Имбаланс в Dota 2. Миф или реальность?
Здравствуй, дорогой друг!
Сегодня бы мне хотелось поговорить о таком понятии как Имбаланс в игре Dota 2.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если вы не играете в Dota 2, вам не интересна эта тема и не интересно свободное выражение мысли о составляющих этой игры, просьба покинуть эту тему и не разбрасываться своими минусами.
Вообще, стоит отметить, что имбаланса в доте в привычном его понимании как такового нет. Большинство привыкло считать, что имбаланс это когда какой-то герой или артефакт является более сильным по отношению к другому.
Каждый патч от Valve диктует новую мету с новыми героями, которые в том или ином случае являются более сильными и сложными для контры оппонентов. Последний патч 7.06f перед The International 2017 открыл нам силу таких героев как Earthshaker, Necrophos, Venomancer, Lich, Monkey King и других.
Действительно, эти герои встречаются в пабах очень часто, а их винрейт на Dotabuff достигает 60%, то есть по факту эти герои побеждают в 6 из 10 игр. Правильно ли это? Решать вам. От себя я скажу, что мета заданная Valve зачастую отравляет игры в пабах. В среднем я играю около 5 игр в день и не было еще ни одного дня, где бы мне не попался ES или Necrophos в моем пике или пике оппонента. Это понятно, данные герои несложные в обращении и при минимальном количестве артефактов способны перевернуть игру.
Отсюда я вывожу понятие имбаланса в Dota 2. Это когда герой с минимальным количеством артефактов в теории опаснее, чем герой с 5-6 слотами.
Давайте приведу пример. Вы - 5 слотовый Phantom Lancer, у вас есть такие артефакты как Boots of Travel, Diffusal Blade, Vladmir's Offering, Ring of Aquila, Monkey King Bar. Ваш инвентарь рассчитан на middle-game, переходящий в стадию late-game. Как правило, такого героя убить очень сложно в любой драке 5 на 5 при равном количестве нетворсов команд. Однако, если пик оппонента имеет Earthshaker с Blink dagger за 2250 голды, то все радикально меняется. Любая ошибка в позиционке вашей команды и вы все вместе отлетаете на базу от Echo Slam. То есть, герой с артефактом за 2250 годы выносит героя с артефактами в сумме за ~13000 голды. Правильно ли это? В какой-то мере. Ведь тут дело даже не в артефактах, а особенностях спеллов Earthshaker, но всё же, герой с небольшим нетворсом и уровнем может вынести вперед ногами собранного керри с нетворсом в 13к и еще половину команды с ним.
Другой пример. Вы условная Queen of Pain, ваши слоты на middle-game - Power treads, Eul's scepter, Aghanim's Scepter, Veil of Discord. У вас всё замечательно. Вас сложно убить, сложно поймать. Более того вы сами ловите и сами убиваете любого героя пика оппонента. А теперь представим, что в пике оппонента Necrophos, собравший первым артефактом Dagon и прокачавший его до 2 уровня и условные Phase boots. Его нетворс составляет ~4к голды, в то время как ваш - ~10к. И вот однажды вы пересекаетесь в этим Necrophos, получаете Dagon в лицо и ультимативную косу, плюс пару тычек с руки и отправляетесь отдыхать в таверну со всем своим нетворсом и артефактами. Правильно ли это? Нет. Не правильно.
Как бы ни нерфил Reapers scythe IceFrog спелл был и остается ультра сильным ультимейтом, способный вынести любого core-героя с любым количеством слотов, который просто потерял чуть больше половины HP в драке.
Но как же защитные артефакты, спросите вы, всякие там Linken sphere, Pipe of Insight, Black King Bar и другие, способные спасти от огромного урона ультимативной старого инфекционного деда. Всё это безусловно работает и в большинстве случаев спасает жизнь игроку, более того существует ряд персонажей, способных свести на нет все старания Necrophos убить игрока косой, это такие герои как Dazzle, OD, Shadow Demon. Так в чем проблема, бери и пикай, бери и собирай и играй себе в удовольствие - кто-то скажет из вас. Но и у этого есть свои нюансы.
