История уроженки Ростова-на-Дону, переехавшей в Камбоджу

«Тут во всем винят русских»

История уроженки Ростова-на-Дону, переехавшей в Камбоджу


Маленькая Камбоджа еще не так популярна среди любящих экзотику туристов, как Таиланд или Вьетнам. Но это не значит, что страна не интересна иммигрантам — некоторые искатели лучшей жизни по достоинству оценили теплый климат и доброжелательный социум. В рамках цикла материалов о соотечественниках, перебравшихся за границу, публикуем рассказ Елены из Ростова-на-Дону о жизни здесь и там.

История уроженки Ростова-на-Дону, переехавшей в Камбоджу ПВО, Пора валить, Здесьитам, Антитуризм, Москва, Россия, Камбоджа, Пномпень, Длиннопост

Камбоджийский принц


Я родилась и выросла в Ростове-на-Дону. Там же поступила в университет, и на первом курсе познакомилась с будущим мужем. Он уроженец Камбоджи, в Россию приезжал учиться. Наверное, это действительно была судьба: по желанию родителей он должен был учиться на врача в Санкт-Петербурге, но в итоге выбрал экономическую сферу, и мы оказались в одном университете. А я, всю жизнь представлявшая своего будущего мужа блондином с голубыми глазами, влюбилась с первого взгляда.


Мы начали отношения, но с камбоджийскими особенностями: показывать привязанность на людях там считается неприличным, понятия гражданского брака вообще нет. Когда мы гуляли вместе, он отпускал мою руку и отходил на шаг в сторону, когда мимо проходили люди. Такие отношения нам, русским, кажутся очень странными. У меня даже закрадывались сомнения: а есть ли вообще чувства? Но я пыталась понять его и привыкала к менталитету его страны.


Роды - только в России


Долгое время мы жили в России. В 2006 году сыграли нашу первую свадьбу, которую смогли организовать полностью самостоятельно. А через два года, перед переездом, сыграли вторую свадьбу — в Камбодже, на этот раз для родителей мужа и всех их знакомых. На свадьбе было «всего лишь» 400 человек, из которых я знала не больше 10. Все пришли убедиться, что я собираюсь переехать в Камбоджу, не преследуя каких-либо меркантильных целей, ну и вообще — хотели понять, что я за человек.


Вскоре после второй свадьбы мы снова вернулись в Россию, где у нас родился первый ребенок. Муж очень тепло относится к детям. В Камбодже невероятно развит культ семьи. В России тяжело представить, что мужчина может быть таким заботливым, скорее отец должен быть суров и справедлив. Потом я настояла на втором ребенке, и он снова родился в России. Уровень медицины в Камбодже значительно ниже, чем в России, я бы не хотела там рожать. Так что мы уехали только после появления на свет второго ребенка — все было спланировано.


Жизнь в столице Камбоджи


В 2011 году мы с мужем и двумя маленькими детьми переехали в Пномпень — столицу Камбоджи. Там мы прожили восемь месяцев. Устроиться на работу молодому специалисту в Камбодже так же сложно, как в России. Без связей хорошую работу не найти, поэтому муж часто уезжал в командировки на два-три дня в разные провинции, а я оставалась с детьми и его родителями.


Было, конечно, очень тяжело: новая страна, незнакомые люди и никакого общественного транспорта! В какой-то момент я думала все бросить и уехать домой, на родину. Но родители мужа всегда мне помогали, с ними я никогда не чувствовала себя чужой. Более того, постоянные отъезды мужа помогли мне выучить кхмерский язык, на котором я сейчас свободно разговариваю.


Получить гражданство Камбоджи очень сложно: брака недостаточно. В связи с этим я не могу официально работать гидом, по закону лицензированным экскурсоводом может быть только кхмер. Найти англоязычного гида здесь несложно. Более того, будучи резидентами страны, они не платят за вход в храмовый комплекс Ангкор, что значительно влияет на стоимость этой популярной экскурсии. Я работаю гидом-фрилансером: люди находят меня через знакомых или социальные сети. Сейчас уже есть своя база контактов. К счастью, многие русские не знают английского языка, поэтому я — то что им надо!


Жить как кхмер


Крайне осложняет жизнь и увеличивает расходы отсутствие супермаркетов. Европейская еда, как и во всей Азии, здесь дорогая. Молоко и масло, без которых, как мне казалось, жить невозможно, стоят дорого, а используются быстро. Поэтому сейчас мы живем и питаемся как кхмеры.

История уроженки Ростова-на-Дону, переехавшей в Камбоджу ПВО, Пора валить, Здесьитам, Антитуризм, Москва, Россия, Камбоджа, Пномпень, Длиннопост

Конечно, грандиозная экономия на одежде! Тут несколько сезонов: жарко, очень жарко и слишком жарко. Вот и получается меньше затрат. В целом на все наши потребности и желания в месяц мы тратим около 1600 долларов. Наверное, если бы мы обладали такими ресурсами в России, у нас было бы все. Но тут жизнь дороже.


Русские по всем виноваты


К русским здесь пока еще хорошо относятся. Но все чаще в новостях о каких-то беспорядках и происшествиях фигурируют наши соотечественники. И вот теперь мы во всем виноваты: идет голый человек по пляжу — значит, русский. Он немец на самом-то деле, но кто будет разбираться?


Источник: https://lenta.ru/articles/2017/02/20/cambodja/