Искупление Хама
Искупление Хама
1895
Модесто Брокос
Национальном музей изобразительных искусств
Рио-де-Жанейро
Название картины отсылает зрителей к библейскому эпизоду о проклятии Хама за насмешку над наготой и пьянством отца, Ноя, а также и всех его потомков.
Хам — библейский персонаж, переживший Всемирный потоп, один из трёх сыновей Ноя, давший начало понятию «хамства».
Согласно поздней легенде, потомки Хама были чернокожими из Африки, что долгое время оправдывало работорговлю, а также само рабство в Бразилии до 1888 года.
После отмены рабства возникла необходимость изобретения новой теории, которая помогла бы бразильским неграм лучше уживаться с их новой, нерабовладельческой реальностью, в которой бедные чёрные и бедные белые иммигранты из Португалии и Италии часто оказывались в одинаковой ситуации, разделяя радости и горести вместе, что привело к быстрому росту нового смешанного класса метисов-парду.
Картина, таким образом, стала квинтэссенцией рождения народа Бразилии, смешанного по своей сути.