История фотографического бланка
Всем привет, на связи музей города Кропоткин!
Сегодня как обычно, адекватная видеоверсия статьи тут:
И мене адекватная, но более циничная начинается тут. Поехали!
Основу для изобретения фотографии заложил в IV веке до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. То ли устал от руки набрасывать формулы на песке, то ли предвидел появление инстаграма - источники, как обычно, умалчивают. Само слово «фотография» в буквальном переводе с греческого означает «пишу светом». Допускаю, что древние греки представляли Зевса, вдохновенно тыкающего застывшей молнией в скалу, дабы довести прожарку печени Прометея до степени medium rare... Впрочем, это скорее кулинария, так что вернёмся к истории.
Первые фотомастерские, появившиеся в России в конце ХIХ — начале ХХ века, так и назывались — Светопись. Вообще, фотография XIX века – искусство нескольких мастеров: фотографа, художника и литографа. Сейчас, в принципе, тоже работает бригадный подряд – один прыщики на фото замазывает, другой хэштеги проставляет, но на расцвете искусства фотографии всё же торговали лицами, а не продвижением товаров и услуг.
Разглядывая старинные фотопортреты (а я уверен, среди вас, уважаемые любители истории, есть и такие - не надо говорить «это не моё, мне подкинули!»), мы обращаем внимание на детали одежды, позы, прически людей, изображенных на снимках, но не всегда уделяем внимание оборотной стороне – фотографическому бланку. Между тем фотографический бланк - это особый мир, со своим языком и символикой, где ничего не изображено просто так, для красоты: все подчинено своим строгим правилам. И немного тщеславию фотографа, о чём немного позже.
Впервые фотографический бланк появился в 1849 году и стал предметом первой необходимости для фотографов-профессионалов и детворы – они (детвора, не фотографы) на ней анатомию человеческую с надрисями рисовали и с крыш кидали вдаль, сгибая по-всякому. Как знать, возможно, так и зародилось воздухоплавание в Российской Империи! И анатомия… Сами бланки были по размеру несколько больше фотографий и не только придавали им, напечатанным на тонкой альбуминовой бумаге, изящный вид, но и служили для их сохранности, а также позволяли оставлять комментарии на полях и ставить лайки каплями вина и дыроколами.
Вначале для изготовления бланков фотографы применяли белый, изредка цветной картон светлых тонов, а его обрезка осуществлялась непосредственно в мастерской. Но со временем спрос на бланки значительно возрос и стали появляться специальные мастерские, а позднее и фабрики по изготовлению фотографических бланков, что было неплохим стартапом для стремительно впадающего в гламур общества.
Довольно часто на бланках встречаются изображения мольберта, палитры, кистей для рисования, которые должны были подчеркнуть принадлежность фотографа к миру искусства. Сам мир искусства этому категорически был не рад, но рисовать фотоаппараты не спешил, справедливо полая, что создаст лишнюю рекламу конкурентам и «убицам портретной живописи». Сам не присутствовал и свечку не держал, но человек человеку - санитар леса, как говорится, так что не будем питаться иллюзиями – тёрки были. Однозначно были! Но, к слову, если фотограф был выпускником, например, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, то он помещал на бланке слово «художник», а лишь следом следовало обозначение его занятия «фотограф», что никак не облегчало его процесс самоидентификации в обществе.
Медали, изображенные на бланке, рассказывали о том, где и когда проводились выставки, в которых участвовал и отличился владелец фотографического заведения. Выставки, в которых принимали участие фотографы, были самые разнообразные: фотографические, политехнические и даже мануфактурные.
Наряду с изготовлением фотографических бланков к концу XIX-началу XX века в России были открыты несколько фабрик по производству рамок и альбомов для фотографий, хотя часть этой продукции по-прежнему привозилась из Европы.
Что касается форматов фотографий, то самым популярным был, конечно, визитный – и из-за цены, и из-за удобства формата. Эти фотографии заказывали дюжинами и дарили родственникам и друзьям даже вопреки их желанию. Также фотографии формата «визит-портрет» чаще всего помещали в альбомы. Следующими по популярности были кабинетные фото («кабинет-портрет»): их помещали в альбомы и ставили в рамках на стол или каминную полку. Если полок не было – опять же, дарили плачущим и вырывающимся родственникам из тех, кто послабее и помедленнее.
Немаловажен вопрос и о ценах на фотографии. Во второй половине XIX века они стремительно снижались. Демпинговать начали все, кому не лень, а кому было лень – начали позже: в 1863 г. цена на популярные отпечатки формата «визитный» колебалась от 5 до 7 рублей серебром за дюжину. Отдельные портреты формата «кабинетный» и большего размера были всё еще дороги – от 3 рублей серебром за штуку. Если фотография раскрашивалась акварелью, то ее цена возрастала в 2–3 раза, гуашь же скорее обесценивала фоо (особенно, сочетание оранжевого и ядовито-зелёного в районе усов и бороды Особенно, если их не было на изначальном фото. Особенно – на женском…). С середины 1880-х гг. фотография стала доступна широкому кругу клиентов и настала золотая пора тщеславия и обмена данными в аналоговой форме.
Кстати, большинство фотографов в 1880-1910-х годах размещали на фотографических бланках надпись о том, что негативы в фотоателье сохраняются и возможно повторное обращение к ним. Для того, чтобы облегчить последующий поиск, лаборанты иногда проставляли на обороте фотографии мелкими цифрами номер негатива и год съемки, а также, как подсказывает цинизм и здравый смысл, комментарии относительно морального облика клиентов.
В 1910-х гг. производство бланков значительно сократилось. Вместо роскошного бристольского картона в производстве стали использовать более дешевые сорта бумаги. Искусство фотографического бланка стало угасать и постепенно исчезло. Впереди были непростые времена, но об этом мы расскажем чуточку позже…
Уважаемые друзья!
Приглашаем Вас в нашу группу и на канал музея - мы очень хотим привлечь к изучению истории как можно больше людей всех возрастов и взглядов. Ваши комментарии и замечания не оставляются без внимания, так что смело выражайте своё мнение здесь и на наших информационных площадках - мы будем рады)
Мы в YouTube: http://www.youtube.com/c/МузейгКропоткин
Мы в ВК: https://vk.com/kropmuseum
Мы в Яндекс.Эфир: https://yandex.ru/efir/?stream_active=blogger&stream_pub...
История быта и искусств
2K поста6.4K подписчиков
Правила сообщества
Исключаются:
- упоминания политики в актуальном контексте
- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
- спорная информация без указания авторитетных источников