История развития мобильной связи в России

Длиннопост. Часть 2

В 2000 году в мобильные телефоны были всё ещё дорогой штукой, недоступной рядовому студенчеству, которое во всю пользовалось пейджерами, выстраиваясь на переменах в огромные очереди к бесплатному факультетскому телефону, чтобы сообщить абоненту Иванову, что после пары будут ждать его на углу.

В начале 2000-х, когда началась массовая телефонизация, цены у операторов были в… долларах США. Это было настолько привычно и естественно, так как в долларах оценивались решительно все крупные и ценные вещи — машины, квартиры и т.д. Операция по конвертации валют легко совершалась в уме любым индивидом старше 10 лет.

На смену доллару пришел вовсе не рубль, а стыдливый у.e. У.е. — условная единица, которая в большей части случаев была равна все тому же доллару. Несложно догадаться, что операторов связи что у.е., что доллары вполне устраивали — оборудование и ПО они за те самые доллары покупали за рубежом.

Тарифы могли элегантно сочетать в себе доллары и у.е., вот, например, описание тарифного плана МТС «Авангард» на момент их выхода на рынок Северо-Запада в декабря 2001 года:

Тарифный план «Авангард» предназначен для тех, кому мобильная связь необходима не только днем, но и вечером и ночью. Для них минута местного разговора в вечерние часы, которые начинаются уже с 19.00 и продолжаются до 00.00, обойдется в 0,14* у.е., а ночью (с 00.00 до 7.00) — в 0,08* у.е. Стоимость минуты такого разговора днем составляет всего 0,16* у.е.

Еще дешевле пользователям тарифа «Авангард» обойдутся внутрисетевые разговоры: при бесплатных входящих звонках с мобильных телефонов МТС, стоимость исходящих звонков внутри сети днем ниже на 25% стоимости исходящих звонков на сеть общего пользования и составляет всего 0,12* у.е. В вечернее время звонок другим абонентам сети МТС обойдется всего в 0,10* у.е. за минуту, что на 29% дешевле звонка в другую сеть, а ночью такой звонок стоит всего 0,04* у.е. Тарификация осуществляется посекундно после первой минуты разговора. Абонентская плата в тарифе «Авангард» составляет 2* доллара.

Буквально через две недели после выхода на рынок Северо-Запада МТС обрушил на Петербург сенсацию: абоненты МТС в Санкт-Петербурге смогут общаться за 1 цент в минуту! В эту самую минуту пейджеры отошли в прошлое. А мобильная связь стала массовой.

Переходим на рубли

Первые рублевые тарифы стали сенсацией, о которой писали в газетах. Осторожную попытку отказаться от у.е. первым предпринял «Мегафон» который в конце 2004 года вывел тариф «Просто». Не все оказалось так уже просто, но уже через год все тот же Мегафон вывел еще более прямолинейный тариф — «Рублевый».

Кроме желания быть ближе к народу такая всеобщая рублификация стала следствием изменений в законодательстве: 1 января 2005 г. в силу вступили изменения к закону «О защите прав потребителей» . Согласно этим изменениям «информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях». Так что на рубли перешли все операторы, да и не только они.

Платите и звоните

Структура тарифов тех времен была простая – модель «Pay as you go» – сколько денег абонент на свой счет положил – столько он их и потратил, а абонентская плата на некоторых тарифах была, на некоторых – нет. Каждое действие абонента было оценено в определенную сумму денег – SMS, завонок внутри сети, звонок другому оператору, звонок на городской телефонный номер. «Мегафон» (он же «Северо-Западный GSM» в те годы) привлекал абонентов возможностью говорить первые 10 секунд бесплатно. При должной тренировке в эти 10 секунд можно было передать огромные массивы информации.

Мобильный интернет заложил под прежнюю систему тарифов бомбу замедленного действия, перетянув на себя фактически все способы коммуникации: звонки, сообщения, отправку фото. В начале 2005 года автор этих строк, рассматривая свежедобытый в битве с капитализмом телефончик Nokia 6260, задумался о том, что неплохо бы было популярный тогда мессенджер ICQ на этот телефон установить. Поверхностный поиск быстро выдал программу ICQ для Symbian OS. Мобильный интернет тогда уже был, но стоил космически, трафик считали и оплачивали по килобайтам (как и сейчас частенько в роуминге), а до оптимизации сайтов под мобильные устройства еще не дожили. ICQ не только заработала, но и потребляла трафика очень умеренно.

