История развития шахматных фигур.

Шахматные фигуры не всегда ходили привычным нам способом. Так ферзь изначально  был крайне слабой фигурой, а слон мог  перепрыгивать только через одно поле по диагонали...

История развития шахматных фигур. Шахматы, История, Шахматные фигуры, Сейраван Яссер, Длиннопост

Величественная поступь короля


Король — это монарх; в Индии он раджа, в Персии — шах, во Франции — король. Король — самая главная фигура на доске, хотя бы потому, что его потеря означает проигрыш партии. Тот факт, что король является самой важной фигурой, не означает, что это самая сильная фигура. Он не может перепрыгивать через другие фигуры (как это делает конь), и не может быть принесен в жертву.


Король всегда ходил точно так же, как он ходит сегодня, за исключением рокировки — перестановки король-ладья, — которая была введена примерно в XIII веке. Король может перемешаться на одну клетку в любом направлении, будь то по горизонтали, вертикали или диагонали, как вперед, так и назад.


Рождение ферзя


В индийской игре чатуранга, существовавшей более 1400 лет тому назад, ферзь был самой слабой фигурой, диапазон действия которой распространялся на ближайшие четыре клетки по диагонали от поля, на котором он располагался. В то время эта фигура называлась мантри, что в переводе означает советник короля. Когда игра проникла в Персию, то мантри превратился в ферязь (что означает мудрец). В Европе это название нигде не переводилось дословно. С самого начала фигура называлась госпожа (в английском языке Lady, в испанском — Dama). Европейцы считали, что для короля вполне естественно иметь супругу, и поэтому во многих странах госпожа стала называться королевой.


Примерно в 1475 году сфера действия ферзя расширилась, превратив его в самую сильную фигуру на доске. Итальянцы описывали ее эпитетом furioso, а новую игру определяли словами scacchi alia rabioso (бешеные шахматы), что не имеет ничего общего с душевным состоянием шахматистов!


Совместно с объединенными силами слона и ладьи ферзь может контролировать впечатляющее число полей. За один ход ферзь может пойти на любое расстояние по горизонтали, вертикали или диагонали. Он может двигаться назад, но не может перепрыгивать через другие фигуры.


Ладья — не крепость


Вплоть до XV века, когда ферзь стал самой сильной фигурой, бал на доске правила ладья. Эта фигура была настолько важна, что атаковавший ее игрок должен был предупреждать противника словами “Шах ладье”.


Хотя сила ладьи не менялась на протяжении всей истории шах¬мат, ее название подвергалось различным изменениям. Ее изначальное название было ратха (что на санскрите значит колесница), а в Европу она попала под арабским названием рукх. Итальянцы использовали созвучное слово рокко, что означает башня. Так как рокко — это маленькая башня, то западные европейцы пошли двумя путями: они стали или использовать перевод слова башня на их язык {tour по-французски), или использовали слово, созвучное итальянскому рокко {Rook по-английски). Таким образом, несмотря на то, что колесница чуть-чуть и напоминает башню на колесах, современное английское название (Rook) произошло в результате случайного сходства звучания арабского и итальянского слов и связи между башнями и королями.


Ладья — одна из самых сильных шахматных фигур. Она может передвигаться на одно и более полей по горизонтали и вертикали. Как и большинство других фигур, она не умеет перепрыгивать через вражеские или свои фигуры, но может двигаться вперед, назад и вбок. По диагонали она не ходит.


В старинных индийских шахматах ладья имела вид колесницы — по аналогии с боевой единицей, которая на огромной скорости прорывает шеренги противника.


Слон, бегун и епископ


Предшественником современной фигуры, которую в Англии называют епископ (Bishop), слона был фил или аль-фил (что означает слон). Эта фигура была значительно слабее ее нынешнего аналога, так как могла перепрыгивать только через одно поле по диагонали.

Европейцам, которые никогда не видели слонов, было трудно найти место этому животному при дворе короля. Со временем эту фигуру стали называть в Италии alfiere (что значит знаменосец), в Германии Laufer (что значит бегун). Во Франции стилизованное изображение слона из индийских шахмат было принято за колпак придворного шута, поэтому фигура стала называться Fou (что значит шут). В Англии фигура напоминала головной убор епископа, что хорошо вписывалось в тогдашнюю структуру власти: король, королева и церковь.


Слон считается фигурой, по силе примерно равной коню, хотя многие пишущие о шахматах авторы отдают небольшое преимущество слону. К концу XV века слон утратил умение прыгать через поле, зато приобрел способность на перемещения по диагонали на любое расстояние и в любом направлении. Так же, как ладья, король и ферзь, слон не может перепрыгивать через фигуры.


Слабостью слона является то, что его передвижение на протяжении всей партии ограничено полями одного цвета. Это ограничение вредит его эффективности, но два слона, действуя в связке, могут рассечь позицию противника как ножницами. Их команда очень сильна.


Конь


Конь не менялся в течение 1400 лет, менялись только его формы, а его передвижения по доске остаются такими же, как в момент изобретения шахмат. Конем эту фигуру называли персы, индусы и арабы, и так как его легко распознавали европейцы, то во многих странах за ним сохранилось это название. В других странах, включая Англию и Францию, конь получил всадника и превратился в рыцаря, став в один ряд с королем, королевой и епископом.


Из всех фигур у коня самый необычный способ передвижения. Он идет две клетки по вертикали, затем одну по горизонтали, или две клетки по горизонтали и одну по вертикали. В итоге получается необычный Г-образный маршрут. Конь может двигаться назад, и он является единственной фигурой, которой разрешено перепрыгивать через других воинов.


Скромная пешка


Пешки — самые слабые участники сражения. Они прокладывают дорогу для более сильных фигур и часто жертвуют собой ради славы своей армии. Оригинальное название пешки на санскрите — падати. Сравнив это слово с латинским словом, обозначающим ногу, pedis, становится ясно, почему пешку часто сравнивают с солдатом-пехотинцем. Действительно, арабское название пешки байдак означает именно это.


С самых первых дней существования шахмат у пешек один и тот же основной способ передвижения: на одно поле вперед за один ход. Это единственная фигура, которая не может двигаться назад, а также единственная, берущая фигуру соперника отличным от своего движения способом. Пешка производит взятие, перемещаясь на одно поле по диагонали. Поместив свою пешку или фигуру непосредственно перед вражеской пешкой, можно парализовать вторую.


Когда в эпоху Возрождения шахматы сделались более динамичными, пешки получили два новых дополнительных движения. Первое — взятие на проходе: если пешка ещё не сделала ни одного хода в партии, то теперь у нее имеется возможность пойти на одно или два поля вперед. Но брать на два поля по диагонали она не может.


Превращение пешки: второе изменение имеет значительно более глубокое значение. Пешка может казаться незначительной, но теперь она далеко не бессильна! Как гусеница, пешка мечтает о метаморфозе. Для этого ей только нужно не спеша пройти доску до 8-й горизонтали (до 1-й для черных) и она тут же превращается в фигуру того же цвета. Она может стать ферзем (обычный выбор), конем, слоном или ладьей; она не может превратиться в короля или остаться пешкой. Теоретически можно иметь на доске девять ферзей одновременно, если все ваши восемь пешек достигнут последней горизонтали! Изначально пешка могла превратиться только в слугу (первоначальная слабая разновидность ферзя). После огромного увеличения силы ферзя провод пешки стал одним из ключевых элементов стратегии во многих партиях.


Из книги "Шахматный учебник беспроигрышной игры". Автор Сейраван Яссер.