Для начала скажу об артефактах. Будучи той же Queen of Pain собирать линку, как герою с возможностью моментального эскейпа обязательно, так как сила героя именно в его неуловимости. Без линки-то поймать сложно, а с ней задача усложняется. Но фишка в том, что только Папич собирает линку первым артефактом на QoP, и то на позиции оффлейнера. Игроку на миде предпочтительно сначала собрать Power treads, Bottle, Magic wand, Veil of Discord и возможно Eul's Scepter. То есть, чтобы нам добраться до линки, нужно потратить около 4500 голды, чтобы быть в какой-то мере опасным героем на карте и творить беспредел в middle-game. А Necrophos в это время добирает свой Dagon и начинает им кошмарить каждые 30 секунд, иногда докидывая ультимативную. То есть, по факту, без вышеописанных артефактов ваш герой является бесполезным, а без линки уязвимым перед Necrophos. Выбирать другие артефакты, например Pipe of Insight - не самый лучший выбор для QoP, а BKB является ситуативным артефактом, рассчитанным на late-game или на middle-game, но при особенности пика, а именно потенциала в продолжительности атаки, при наличии героев, способных зацепить героя оппонента. В противополжной ситуации мы просто рискуем потратить все заряды BKB и остаться с 5-секундным артефактом уже ближе к late-game. В этом и содержится имбаланс Necrophos, который особенностью своей ульты вынуждает нас тратить львиную долю нетворса на защитные артефакты в ранней стадии игры.
Что касается выбора героев наших тиммейтов. Как я писал выше, существуют отличные контр-пики Necrophos такие как Dazzle, OD, Shadow Demon, способные своими стартовыми спеллами спасти нам жизнь. Вопрос в другом, как часто вы на своем рейтинге видите этих героев в своей команде против Necrophos? В competitive-доте вероятность этого велика, так как идет по-настоящему командная игра и mindgames на стадии драфта, направленная на то, чтобы законтрить опредлененных героев оппонента. В пабе ситуация иная, в большинстве случаев ваши тиммейты даже не задумываются о том, чтобы пикнуть героя, который законтрит героя противника. Пикают, что хотят, играют как хотят. Дефолтный паб-гейминг в общем. Даже в тех случаях, когда в вашем пике появляется Dazzle против Necrophos, он либо не успевает повесить на вас крест, либо идет неправильным скиллбилдом, не имея к стадии активных драк нужного ренджа креста. Отюда и бесполезность героя как такового плавно перетекающая в очередные -25. Очередной вывод касательно имбалансности - вы ограничены в выборе героев, способных законтрить пик оппонента.
Идем дальше. По-моему мнению Necrophos является самым имбалансным героем, но помимо него в доте существуют другие герои, способные зажигать наши стулья.
Есть один замечательный герой, называется Monkey King. Сейчас герой более менее сбалансирован, но когда Valve добавили его в патч 7.00 макака была ультра сильной и более того, была в каждой игре. Герой, при отсутствии внимания со стороны оппонента является сильным в любой стадии игры засчет своей пассивной способности Jingu Mastery. На лайне стоять против MK будучи милишником или ренджевиком с небольшим радиусом атаки практически невозможно - вы рискуете наполучать по лицу палкой и в конце получить титанический урон от Boundless Strike, более того, при срабатывании пассивки, которая держится 35 секунд вы практически не имеете шанса убить MK в равном бою 1 на 1 из-за его дичайшего вампиризма, что уж говорить об этих вкусных ударах палкой по лицу.
И конечно замечательный ультмейт, когда MK создает арену из обезьян, наносящих тот же урон, что и его создатель. Более того, при отсутствии сейв-артефактов у вас практически нет шанса выбраться с арены Wukong's Command живым в силу частого наличия у MK артефакта Echo Sabre. Хорошо хоть Skull Basher пофиксили.
Ситуация идентична ситуации с Necrophos - у вас Phase Boots, у вас Echo Sabre и условный Orb of Venom. Результат минус 2-3 героя в команде оппонента. Не имбалансно ли это? Решайте сами.
