Интервью с основателем Wargaming Виктором Кислым

Интервью с основателем Wargaming Виктором Кислым World of Tanks, Wargaming, Игры, Картофель, Интервью, Онлайн-игры, СМИ и пресса, Длиннопост

В этом году World of Tanks отмечает десятилетний юбилей. По этому поводу мы поговорили с основателем и бессменным генеральным директором компании Wargaming Виктором Кислым и обсудили взлеты и падения, конкурентов и другие игры, танки для девочек, жизнь корпорации при коронавирусе и политические события в Беларуси.


Сергей Уланкин: Что больше всего изменилось в «Танках» за 10 лет, оставляя за скобками графику и прочие очевидные вещи?


Виктор Кислый: Все осталось практически так же, как и было. Правила те же, они не меняются, как и в футболе. Если выделить одну вещь, которая изменилась за десять лет, то можно сказать, что «Танки» превратились в хобби. У нас получилось сделать из игры хобби, а таких случаев немного: та же WoW, Call of Duty, Counter-Strike. Мужик может сходить на рыбалку, может с друганами отметить (показывает руками «пузырь»), может марки собирать, корабли клеить, делать оригами, а может в «Танки» играть. Мы не хотим, чтобы наши игроки убивали по 18 часов в день на игру, мы хотим чтобы у него была жизнь, работа, жена, дети — все, как полагается. Но время от времени, пару часиков в недельку постреливал в «Танки» и оставался с нами долго.

«Танки» превратились из игры в культурное явление, и мы его продвигаем как хобби. Когда-нибудь по «Танкам» будут книжки писать и фильмы снимать, а пока это как футбол, как рыбалка, как охота.


— А вы сами по пару часиков за десять лет сколько наиграли?


— У меня около 14 000 боев. Я играю в основном соло, ну, иногда с братом. Но я еще и в «Корабли», и в World of Tanks Blitz играю. А еще в «Цивилизацию».


— «Цивилизация» очень страшная, очень затягивает.


— Согласен. Но вот за это мы ее и любим. Там как раз по часику не получается, если засел, то до четырех утра.

Мне все равно приходится смотреть все наши крупные обновления, патчи, так что играть мне приходится все равно много. У меня и дома игровой компьютер, и на работе, и игровой ноутбук, чтобы в поездках играть. Я геймер, играю в свои игры и в чужие тоже. Мне грех жаловаться на то время, которое у меня получается на игры тратить.


— Появление «Танков» разделило историю Wargaming на две части. Что общего у Wargaming до «Танков» и нынешней компании?


— Понятно, что нас теперь больше 5000 человек в 17 офисах по всему миру, свое издательство, много проектов запущено. Несмотря на элементы большой корпорации, меня радует, что основная команда, которая запускала «Танки», все еще остается, да и я сам на пенсию не собираюсь.

Задор в компании остался тот же, так что, если говорить по-честному, то хочется, чтобы у нас еще что-то такое стрельнуло. «Танки» — это такой «бабах!». Потом World of Warships, Blitz, консольные версии — это тоже «бабахи», но уже маленькие. Всех игр не переделаешь, вкусы меняются, да и наши танкисты стали на десять лет старше. Наша задача сейчас — это сделать какой-нибудь новый Fortnite с точки зрения масштаба.


— Последние десять лет Wargaming выглядят как история побед. Был ли какой-то момент, когда вы думали, что вы наиболее близки к полному провалу?


— Иногда мы сами себе злобные буратины. Были моменты с обновлениями 9.0 и «Рубикон», когда закрадывались технические баги и сильно просаживали FPS. Тогда мы игроков сильно расстраивали, они удалили аккаунты, ругались матом и так далее. Но со временем все удавалось починить. В какой-то момент у нас стало столько внутренних проектов, что мы начали в них теряться, так что сейчас мы их сократили. Нужно фокусироваться.

Понятное дело, что на нас влияет и геополитика. События 2014 года, последующая напряженность и проседание рубля по нам ударили. Но к тому моменту мы уже хорошо диверсифицировались и по местам производства и по, скажем так, рынкам сбыта. Сейчас у нас и Америка хорошо идет, и Европа, и Япония, буквально пару дней назад перезапустили «Танки» в Китае. Но все равно геополитические тряски на нас влияют, хотя сейчас у нас и методология какая-то есть и даже чуйка на такие ситуации.


— Но вот если говорить про «большие бабахи», то вы вспоминаете с некоторой обидой, что были вещи, которые не взлетели. Есть какой-то проект, за который было обиднее всего?


