Исторические байки. Выпуск № 5 - О ритуалах и том, что под ними скрывается.

Коль скоро предшествующий эпизод (тут http://pikabu.ru/story/istoricheskie_bayki_vyipusk__4__o_pam...), обильно сдобренный пруфами и картинками, был встречен прохладно, возвращаюсь к прежнему формату.
Сегодня поведаю несколько баек о необычных ритуалах.


1) О муках неимоверных, за веру претерпеваемых.


Дионисий Фабрициус в "Истории Ливонии" пишет, что к монахам монастыря Фалькенау (он же Кяркна, близ нынешнего Тарту в Эстонии), как-то раз зимой прибыл с инспекцией папский легат (что-то вроде "регионального полпреда", если кто не в курсе). 


Монахи обратились к нему с просьбой увеличить дотации, ссылаясь на то, что ведут аскетический образ жизни и изнуряют свою плоть наиболее жестоким образом.

Легат своими глазами увидел, как монахи  каждую неделю (а то и по несколько раз) жестоко устраивают бичевание прутьями, а также претерпевают адскую жару и нестерпимый холод. Прочувствовавшийся легат немедленно написал распоряжение об увеличении дотаций.


Да, он никогда в жизни не видел бани. Европеец, что с него взять?

2) О пользе чайной церемонии.


Князь Фудзивара, несмотря на свое происхождение и высокий придворный пост, полагал чайную церемонию пустым времяпровождением, недостойным настоящего самурая. Посему Его Светлость был чрезвычайно расстроен, узнав, что его друг и союзник тогда ещё юный и просто подающий надежды Ода Нобунага настолько увлекся этим нововведением, что в в его резиденции - замке Гифу, дня не проходит без чайной церемонии или состязания поэтов, и что для этих целей построены даже во внутренних покоях специальные павильоны. Еще более расстроился он, получив вскоре приглашение погостить в замке Гифу, ибо предвидел, что его убеждения могут прийти в столкновение с новыми привычками хозяина замка. Будучи, однако, человеком вежливым и осторожным, Его Светлость все же отправился в замок Гифу. На второй день его пребывания в замке, князь был приглашен на чайную церемонию, из которой не вынес ничего, кроме скуки и головной боли. Назавтра была охота, а еще через день Его Светлость получил новое приглашение. Скрепя сердце, отправился он в чайный павильон, оставив у дверей его даже своего личного телохранителя, ибо чайная церемония требует покоя и сосредоточения. Каково же было его недоумение, когда он обнаружил, что в комнате горят светильники, чайная посуда отодвинута с почетного места куда-то в угол, а хозяин замка что-то напряженно вычерчивает по карте.


Заметив крайнее удивление Его Светлости, князь Ода сказал:


- Если бы стало известно, что я на часы запираюсь со своими союзниками и старшими вассалами, не допуская в комнаты даже слуг, соседние кланы уже месяц назад мобилизовали бы свои войска. Но вся страна знает, как переменчив мой нрав и до чего я падок на всякие заморские новинки. А потому мы с вами можем без опаски пить чай в темной комнате.


- А как же настоящие церемонии? - поинтересовался Его Светлость.


- Ну, я действительно люблю правильно заваренный чай. И потом, должен же я когда-нибудь спать.


С тех пор Его Светлость Третий Министр (по-моему, так) Фудзивара стал большим поклонником чайной церемонии.

(А Нобунага, если кто не знает, в итоге в первый раз объединил Японию).


3) О должном титуловании


Небольшая справка: О том, что "открытие" Японии под дулами пушек кораблей командора Перри в 1854-м вызвало в стране многолетний масштабный  социально-экономический кризис, известный как эпоха Бакумацу, и завершившийся реставрацией Мэйдзи, знают многие (хотя бы из того же в целом исторически корректного мультика про политического террориста, безжалостного киллера-хитокири и просто хорошего человека "бродягу Кэнсина", в девичестве Каваками Гэнсая). Причем на традиционные высокодуховные ультранационалистические изоляционистские убеждения большей части населения о "чистоте священной земли Ямато" сверху ещё накладывалось вполне приземлённое и наблюдаемое падение экономики и уровня жизни в результате поступления на рынок потока дешёвых  фабричных товаров с Запада.

Так что виновника найти было нетрудно - вот же он, проклятые намбаны-бакагайдзины, перед глазами так и мельтешат!


И к марту 1863 обстановка накалилась настолько, что сёгуну пришлось впервые за 200 лет самому приехать в старую столицу, чтобы пообещать императору, что к следующему маю духа варварского не будет в Японии.


В день, когда торжественная процессия (император по традиции встречал сегуна на границе города) вошла в Киото, разразился жуткий ливень. Что совершенно не подействовало на толпу. Миллионы людей вывалили на улицы, чтобы посмотреть на императорские носилки, сегуна и сопровождавших его знатнейших вельмож страны.


В толпе у моста Сандзё стоял приехавший в старую столицу по делам активист антисегунского движения и один из будущих "вождей революции" Такасуги Синсяку. Как обычно, не вполне трезвый и куда больше обычного злой. Во-первых, никаких теплых чувств к сегуну он в принципе не испытывал, да и испытывать не мог. А во-вторых, из-за визита и праздников жизнь в старой столице замерла и Такасуги предстояло куковать там как минимум лишнюю неделю. В общем, сочетание политического возмущения, дождя и дурного настроения, отфильтровавшись через пары саке дало типичную для Такасуги равнодействующую. Когда сопровождавший императорский паланкин сегун подъехал к мосту, Такасуги во всю свою глотку рявкнул: "Да здравствует сэй-и-тай-сегун!"


Толпа замерла. Процессия споткнулась. А что прикажете делать, если полный титул военного правителя действительно звучит как "великий полководец, победитель варваров" (ибо в те давние времена, когда он появился, им наделяли главнокомандующих войск союза племён тогда ещё только понаехавших в Японию из Кореи яматосцев, коих с переменных успехом пытались выгнать с родной земли аборигены айну и эмиси).

Хотя в данном контексте оный титул звучал сугубой государственной изменой. НО, поскольку рубить посреди старой столицы человека, всего лишь назвавшего сегуна его законным полным наименованием, было совершенно невозможно, охрана сделала вид, что ничего не произошло. Процессия двинулась мимо.


А Такасуги, подняв себе таким образом настроение, пошел искать, где б ему еще выпить.