История питания людей.

В несколько упрощенном виде эволюцию питания древних приматов, гоминид и древних людей можно представить следующим образом. Древнейшие приматы палеоцена (66-58 млн. лет назад) занимали одну из экологических ниш, характерных для насекомоядных. К концу палеоцена, примерно 58 млн. лет назад, многие виды приматов уже имели зубочелюстной аппарат, приспособленный для смешанного питания, включавшего, кроме насекомых, также фрукты, листву, семена и плоды.


Серия глобальных похолоданий в промежутке от 20 до 5 млн. лет назад привела к сокращению площади тропических лесов. Австралопитеки, оказавшиеся четыре миллиона лет назад на открытых пространствах саванн, были всеядными существами, причем путь к пищевой специализации для них был уже отрезан: эволюция не может дать «задний ход». Между тем, строение зубочелюстного аппарата, особенности биохимии пищеварения и способ передвижения позволяли древнейшим австралопитековым кормиться как на равнинах засушливой саванны, так, возможно, и на деревьях саванновых зонтичных лесов.

История питания людей. Эволюция, История, Еда, Длиннопост

Серьезную задачу представляла характерная для саванн смена влажных и сухих сезонов. Во влажный период растительная пища (плоды, орехи, семена) имелась в изобилии, но сухой сезон (длящийся в саваннах от двух с половиной до десяти месяцев) был для растительноядных двуногих приматов голодным временем. В этот период возникала необходимость освоения новых пищевых ресурсов, одним из которых стало мясо, хотя его добыча и требовала больших энергетических затрат.


Древнейшие представители рода Homo продолжили эту эволюционную стратегию. Они значительно расширили ареал своего обитания, что должно было вести и к повышению разнообразия диеты. По-видимому, все большее значение в питании древнейших людей приобретали подземные части растений: клубни, луковицы, коренья. Это была еще одна (помимо падали) группа продуктов, конкуренция за обладание которыми среди крупных млекопитающих не столь жестка, как в других нишах. Приматы, вооруженные приспособленными для копания орудиями, могли успешно противостоять различным видам диких свиней в борьбе за подземные «концентраты углеводов».


Но самые существенные отличия питания Homo erectus от австралопитековых заключались в постоянном использовании огня. Трудно сказать, когда гоминиды начали пользоваться огнем. Судя по некоторым данным, это могло произойти уже 1,4 млн. лет назад, и несомненно, что регулярное использование огня человеком насчитывает не менее 750 тыс. лет. Огонь открыл новые возможности для приготовления пищи. Поджаривание и варка повышают питательную ценность многих растительных продуктов, поскольку расцепляют несъедобную для человека целлюлозу. Термическая обработка позволяет удалить содержащиеся в клубнях многих растений токсические вещества или значительно ослабить их действие. Копчение и поджаривание позволяют подготовить продукты для длительного хранения.

История питания людей. Эволюция, История, Еда, Длиннопост

Реконструкция диеты палеолитического населения запада Европы периода последнего (вюрмского, примерно 15 тыс. лет назад) оледенения показала, что общины кроманьонцев не испытывали недостатка в растительной пище: на ее долю приходилось примерно 65% потребляемых калорий . Для охотников-собирателей того времени характерным было употребление в пищу широкого ассортимента диких растений и животных (подобная тенденция сохранялась и в последующие тысячелетия). Это обеспечивало не только вкусовое разнообразие пищи, но и достаточное поступление витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Большая часть белка была животного происхождения.


В целом, потребление клетчатки, кальция и витамина С было значительно выше, чем у современного горожанина, а поступление в организм натрия существенно меньше. Намного меньше потреблялось и сахаров: они были доступны только в натуральной форме (с ягодами, фруктами). Потребление алкоголя было очень мало. Молоко животных и молочные продукты в диете верхнепалеолитического человека отсутствовали, но кормление ребенка грудью продолжалось долго: два-три года.


Животные белки и жиры поставляли млекопитающие, мелкие позвоночные, рыба, насекомые, беспозвоночные. Содержание подкожного жира в организме диких травоядных в среднем в 7 раз меньше, а полиненасыщенных жирных кислот почти в пять раз выше, чем у домашних представителей тех же видов. Соответственно, даже значительное потребление животных жиров человеком палеолита влекло меньший риск развития атеросклероза, чем у современного американца или европейца.


Разумеется, эта реконструкция дает представление о питании представителей популяций, адаптировавшихся к условиям только одного из биотопов. К эпохе верхнего палеолита человек заселил самые различные в экологическом отношении регионы. Питание обитателей тропиков и субтропиков должно было существенно отличаться от характерного для популяций сухих приледниковых степей западной и центральной Европы. Существенное влияние оказывала доступность продуктов речного и морского происхождения.

История питания людей. Эволюция, История, Еда, Длиннопост

Переход от охоты и собирательства (присваивающего хозяйства) к земледелию (хозяйству производящему) привел, возможно, к наиболее существенным изменениям питания за всю историю рода Homo. Особенно важно, что этот переход произошел в исключительно короткий в эволюционном плане промежуток времени, порядка всего десяти тысяч лет. Преимущества, которые давала «неолитическая революция» (прежде всего, возможность прокормить на один, а то и два порядка большее число едоков на единицу территории), значительно превосходили ее отрицательные последствия — даже такие, как общее ухудшение состояния здоровья популяции.


Переход к земледелию, а вследствие этого — к преимущественно углеводной пище и потреблению в больших количествах зерновых, вел к нарушению пищевого баланса и, как следствие, к авитаминозам, железодефицитным анемиям и замедлению процессов роста у детей. Резко ухудшалось состояние здоровья органов полости рта, распространялся кариес, возрастала частота прижизненной потери зубов.


В связи с ростом оседлости питание неолитического человека становилось все более зависимым от локальных источников пищи. Например, согласно исследованиям неолитического населения Иберийского полуострова, у представителей групп, обитавших всего в 10 км от морского побережья (по сути, в двух часах пути — те же затраты времени, что и у многих москвичей при ежедневных поездках на работу!), потребление водорослей, моллюсков, крабов резко снижалось.


Переход к значительно более мягкой, термически обработанной (вареной, печеной) и углеводной пище изменил направление отбора в отношении морфологических, анатомических особенностей строения нашего организма. Мощная жевательная мускулатура уже не давала преимуществ. Для людей эпохи неолита характерно уменьшение размеров челюстей и лицевой части черепа в целом. При этом более тесным становилось расположение зубов в челюсти, что повышало риск развития кариеса.


Можно предположить, что  менялась биохимия, физиология и анатомия органов пищеварительного тракта. К сожалению, они не сохраняются, подобно костным останкам, и прямых доказательств такой эволюции у нас нет. Но, вероятно, именно в неолите закрепились различия в особенностях функционирования желудка у представителей групп, ориентированных преимущественно на белково-липидную или углеводную диеты.


Всего девять видов растений составляют основу питания современных обществ, ориентирующихся в первую очередь на продукты земледелия. На долю четырех из них (пшеница, рис, картофель, кукуруза) приходится примерно 75% потребляемой пищи (остальные пять видов — сорго, сладкие бататы, ячмень, просо и кассава). Восемьдесят процентов животной пищи населения современного мира обеспечивают говядина и свинина, оставшиеся 20% приходятся на долю курятины и мяса овец, коз, буйволов и лошадей.


Из книги А. И. Козлова «Пища людей».