— Не то чтобы совсем провалилось, но вот World of Warplanes, которые делала наша киевская студия, они не достигли уровня, допустим, «Кораблей», не говоря даже про «Танки». Ну, летают себе и летают. Хотя там есть свои фанаты, выходит что-то новое, но хита не получилось. Хотя я думал, что, мол, ну как же, трилогия: танки, корабли, самолеты!


— Огонь, вода и воздух.


— Ну да, да. Все наши плакаты тройственные, брошюрочки, записные книжки красиво очень смотрятся.

А так было много проектов внутренних, которые мы закрыли без всяких публичных объявлений, чтобы не жечь деньги. Даже студии целые закрывали. Это вообще очень дорого дотащить проект хотя бы до стадии pre-alpha, чтобы проверить на реальных игроках, а потом обнаружить, что какой-то магии не хватает.


— У «Танков» были и есть конкуренты в лице Armored Warfare, Tanki Online и другие. Это как у настольных игр, есть «Дженга», а есть другие игры про башни. Чувствуете себя законодателями моды в геймдеве?


— Игровая индустрия по большей части очень демократична. Кто знал Wargaming до «Танков»? Только на постсоветском пространстве кое-кто. Потом мы создали волшебную формулу «Танков», и эта демократичность позволила нам агрессивно вырасти. И в музыке, и в фильмах, в любом шоу-бизнесе конкуренции всегда достаточно. И если ты «Битлз», тогда у тебя все будет круто, а если нет — будешь внизу плестись. Это и есть свободное предпринимательство. Тот факт, что кто-то делает немножко похожие игры — это нормально.


— Немножко?


— Шутеров же тоже много. Вот, например, можно сказать, что Fortnite стырил у PUBG? С одной стороны, вроде бы и да, с другой — игры совершенно разные, и играют в нее разные люди. Заимствование на уровне концепции — это нормально, никто ни за кем не бегает.

Я наоборот чувствую такую солидарность в игровой индустрии. Мы конкурируем не только друг с другом, а с другими способами провести время — с сериалами, мемами в соцсетях и так далее. Есть много способов убить время нашему мужику, не только другие игры. Хотя я помню времена, когда к нам целыми кланами переходили из Counter-Strike и других игр, пока ждали начала нового матча или сбора команды, они играли у нас. Если утрировать, то можно сказать, что нам наштамповали готовеньких игроков другие проекты. Так и другие проекты про «Танки» штампуют танкистов, которые потом могут и к нам прийти. Точно так же Candy Crush и игры hidden objects штампуют женщин-геймеров.

Мне важно, чтобы на земле было больше геймеров. А цепями к одной игре все равно не приковать. Чем больше играет людей в разные игры, тем лучше. А если какая-то часть из этих игр тоже про танки — ну и слава богу.

Но за термин «законодатели мод» спасибо.


— А какая другая танковая игра вам больше всего понравилась?


— Если честно, то я только пару боев сыграл в Armored Warfare, а больше никого не смотрел. В умных книжках про бизнес написано, что смотреть на конкурентов не надо, надо делать свой товар. Если работаешь над своим продуктом, то все у тебя получится, и даже цена не так важна.

Конкуренты делают очень важную вещь — не дают расслабиться. Вот если говорить опять про World of Warplanes, то у Gaijin была и есть игра War Thunder — тоже про самолеты. И вот потому наши «Самолеты» как раз не смогли взлететь. И тогда мы поняли, что мы что-то сильно расслабились.

«Мы — как станки „Жиллетт“, как охотничьи ружья „Беретта“»


— Из нашего разговора четко складывается портрет игрока у Wargaming: взрослый мужчина с семьей, который, как правило, играет на ПК. Не кажется, что рано или поздно такие игроки закончатся, а вы упретесь в потолок?


— Есть такие виды товара. Возьмем, например, охотничьи ружья. Их можно всякими финтифлюшками украшать, но от этого женщины на охоту чаще ходить не станут. Это же вопрос не о сексизме, просто не хотят женщины убивать бедных уток. С рыбалкой та же история — очень мало женщин, но ведь не то чтобы это занятие анти-женское. Так получилось, что мужики нашли себя в «Танках», а «Танки» нашли себя в мужиках. Поэтому мы — как станки «Жиллетт», как охотничьи ружья «Беретта». Мы будем делать счастливыми наших мужиков.

