, японец! – навстречу нам шагает дедушка из мультфильмов Миядзаки. Седой, бородатый, невысокий. Идет дед по тротуару, а сверху торчит фонарь на красной ноге, а сбоку вывеска с иероглифами. Батюшки-светы, никак Япония вокруг. Сан-Паулу умеет удивлять неожиданной сменой декораций. Катерина тащит меня в магазин (о, женщины). Если хотите почувствовать себя гостем с другой планеты, сходите в японский или корейский продуктовый магазин. Примерно половина товаров вызывает вопрос: "Что это, для чего это?". Незнание языков добавит переживаний. Жена выбирает самую вонючую капусту и мы уходим из этого инопланетного царства.

- Неужели ты будешь это есть?

- Это же кимчи, ням-ням!

На маленькой площади ярмарка, из-под навесов клубится пар и дым. Жареные креветки на палочках, горячая лапша, лепешки, какие-то большущие пельмени, разноцветное мороженое. К палаткам очереди. Очевидно, японская еда в Бразилии весьма популярна. Мы не остались в стороне от этого праздника кулинарной жизни и зашли в крохотный ресторанчик, где поели чего-то этакого, типично японского. Женщины в белых кимоно услышали от Катерины "аригато", разулыбались, начали кланяться.

Выходим на улицу и опять попадаем в водоворот гуляющих людей, кричащих торговцев, фотографирующихся туристов. Катюша показывает мне разные витрины и объясняет, какие из них написаны японскими, а какие корейскими иероглифами.

День плавно заканчивается. Август по местному календарю зима, поэтому и темнеет рано. Перед поездкой мы начитались всякого о местных обычаях. Один из них гласит: "Когда город засыпает, просыпается мафия". Поэтому с наступлением темноты лучше быть дома. Тем более, если ты живешь в центре.

Особенно остро мы прочувствовали справедливость местных обычаев по пути домой. По неопытности проехали свою остановку метро и вышли на следующей, станции Луз. Наверху готовые декорации для съемок эпизода «опасная дорога к дому через хреновый район». Заброшенные здания с выбитыми стеклами, палатки из картона и одеял, где-то что-то горит и воняет, стремного вида личности позыркивают глазами. Внутренний мимиметр показывает «алярм, алярм, валите отсюда!». Валим.

- Больше я в этот район не пойду! Здесь страшно.

- Сам не хочу, слушай.

Приятно сидеть у окошка, со стаканом кашасы в руке. Внизу шумит и блестит огнями город. Боа нойче, Сан-Паулу.