Расписывать о каждом герое, которые публично считаются очень сильными и имбалансными очень долго. Думаю тут и так все понятно.
Вывод один, имбаланс в Dota 2, это когда герой при особенности своих спеллов и минимальном количестве артефактов способен раньше выйти в middle-game чем герои соперника.
Остается добавить, что среди таких героев были и остаются Phantom Assassin с Desolator, Bloodseeker с его пассивкой и ультимативным Rupture, Huskar с огненными копьями и ультимативной, Nature Prophet с талантом на 25 уровне, который убирает cooldown на телепорт, Bristleback с пассивной способностью Bristleback, Pugna с Aghanim's Scepter. И другие, дополняйте сами, пишите в комментарии.
Далее, хотелось бы сказать пару слов о таких персонажах, которых считают имбалансными в силу того, что ими сложно играть неопытным игрокам. В большинстве случаев, эти герои при правильно растущих руках действительно являются ультра сильными и возможно самыми сильными героями в Dota 2. Среди таких героев мой любимый персонаж как Arc Warden, Visage, Meepo, Broodmother. Если мы видим таких необычных героев в пабах, то зачастую у нас два ощущения - предвкушение +25, либо мы готовимся к сложной игре против персонажей, против которых у большинства наших тиммейтов даже опыта нет.
Например Arc Warden, в late-game способен на 18 секунд увеличивать нетворс нашей команды в 1.5 раза в силу своей ультимативной Tempest Double, которая копирует полностью основного героя и все его артефакты. Идеален для сплитпуша, идеален для драк.
Visage. За счет своей пассивки является одним из самых танковых героев игры, а его гаргульи наносят титанический урон по героям без защитных артефактов.
Meepo. При наличии прямых рук и должном знании микроконтроля является практически неубиваемым и страшно дамажащим героем.
Broodmother. Натоящая заноза в заднице, неуловимая и противная, забирающая наши тавера один за другим. Как впрочем и неопытных героев.
Имбалансны ли эти герои? В какой-то мере, я бы даже сказал, они имбалансны в определенной стадии игры и при наличии определенных артефактов, которые им нужно собрать. К примеру AW при своей смешной тычке с руки легко переКСивается на лайне, Meepo уязвим к ранним гангам, Visage запросто забирается 2 героями, способными быстро свести на нет его пассивку, Broodmother цепляется и убивается с одной пачки Dust of Appearance.
Сила способностей этих героев напрямую зависит от их артефактов, которые они получают не так быстро при должном внимании команды оппонента. Но если вы дадите им поле для фарма, то они вынесут вас уже в middle-game.
Более того, как указывалось выше и как в принципе понятно данные герои требуют знания техники микроконтроля в отличие от тех же Necrophos, Phantom Assassin, Bloodseeker и других. То есть, играть этими героями априори сложнее, а свою имбалансность они набирают только с определенными артефактами, которые не факт, что смогут выфармить. Если условная фантомка сносит половину лица одним критом, а там вторую половину добивает дед, то герои перечисленные выше требуют комбинацию действий, переплетающиеся с микроконтролем. Я не считаю это имбалансном. Я считаю это умением играть на сложных героях и было бы очень здорово, если бы каждый игрок в Dota 2 умел играть на сложных героях, а не ограничивал бы свой пул героев героями с одной кнопкой, которая еще и убивает.
Существует ли имбаланс в доте? Я думаю, что все же существует, можно приводить аргументы, мол загнобить, сыграть так, сыгрять сяк, собрать то сё пятое десятое и так далее. Это замечательно, что вы это понимаете, вопрос лишь в том, понимают ли ваши тиммейты, что играть нужно именно так? Ведь именно из-за незнания способностей героев и некачественном тимплее игры против таких героев проигрываются и создают им космические проценты по winrate на Dotabuff.
Надеюсь, что данный материал был вам интересен, пишите в комментариях ваше мнение по настоящей теме, с радостью прочитаю, с радостью пообщаюсь. Буду частенько затрагивать тему по Dota 2, так что, если интересно, то подписывайтесь и на профиль.
Спасибо за прочтение, удачи и зеленых страниц!