После десяти лет у нас нет такой задачи: «эх, еще бы десяточку протянуть». «Танки» будут вечно, это как футбол.


— «Танки» очень известны своими ивентами, стендами, праздниками, фестивалями — всякими живыми сходками…


— Вот мы же сейчас на «Геймскоме» говорим! (смеется)

Да, нам приходится перестраиваться под виртуальный мир, сейчас заканчивается огромный ивент в несколько этапов, где каждый игрок даже с новым аккаунтом получает кучу всяких вкусняшек и премиальных вещей. Вот сейчас закончим веселиться, а потом уже и Хэллоуин скоро, а после раз — и елочка.


— «Танки», на мой взгляд, редкий пример долгоиграющей игры без персонализации: нет героев, истории мира и так далее. То есть по своей структуре игра максимально противоположна фандомам. Мешает ли это World of Tanks развиваться как вселенной — с книгами, комиксами, фильмами?


— Можно порассуждать, что ниша героя-танка была пустой, и мы ее восполнили. Раньше все знали только «Тигра», может, Т-34 на постсоветском пространстве. Мы начали возводить на пьедестал другие модели. Можно было нарисовать какого-то сказочного персонажа, но в «Танках» это бы не смотрелось. У нас иногда используются персонажи, но совсем чуть-чуть. Вообще, наша аудитория не очень хорошо принимает что-то, что выглядит нереалистично: по этой же причине у нас нет танков, которые выглядят как новогодняя елка. Разве что только по очень большим праздникам или событиям, например, Олимпийские игры.

Еще мы не хотим размывать свой бренд. Можно было бы налепить «Танки» и на туалетную бумагу, и на «Кока-колу», но выглядело бы это не очень хорошо. Мы стараемся держать баланс по чистоте бренда и сотрудничать только с определенными компаниями. У нас хорошо заходили партнерки с «Альфа-банком», с «Ростелекомом», еще мерч: шарфики, маечки. Но без перегиба.


— Мы уже немного затронули коронавирус в разговоре. Как он повлиял на ваши бизнесовые показатели?


— Все цифровые развлечения полезли вверх: и Netflix, и мобильные игры, и мы тут — не исключение. Мы по графикам видели, когда и где людей заперли по домам.

Да, люди больше сидят дома и больше играют, но мне не хочется строить стратегию бизнеса на человеческом горе. Пусть бы лучше быстрее вирус закончился, а мы бы вернулись в нормальное русло.

Ведь кроме нашей индустрии, есть много других, которые как раз плохо переживают пандемию. В общем, прирост у нас есть, мы его четко видим, но лучше бы мы жили без вируса.

Что касается Wargaming как компании, то мы еще в феврале начали понимать, что скоро начнутся локдауны, а болезнь будет распространяться. В результате мы уже в марте начали тестировать удаленный режим и потихоньку перевели почти все 5000 сотрудников на работу из дома. У всего этого интересные последствия. Конечно, эффективность брейншторминга, когда надо на белой доске порисовать и пообсуждать, упала. А так… Моя работа, например, стала гораздо более структурирована. Раньше сидишь в кабинете: то один зайдет, то другой, то чайку попить позовут. В результате куча встреч, которые не очень важны для счастья компании. А теперь все ко мне приходят с «эксельками», с презентациями, все цифры заранее изучат, на встречах с советом директоров мы их уже только обсуждаем. Короче, моя работа стала гораздо более организованной.


— Еще мы говорили о геополитике и событиях 2014 года в частности. Сейчас происходит нечто похожее. Несколько недель назад вы распространили заявление для своих сотрудников, что готовы релоцировать их из Беларуси. Прошло какое-то время, что-то изменилось? Как будет существовать Wargaming как крупнейшая IT-компания страны в новой политической реальности?


— Мы в политике никак не участвуем как компания, мы делаем игры. Частные граждане любых стран могут выражать свое мнение. Оценивать политику — не наше дело.

Я не говорил, что мы будем релоцировать компанию. Но есть группа разработчиков, которая может захотеть переехать. Они могут подойти ко мне и поговорить. Если они чувствуют, что им будет комфортнее в другом месте, то мы как компания всем им поможем. А как будет выглядеть будущее, у меня нет таких данных…


— Я скорее не про прогнозы, а про то, как вам хотелось бы, чтобы это будущее выглядело.


— Как будет, так и будет, мы не участвуем в этом. Мы вполне очевидно понимаем какие-то риски: интернет отключали на пару дней, да и сейчас — то потухнет, то заработает. Мы не можем работать, когда нет интернета.

