Инфографика: Илон Маск в цифрах и диаграммах
Коллеги с форума НСФ попросили меня сделать несколько графиков по теме Spacex.
Возможно, что моим читателям здесь это будет интересно.
Рис. 1: Орбитальные пуски 2017 года по запускающим организациям
На этом графике по горизональной оси показано общее число орбитальных пусков, сделанных данной компанией (госструктурой) – названия компаний показаны на вертикальной оси и сгруппированы по странам. На примере Китая: гражданские и коммерческие пуски производит китайская Great Wall Industries, а военные спутники запускает People Liberation Army.
Выводу по этому рисунку:
SpaceX на нём найти просто, в этом году они сделали запусков – больше всех. На их долю приходится почти четверть всех успешных запусков в мире. Если же сравнивать с Россией:
Компания SpaceX сделала 16 пусков с двух стартовых столов;
Россия сделала 15 пусков – со всех площадок Байконура и Плесецка.
Рис. 2: Темпы пусков – сравнение Falcon 9 с Atlas 5.
На этом графике вертикальная шкала показывает порядковый намер пуска (начиная с самого первого). А горизонтальная шкала – это число дней между первым и N-ным пуском, поделённое на длинну условно-учётного года (365.25). Тонкие линии показывают полиномную аппроксимацию точек по простому МНК.
Выводы по рисунку:
· В первые четыре года «темпы роста» у Фалькона и Атласа были примерно одинаковы;
· Но в дальнейшем их дорожки расходятся: SpaceX наращивает темп запусков гораздо круче. Сейчас их средний темп по крайней мере в полтора раза выше, чем у Атласов;
· График позволяет ожидать (прогнозировать) дальнейшее увеличение темпа пусков;
· И последнее, на мой взгляд – главное: график показывает устойчивость фирмы SpaceX к авариям. Тонкая голубая линия на всех участках сохраняет выгнутость вверх – т.е., её вторая производная сохраняет положительное значение. Они продолжают наращивать темп – несмотря на аварии.
Рис. 3: Темпы пусков – сравнение Falcon 9 с Протоном.
Здесь я показал динамику пусков за последние 5 лет. Красной заливкой отмечены аварии (спутник потерян), жёлтой заливкой – частичные аварии (спутник добрался до целевой орбиты, но за счёт сокращения срока службы). Крестики попазывают пуски, запланированные на остаток 2017 года. Да, я знаю, что пуск Благовеста Протоном в декабре не состоится – наверняка. Но официального сообщения об этом ещё не было. Точно так же – есть немалая вероятность, что один (или два) крестика Фольконов отлетят на 2018. Злесь я отразил планы – как они известны сейчас.
Что касается выводов:
· За эти пять лет (период с 2013-2017) Falcon 9 обошел Протон по количеству пусков – 41 пуск против 33, или – превышение составляет 24%;
· Но гораздо важнее, что Falcon 9 обошел Протон по качеству пусков: 95% успехов против 88%. А в терминах аварийности это означает, что за пять лет эксплуатации Falcon 9 продемонстрировал аварийность в 2.5 раза лучше, чем у Протона за тот же период.
И напоследок ещё один качественный показатель – деньги.
Рис. 4: Темп роста годового оборота SpaceX.
Здесь я показал годовой оборот SpaceX (в миллионах $).
Категория «US gvt» представляет деньги, полученные по контрактам с американскими госструктурами – NASA, USAF и NRO. Все остальные поступления включены в категорию «Private contracts», хотя строго говоря это «деньги, полученные НЕ от госструктур США». Самый светлый прямоугольник представляет деньги по пяти пускам, которые запланированы на ноябрь-декабрь этого года.
Ещё две детали:
В годовые бюджеты НЕ включены поступления от контракта с НАСА по программе Commercial Crew Transportation – поскольку конкретная разбивка выплат по этапам ещё не опубликована.
То же самое и с контрактом от USAF на разработку метанового двигателя (Раптор) для будущего EELV: тут известна только общая сумма, 94 M$, но какая доля выплачена в 2017, а какая будет в апреле 2018, по завершению контракта – ещё не известно.
Поэтому сегменты «US gvt» в 2016 и 2017 следует рассматривать как минимальную оценку – реальные цифры больше.
Выводы по диаграмме:
· В этом году SpaceX впервые пробила планку «один миллиард» по годовому обороту, продемонстрировав при этом резкий скачок в revenue по сравнению с предыдущими годами;
· В этом, как и в прошлом году, порядка половины их оборота приходится на Негосударственных заказчиков;
· И последнее – справа я показал для сравнения «весь Роскосмос»: здесь просуммированы все коммерческие пуски этого года (три Протона и один Рокот), два Союза, проданные Ариану дла запусков из Куру, транспортировка астронавтов на МКС и последняя поствка Локхиду двигателей РД-180.
Сумма эта выглядит довольно скромно – рядом с SpaceX, над которым так смеялись конаныхинские «русские инженеры».