Количество мобильных устройств с доступом в интернет росло, следствием этого роста стали и появлялись сайты, «заточенные» под мобильный трафик — с минимумом графики, простым и лаконичным дизайном. Сайты в ту пору еще не умели определять, что пользователь зашел с мобильного устройства и автоматически передавать его на мобильную версию, поэтому «мобильные» сайты или WAP-сайты «жили» на отдельном поддомене типа “m.” или “pda.” или собственно “wap”.

Новая эпоха

В 2007 и в 2008 годах, последовательно, случились события, сформировавшие мобильный мир в том виде, в котором мы его знаем. В 2007 году Стив Джобс показал миру первый iPhone. При цене в 500 долларов США мир устоял, не рухнув от шока и восторга. 500 долларов тогда были средней зарплатой за месяц. Конечно, на рынке были даже более дорогие модели от той же Nokia, но была масса телефонов гораздо дешевле. Однако сама идея сенсорного экрана, приложений, связанной с ними инфраструктуры и необходимости непрерывного подключения к интернету повлияли на Google, которые пересмотрели свои взгляды на купленную в 2005 году Android OS и в уже 2008 году явили ее миру в том виде, который нам знаком и по сей день.

Ближайшие конкуренты – Symbian и BlackBerry – трепыхались, но в итоге вымерли как мамонты (съеденные кроманьонцами).

Почему эти события так важны с точки зрения сотовой связи? Потому что такая архитектура устройств связи дала жизнь приложениям, которые заложили ту самую мину замедленного действия под существование мобильной связи в ее текущем (на тот момент) виде. В 2009 году, прямо в январе месяце, был запущен WhatsApp, в 2010 Viber, а в 2013 году к компании присоединился Telegram.

А зачем звонить, считая минуты, писать, оплачивая SMS, слать картинки, оплачивая MMS, если можно все это делать в одном приложении, а при наличии Wi-Fi ещё и совершенно бесплатно?

Конечно, перемены не случились за один день, инерция, необходимость обновления телефонов как таковых, обновления оборудования связи, чтобы обеспечить абонентам достойную скорость интернета… Операторы, как нам кажется, прикладывали титанические усилия к сохранению уровня доходов — см. наши расследования про скрытые мобильные подписки. Но этот паровоз уже было не остановить.

Конец межгорода

Интересно, что мобильная междугородняя связь стала символом новой мобильной эпохи. До повсеместного перехода на мобильные междугородняя связь была ну если не роскошью, то предметом некоего планирования: стоила она недешево, счета за нее потом приходили включенными в общий счёт за домашний телефон. 

Сотовые телефоны заметно удешевили и упростили переговоры – звонить на мобильный другого региона, особенно в рамках одного оператора, было заметно дешевле. Вот что об этом тогда писал МТС:

Становясь фактически абонентами единой общероссийской сети МТС, абоненты в Санкт-Петербурге смогут воспользоваться всеми преимуществами единой тарифной идеологии МТС. К таким преимуществам относится, в частности, «мобильная междугородка» или тарификация звонков абонентам сети МТС других регионов по местным тарифам или даже тарифам «мобильный — мобильный». Таким образом, эти фактически междугородные вызовы в ряде случаев становятся даже дешевле, чем тарифы фиксированных операторов. Например, стоимость звонка с петербуржского телефона МТС московскому или тверскому абоненту МТС равна стоимости звонка на другой телефон МТС в Санкт-Петербурге. Учитывая то, что сегодня услугами сети МТС пользуются более 2,5 миллионов человек в 28 регионах страны, это позволяет значительно экономить на междугородной связи.

В 2007 году МТС предложил тариф «Родные города», который позволял звонить на все номера МТС страны по стоимости звонков в рамках домашнего региона. Впрочем, распространение мобильной связи происходило от крупных городов к меньшим, и, строго говоря, в рамках этого освоения менялись тарифы, условия и структура макрорегионов. По мере освоения появляются даже специальные тарифы для регионов, например, в 2007 году два гиганта – МТС и «Мегафон» – вступили в тарифную битву за Подмосковье со своими тарифами «Областной»(МТС) и «Подмосковный» (Мегафон). 

Довольно быстро междугородняя связь со стационарных телефонов отмерла как класс.

В таблице – данные Росстата по затратам среднего россиянина на междугороднюю связь. К сожалению, данные есть только с 2012 года, но и они вполне показательные: в 2012 году у усредненной российской семьи на междугороднюю стационарную связь уходило всего 0,13% от общих трат (т.е. меньше 1%), а к 2019 году – и вовсе 0,02%. Дальше, похоже, Росстат вообще перестал учитывать этот параметр за ничтожностью – данных с 2020 нет. Да и взрывное развитие мессенджеров с телефонией, скорее всего, окончательно добило этот сегмент.

Кстати, а кто помнит пункты междугородней связи – их называли телеграфы? Часто они существовали при крупных отделениях почты и сейчас уже повсеместно демонтированы. И, кстати, отлично поддаются джентрификации – в Петрозаводске, например, в помещении бывшего телеграфа нынче работает ресторан, которому дали название по историческому месту – «Телеграф».

О мобильном рабстве

Отдельной вехой в развитии сотовой связи в России стала отмена «мобильного рабства» в 2013 году.

Mobile number portability (MNP) или отмена «мобильного рабства» – как гордо нам называли это в газетах – оживила рынок и добавила красок. Раньше абонент оказывался заложником ситуации, когда сменить номер он не мог, потому что на него завязаны контакты, а оператор его не устраивал. Может даже, не ценой, а например, плохо ловил во вновь приобретенных ипотечных далях.

Благодаря изменениям в «Закон о связи» в 2013 году стало возможным сменить оператора, просто написав соответствующее заявление. Преподносилось это как очень передовой опыт и классная штука, но в Европе только две страны ввели эту практику позднее России (это Армения и Украина).

А ещё подчеркнем: сменить оператора с сохранением номера с 2013 года и до сих пор можно только в рамках своего региона. А переехать в другой и попробовать там подключиться к альтернативному оператору – нельзя. В этом направлении идут какие-то движения, но пока остается так.

Конечно, такая мера несколько встряхнула рынок, годы были спокойные, без кризисов, без дефолтов, IT-рынок рос, операторы развивались, связь улучшалась (и казалось, что так будет всегда).

MNP стал основой мелкого «шантажа» абонентами операторов связи, который работает банально: чтобы не опускать абонента к другому оператору, текущий уговаривает его передумать и предлагает скидку! Ага! – подумали предприимчивые абоненты и стали уходить к другим операторам понарошку. В «Телеграме» можно найти чаты, где обсуждаются способы давления на оператора, как что правильно сказать, что требовать и как получить скидки. Но схема простая: идете к другому оператору, пишете заявление на переход, ждете 1-2-3 дня, получаете звонок от текущего оператора с предложением скидки за то, что вы останетесь у него. Скидка может достигать и 30%! Профит!

Поэтому отмена «мобильного рабства» с одной стороны усиливала конкуренцию между операторами, с другой – приблизила эпоху «пакетных» тарифов, в которых предусмотрен набор опций и играться со скидками сложнее.

Макрорегионы и роуминг по России: национальные игры

Внутренний – национальный – роуминг появился в России довольно быстро по мере бурного развития сотовой связи. Уже к 2004 году практически каждый оператор поделил страну на несколько зон, в каждой из которых были свои управление, планы и особенности развития и, конечно, тарифная политика. Это не уникальное решение – аналогичные процессы проходили в странах с большими территориями (США, Бразилия, Индия). У нас такие зоны плюс-минус стали совпадать с федеральными округами и назывались соответственно – «Мегафон-Северо-Запад» или «МТС Центр», и у каждого оператора их было по 7–10.

Для абонентов в географических границах макрорегиона оный становился «домашним», и все тарифы и плюшки, о которых в нём заявлялось, действовали строго для своих. Связь же с соседними и тем более отдаленными макрорегионами, а также при нахождении в их границах с «неродной» SIM-картой, стоила уже совсем других денег. Для командировочных в те годы было не редкостью иметь по SIM-карте для домашнего региона и, например, для Москвы – если туда приходилось часто ездить.

Случались на границах макрорегионов и многочисленные коллизии. Например, у нашего коллеги модем с SIM-картой «Мегафон» на границе Рязанской области (Центральный макрорегион) периодически мог подключиться к сотовой вышке из Тамбовской области (Кавказский макрорегион, чтоб вы знали) и бодренько обнулить весь баланс буквально за час. Ведь тарифный пакет в несколько гигабайт там не действовал, и интернет начинал считаться по несколько рублей за мегабайт.

Макрорегиональное деление просуществовало довольно долго – порядка 15 лет (что в сравнении с со всем периодом существования массовой мобильной связи в стране – так просто вечность), и абоненты к нему чрезвычайно привыкли. Операторов же такие внутригосударственные образования, похоже, тоже устраивали, они их регулярно оптимизировали и занимались всяческим улучшайзингом (1, 2, 3).

Но о благе абонента заботилось не только операторы, но и государство. Ещё в 2010-х возник разговоры об отмене внутристранового роуминга с подачи Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которую позже (в 2012 году) поддержало Минсвязи. После разных коллизий был принят закон об отмене внутрисетевого (национального) роуминга с 1 июня 2019 года. А операторы начали отменять национальный роуминг еще раньше по предписанию ФАС.

Но о наступлении всеобщего благоденствия после этого мы бы говорить не стали.

Во-первых, понятие «домашних» регионов осталось – просто теперь ими назначили все области по стране (объединили в один домашний только тесно связанные местности  вроде Москвы и Московской области или Санкт-Петербурга и Ленинградской области ). И для связи с и вне домашнего региона снова возникли трудности, только более локальные, но оттого не менее чувствительные. Потому что связь с «неродным» регионом все равно стала тарифицироваться дополнительно, только по более сложной схеме.

Например, после такой региональной перенарезки наш коллега не смог дозвониться соседу (!), который за несколько лет до этого переехал со своим номером из соседнего города в рамках макрорегиона, не получив при этом никаких неудобств. Но вот после дробления макрорегиона на мелкие «домашние» регионы сосед внезапно стал числиться сотовым резидентом родного соседнего города, где получал когда-то SIM-карту. Но это теперь другой регион, связь с которым оплачивается дополнительно (в конкретной ситуации оказалось просто невозможно позвонить, т.к. в пакете услуг отсутствовал межрегиональный роуминг, но массовый перевод абонентов на «пакетные»  тарифы – это еще одна песня, подробнее о которой ниже).

В общем, массе абонентов стало сложнее жить: вопрос связи зачастую теперь – это чистый детектив. Звонишь ли ты внутри своего домашнего региона? Где зарегистрирован номер твоего адресата? Сколько будет стоить связь с ним? Сможешь ли ты вообще дозвониться или услышишь сакраментальное «на вашем счету недостаточно средств для совершения данной операции»? Понять это стало решительно невозможно. Что, конечно, приводит к недовольству и казусам.

Во-вторых, на отмену национального роуминга операторы отреагировали кардинальной сменой модели потребления. А именно – стали настойчиво переводить абонентов на «пакетные» тарифы.

Вкупе с дроблением регионов навязчивое внедрение «пакетов» создали ударное комбо, приведшее, например, к ситуации в двух абзацах выше. Абонент, получивший этот «двойной удар», резко выучил телефон службы поддержки «Мегафона», которого до этого просто не знал 16 лет, – потому что приходилось постоянно звонить и спрашивать: ЧТО ТАКОЕ ПРОИСХОДИТ? (И всё же после 17 лет с компанией, устав от волны бесконечных сюрпризов, ушел к спокойному виртуальному оператору. После написания заявления на перенос номера, кстати, получал от прежней компании звонки со сказочными предложениями – чтоб остался).

Но ещё массовый перевод абонентов на «пакетную» оплату сопровождался крайне неэтичными, на наш взгляд, схемами, и вызвал заметный резонанс.

В следующей серии опубликуем сравнений цен в России и за рубежом!