Но у нас есть 17 офисов по всему миру. И если нужно будет некоторое перераспределение мощностей, то мы сделаем это. Но мы и раньше это делали, без всяких катаклизмов. Сейчас, конечно, обстановка более напряженная.


— Мне кажется, что в Минске сложилось уникальное место силы для геймдева на постсоветском пространстве. С одной стороны, близость к Европе, с другой — маленький внутренний рынок, и компании сразу работают на экспорт, с третьей — масса специалистов, которые накопились за годы работы Парка высоких технологий, потом — экономический фактор с достаточно дешевым уровнем жизни. Сложно найти что-то сравнимое. Если не Минск, то где может существовать Wargaming?


— Из Минска мы никуда уходить не собираемся. То, что было сказано, я могу еще десять коробов добавить: какой это чистый, красивый, замечательный, душевный, — душевный! — город.

Я говорю о том, что Wargaming руководствуется ситуацией здесь и сейчас. В наших рядах точно нет паники, но мы внутри обсуждаем разные варианты развития событий. Сейчас мы делаем все, чтобы никто из наших сотрудников в этот напряженный момент не пострадал. Звучит банально, но вот так.

Всех детей в Африке мы спасти не можем, но ответственность за своих сотрудников мы принимаем, в наших силах им помочь и повысить чувство их безопасности.

Интервью с основателем Wargaming Виктором Кислым World of Tanks, Wargaming, Игры, Картофель, Интервью, Онлайн-игры, СМИ и пресса, Длиннопост

https://kanobu.ru/articles/myibudem-delat-schastlivyimi-nash...

https://tech.onliner.by/2020/09/15/viktor-kislyj-o-relokejte...

P. $. И немножко статистики за 2019. (от Wargaming и SuperData)


Самые прибыльные условно-бесплатные игры в России в 2019 году:


World of Tanks;

Warface;

Fortnite;

Counter-Strike: Global Offencive;

Dota 2;

World of Warships;

Roblox;

Crossfire;

Apex Legends;

Hearthstone: Heroes of Warcraft.


Самые прибыльные платные ПК-игры в России в 2019 году:


Borderlands 3;

PlayerUnknown’s Battlegrounds;

Grand Theft Auto V;

Red Dead Redemption 2;

Gears 5;

Top Clancy’s The Division 2;

Tom Clancy’s Rainbow Six Siege;

Battlefield V;

Overwatch;

The Sims 4.


Самые популярные консольные условно-бесплатные игры в России в 2019 году:


Fortnite;

Apex Legends;

Destiny 2;

World of Tanks;

Warframe;

Warface;

Smite;

Brawlhalla;

Paladins;

War Thunder.


Самые популярные консольные платные игры в России в 2019 году:


FIFA 19;

FIFA 20;

Grand Theft Auto V;

Star Wars Jedi: Fallen Order;

Tom Clancy’s The Division 2;

Mortal Kombat 11;

Call of Duty: Black Ops 4;

Red Dead Redemption 2;

Borderlands 3;

Tom Clancy’s Rainbow Six Siege.

_________________________________

https://3dnews.ru/1019326

World of Tanks

721 пост3.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Нельзя:

- Рекламировать;

- Продавать голду, аккаунты, танки XI уровня и т.п.;

- Делать посты не по теме сообщества;

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий
Удалил нах всю продукцию это фирмы. Не играю несколько месяцев, с сочуствием смотрю на тех кто играет. Нах тратил время на это🤮
раскрыть ветку (14)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Если тратил значит нравилось или тебе не нравилось а ты упорно играл?

раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

World Of Tanks до сих пор удерживает огромную аудиторию и даже набирает новую за счет отсутствия аналогов. Если посмотреть на конкурентов, то они на фоне world of tanks выглядят совсем тухло. Например warthunder - за 8 лет существования игры до сих пор не додумались сделать приятный интерфейс. И, если раньше Warthunder выделялся на фоне wot более продвинутой графикой, то сейчас ситуация ровно противоположная. WOT на месте не сидели и графоний за этот период заметно подтянули. А ведь у WOT существует и на консолях (ps 4 pro/ xbox one x). Там мало того, что игра полностью переделана, так еще и лучше визуально выглядит, чем wot на пк. В то время, как wartunder на консолях ничем не может похвастаться.


Второй конкурент - Armored Warfare, который позиционировался как убийца WOT на деле быстро сдулся. Всему виной маил ру. Авторы игры подавали большие надежды, обещали со временем поддерживать и развивать игру, чтобы она стала чуть ли не батлфилдом в мире танков. Но как только игра стала плюс-минус готовой, ребят мягко говоря кинули. Маил ру благодаря юридическим уловкам забрали права на игру себе и дальше уже они занимались разработкой игры. Похвастаться AW может лишь более динамичным стилем игры. Онлайн такой же как и warthunder (может чуть побольше). Маил ру были бы не маил ру, если бы не запихали pay to win. В итоге прем техника часто на уровень ниже попадает и отлично чувствует себя в бою. Зарабатывать деньги на танки стало гораздо сложнее. В плане графики, да и физики WOT на 8-10 уровнях смотрится получше. Да и танки там ощущаются танками (вес танка, выстрелы, маневренность), в то время как в AW танки ощущаются скорее как игрушки.


Под категорию третий конкурент можно перечислить всех остальных: Groun War Tanks, Tank Force, Armada Modern tanks, Battle tanks. Первая в мертвом состоянии, онлайна практически нет. Остальные от разработчика Extreme Developers, который за свои "багованные" поделки огромные деньги. Даже премиум аккаунт на месяц стоит раза в 2 больше, чем у WOT. Изначально подавали надежду, но в итоге деньги стали во главе каждого проекта.


Если посмотреть на аудиторию WOT, то это люди чаще 30+ возрастной группы, которым хочется что-то "расслабляющее" поиграть после работы. Школьники по большей части предпочитают динамический шутеры (cs, battlefield, COD, Six Siege.....). У основной аудитории WOT имеются деньги на покупку премиум танков ( 4000-5000руб за танк), на покупку "голдовых снарядов" (4000 серебря за снаряд). Они продолжат играть в WOT несмотря на pay to win систему, пока на рынке не появится достойный конкурент. Конкурент, у которого не будет донатных танков, у которого все игроки будут равны, у которого не будет такой дикой разницы между обычными снарядами и "голдовыми".


А появится ли такой конкурент? У новых разработчиков будет лишь наглядный пример неудач основных конкурентов. Ни один из них даже приблизиться не смог к WOT, не говоря уже про посягательство на трон. Главная причина победы WOT - они появились в свое время и представили на рынок продукт у которого отсутствовали аналоги. Новым студиям не так-то просто будет подвинуть монополиста рынка.

раскрыть ветку (6)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
а что не написать что онлайн упал с 1млн в сутки до 250000 и возвращаться не собирается? почему не написать, что игра из увлекательной игры превратилось в казино? почему не написать, что нововведения принесли игрокам столь огромную массу негатива, что фраза "горит жопа от этой игры" прочно аасоциируется именно с этой помойкой от вг?
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ну как бы среда под 10  вечера явно не прайм для 340 тысяч страдающих в картошку?)

[ не отвлекайтесь - уж очень хороша беседа о судьбах вигэ ]

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
ну как бы завлекушку счас запустили, стальной охотник, пропуск, а так неделю назад в выходные было 230к
Автор поста оценил этот комментарий

В одно сообщение все не уместишь. Но факт остается фактом - аналогов нет. Любителям столь узкого жанра некуда деваться. Возможно в будущем возьмемся за разработку игры подобного жанра.

Есть игра. которая еще сможет потягаться - кроссаут. Но и у них сейчас не все так гладко. Любителям танковой тематики скорее всего не зайдет.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
можно уместить все в одно сообщениее - игру превратили в помойку, скоро с нее сбегут оставшиеся, за eu, us можно вообще не говорить, это казино интересно искл для снг
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Много букв.только я тут причем я вот закончил играть в 2015 и не тянет совсем

2
Автор поста оценил этот комментарий

Бросить легко - с весны и 2011 бросаю... как ВБР в печень клевать начинает.

Но, сцуко, тянетъ)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Попробуй замену в виде war thunder.
Мне эта игра кажется более интересной.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

моя пробовать и тунду улиток и от мыла ... огрызок от обсидиана в свое время...

скажем так - от тунды мне стримов алко - самое оно...


рефлекс уже за 9 лет - если таки выбирать между чем-то и еще помучиццо - лучше помучиццо...

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Извини, я тебя совсем не понял. В смысле вроде русские буквы, но не пойму что написано.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Сидя в картошкиных танках с марта 2011 я пробовал вартунду. И танки от майл ру / обсидиана - тоже.

Не помогло.)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Попробуй сейчас)
Они очень поменялись с того времени.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку