307

История про бронзовые комиксы с которых началось Итальянское Возрождение.

Замучили затяжные проекты? Ха, да что вы о них знаете. Вот один художник целых пятьдесят лет делал двери к собору — и ничего, не хныкал.

Баптистерий Сан-Джованни на площади  Пьяцца дель Дуомо во Флоренции. О нем и пойдет речь.


Дело было во Флоренции. В 1401 году в городе вспыхнула эпидемия чумы. Жители запаниковали: ведь всего за пятьдесят лет до этого Черная Смерть уже выкосила четверть населения Европы, и воспоминания о ней были относительно свежи. Все начали молиться — и чума довольно скоро кончилась. Флорентийцы решили поблагодарить Бога за то, что быстро свернул эпидемию: постановили сделать новые нарядные ворота в баптистерии, где крестили всех флорентийских младенцев (в том числе, например, Данте).


Во Флоренции ужасно гордились своей демократией и любили все решать конкурсами и голосованиями. Поэтому просто заказать кому-нибудь ворота было совсем неинтересно. Город и спонсировавшая проект гильдия портных устроили конкурс, в котором приняли участие семь художников разной степени известности, а судить их назначили тридцать представителей городской знати. В финал вышли двое — Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески.


Оба были не скульпторами, а ювелирами и, видимо, именно благодаря этому так изящно управлялись с бронзовым литьем. Ювелиры в те времена занимались не только украшениями, но и созданием всевозможных красивых вещиц, от скульптур по заказу цехов, до реликвариев и прочего церковного убранства. А еще в их мастерских кипела исследовательская деятельность в области оптики и перспективы, разрабатывали всякие механизмы и искали новые возможности для обработки металлов. В общем, господа финалисты были людьми яркими и всесторонне развитыми.


Художники выполнили тестовое задание: каждый создал по рельефу на заданную тему — «Жертвоприношение Исаака». К слову, от спонсоров оба художника получили одинаковое количество бронзы и на зависть четкое техзадание, вплоть до количества фигур на рельефе и того, что сцена должна быть вписана в четырехлистник.

рельеф авторства Брунеллески

и авторства Гиберти.


Брунеллески решил изобразить тот самый момент, когда ангел выхватывает у Авраама нож и предотвращает ранее предписанное убийство. В самом центре отец держит за шею перепуганного Исаака на алтаре. Рядом лошадка, мирно жующая траву, и двое слуг: один прикорнул, второй увлеченно ковыряет пятку, пытаясь вытащить занозу, но драму оба как-то пропускают. Так Брунеллески хотел подчеркнуть разницу между миром божественным и земным. Или пошутить.


На рельефе Гиберти Авраам еще только замахивается: он не такой жесткий и решительный, как у Брунеллески, а явно сомневается, и поступок для него действительно мучителен. А сверху ангел мчится на помощь, на ходу кастуя барана, который окажется под ударом вместо Исаака.


Могло ли повлиять на мнение жюри еще и то, что Гиберти использовал в своей работе меньше бронзы? Бронза была штукой дорогой, а рельефов планировалось сделать два десятка.


Свидетельства очевидцев расходятся. По одной версии, жюри не смогло однозначно выбрать художника, и им предложили сотрудничать. Гиберти же в своей биографии сообщает, что победу одержал именно он.


Скорее всего, победу между ними действительно поделили, но Брунеллески обиделся, собрал вещи и ускакал в Рим шастать по развалинам вместе со своим другом детства Донателло. На развалинах друзья пугали местных жителей, которые не очень понимали, почему по руинам надо шататься ночью, и думали, что друзья ищут клады. А они всего лишь изучали принципы античной архитектуры. Мало того, Брунеллески вовсе завязал со скульптурой и подался в архитекторы. Во Флоренцию он еще вернется и блестяще выиграет другой конкурс — на создание невероятного купола к флорентийскому долгострою, собору Санта-Мария-дель-Фьоре.


Ну а Гиберти пошел делать ворота. И делал их двадцать лет.

автопортрет Гиберти на северных воротах.


Получились 28 рельефов, на которых рассказан Новый Завет. Такой бронзовый комикс.


Вот что у него получилось:

тут Святой Петр спасается с тонущего судна, а Иисус ему помогает.

а тут у нас Тайная вечере.

а вот Иисус на ослике въезжает в Иерусалим, где его встречают радостью и ликованием.

Искушение в пустыне потрясающе изящным Сатаной с рожками-баранками.


И настолько у него хорошо получилось, что как только северные ворота были закончены, ему предложили сделать еще и восточные — на этот раз безо всяких конкурсов.


Их он лепил и отливал еще почти 30 лет. Так долго получалось еще и потому, что после первых ворот художник прославился, и на него посыпались заказы. Даже Папа Римский ему заказал создание митры. Восточные ворота получились такими чудесными, что через 50 лет стоящий перед ними Микеланджело воскликнет: «Это самые что ни на есть ворота рая!» Так их и будут называть с тех пор — Райские врата.

вот они какие, восточные ворота.


На них отображены десять самых важных моментов из библейских сюжетов. Бронзовые барельефы покрыты позолотой, выполненной по особой технологии ртутной амальгамы — именно поэтому у ворот такой мягкий блеск. Между панно помещены изображения пророков.


К ним тщеславный Гиберти добавил еще и себя, да не просто добавил, а два раза — по одному на каждые ворота. На восточных еще и с подписью на латыни: «Восторгайся, с каким искусством сделано!»

второй автопортрет, на восточных воротах.


И немного подробностей:

история про ноев ковчег, где ковчег внезапно изображен в виде пирамиды.

история Иосифа. Тут уже художник совсем перестал опасаться многофигурных композиций и сложной архитектуры.

Исаак, Исав и Иаков. И глядите, арки!

Царь Соломон и царица Савская (она же Билкис)


Некоторые специалисты считают, что этот конкурс и все, что случилось после него в искусстве Италии, можно считать началом эпохи Возрождения. Поменялось отношение к искусству и художнику, не зря Гиберти смело украшает баптистерий собой.


Сейчас на месте ворот стоит их копия. С 1947 года их долго и с упоением реставрировали, а в 1966 году Райским вратам досталось от наводнения: половина панелей была оторвана. Ворота снова отправили на ремонт, собрали, а в 2002 году начали чистить при помощи лазерного луча. И теперь они находятся в музее при Санта-Мария-дель-Фьоре в боксе с азотом, регуляторами влажности и кондиционированием воздуха.


А еще!

А в Санкт-Петербурге есть их бронзовая копия, она находится в Казанском соборе. Только вот когда решили эти двери повторить, мастер Василий Екимов делал копии с гипсовых слепков, подаренных Академии художеств. Он не видел, как ворота должны выглядеть целиком, поэтому в российской копии порядок чудных «итальянских картин» перепутан.

Ворота Казанского собора, почти копия восточных ворот.

Спасибо что прочитали, текст мой.