История любви и замужества Марии Столыпиной, дочери премьер-министра России
Старшая дочь Петра Аркадьевича Столыпина Мария
Мария Столыпина была старшей дочерью премьер-министра России Петра Аркадьевича Столыпина.
Своего суженого Мария Петровна встретила так.
Год с лета 1906 по середину 1907 выдался необычайно тяжёлым не только для премьера, но и для всей его семьи. События Первой русской революции, борьба с оппозицией в Думе и, наконец, знаменитое покушение на премьера террористами-смертниками, во время которой погибли и пострадали десятки человек, в том числе дети Петра Аркадьевича (легко ранен сын, тяжело, оставшись инвалидом, дочь Наташа), изрядно истощили силы премьера. Ему требовался отдых, на что обратил внимание сам Государь; он предложил Столыпину совершить прогулку по финским шхерам на яхте «Нева». Вообще-то это была должностная яхта морского министра: построенный на финских верфях маленький кораблик всего в 507 тонн и длиной 61 метр, 1100 лошадей, два гребных колеса и две мачты, в экипаже всего 6 офицеров. Ох уж эти морские офицеры! Зато по отделке помещений, говорят, «Нева» не уступала императорской яхте «Штандарт».
Прогулка на море оказалась недолгой. Всего 8 июльских дней, от Питера до Гангута, где провели три дня, осматривая места, где Пётр I разбил шведский флот, и обратно, открытым морем на рейд Бьёрке и домой. «За эти восемь дней плавания решилась моя судьба, и хотя ничего еще не было сказано, но бывают чувства яснее слов, и в душе я бесповоротно знала, что рано ли, поздно ли, но я буду женой одного из офицеров «Невы» лейтенанта Б. И. Бок».
Так и вышло.
Вот как у них это получалось, у наших предков. Как их воспитывали: восемь дней платонического знакомства, и… она уже знала. И он знал! И на всю жизнь. Всё-таки они были другие, наши предки. Или, скорее, мы уже не те.
Столыпин через несколько дней пригласил всех офицеров корабля на обед, чтобы отблагодарить за радушное гостеприимство, оказанное его семье на «Неве», так было принято. Потом офицеры с «Невы» были у Столыпиных ещё раз, на именинах Ольги Борисовны. После обеда дети ставили домашний спектакль; автором была Наташа, она же играла одну из ролей сидя - раненные во время теракта ноги не позволяли ей даже стоять.
А уже в сентябре Марию увезли за границу, доктора прописали ей курс лечения в Сальсомаджоре, на термальных водах в Италии. «Невестой я ещё не была, но и мои родители, как и я, чувствовали, что это дело решённое…»
Б. И. Бок официально просил руки Марии у её родителей сразу после рождества, они дали согласие на брак, и по этому случаю 2 февраля был отслужен торжественный молебен в присутствии родственников с обеих сторон. Семья жениха очень понравилась невесте: «я сразу почувствовала, что этот дом будет моим вторым родительским домом».
Пётр Аркадьевич в этот вечер, будучи на докладе у Государя, рассказал о помолвке. Николай II сказал, что хорошо знает жениха, просил поздравить Марию с отличным выбором.
Свадьбу назначили на 20-е апреля. Но случилось так, что позже на этот же день было назначено венчание великой княжны Марии Павловны, выходившей замуж за шведского принца, герцога Зюдерманландского. Торжества намечались государственные, Столыпин с женой должны были присутствовать на них, поэтому венчание дочери перенесли на 21-е. Мария Столыпина как фрейлина была назначена дежурной на свадьбу великой княжны, но попросила освободить себя от этой обязанности – хотела провести последний вечер дома перед собственной свадьбой, но на большом парадном обеде в честь высочайших женихов и невесты была. «Никогда ещё не видала я такого большого стола, такого количества родных с обеих сторон». В отличие от брака Марии Аркадьевны, замужество Марии Павловны оказалось несчастным (мы писали об этом браке в одном из ранних номеров этих заметок).
Мария и Борис Бок венчались в домовой церкви Столыпиных на Фонтанке. Для невесты всё было как сон. Потом проехали в Зимний дворец, где после покушения для безопасности проживала семья премьера. Родители встречали молодых с образом и хлебом-солью в большой гостиной дворца; Мария с мужем преклонили колени, Столыпин приподнял икону, благословляя.
Медовый месяц продлился 10 дней, после чего Боки выехали к новому месту служения мужа, назначенного военно-морским атташе в Берлине.
После революции эмигрантский путь семьи дочери Столыпина пролёг через Берлин, Литву, потом опять была Германия, Япония, Польша, Австрия. Мария Петровна умерла в Калифорнии, в Америке. Даже по меркам, отведённым женщинам семьи Столыпиных, она прожила необычно долго, четыре месяца не дожив до своего столетнего юбилея. Оставила после себя очень интересные воспоминания, в которых больше про отца, активно участвовала в создании русского культурного центра в Америке.
Трудно представить, но эта женщина, во взрослом возрасте помнившая Николая II, бывшая фрейлиной Александры Фёдоровны, - её сестры ходили слушать выступление Ленина на балконе дворца Кшесинской… она была нашей современницей! Получается, даже XIX век, он много ближе к нам, чем кажется!
Кстати, если у кого-то сложится неправильное впечатление, дескать, каков пострел этот моряк Бок - из офицеров яхты, катающей министров, через брак сразу в атташе в Берлин, то это впечатление в корне неверно. Борис Иванович фон Бок - боевой офицер. Отличился при обороне Порт-Артура, Георгиевский кавалер. В Первую мировую из запаса вернулся на флот, воевал на Чёрном море, закончил службу капитаном I ранга.
Лига историков
18.3K поста54K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения