И в какой-то момент ловлю себя на том, что я сочувствую Джафару

Короче, народ. Я тут смотрю кино "Аладдин". И в какой-то момент ловлю себя на том, что сочувствую Джафару. А на этапе, когда он становится джинном и теряет свободу, уже просто слёзы на глазах.

Смотрите: у человека было тяжелое детство, ему пришлось рано повзрослеть и понять, что никто ему ничего за красивые глазки не даст. Он выбился в люди, стал вторым человеком в государстве - исключительно за счет собственной энергичности, организаторских способностей, жесткой самодисциплины (да-да, а помните, как ему постоянно приходилось сдерживать себя в присутствии султана?) и прочих личных качеств. При этом ему постоянно приходится находится в напряжении - потому что он привык все контролировать и потому что он уверен, что без его контроля все развалится и он вновь потеряет все. И ещё он влюблен в принцессу. Принцесса его, конечно не любит, потому что принцессы любят молодых, бесшабашных чуваков, умеющих пустить пыль в глаза. Тут ее нельзя осуждать. Друзей у него тоже нет. Ну наверное трудно завести друзей целеустремленному человеку, который привык управлять всем в своей жизни и который не может позволить себе расслабиться и валять дурака. Короче тяжелая, безрадостная жизнь, единственная отрада в которой - достижение амбициозных целей, позволяющих ощутить краткие моменты счастья. Кстати, заметили, какие желания Джафар загадывает джинну? Он прокачивает самого себя: сначала становится султаном, потом - величайшим колдуном. Очень характерный поступок для таких людей: они постоянно вкладываются в свои скиллы, чтобы выступить против жизни в максимальном всеоружии. И собственно этот страх утратить контроль и оказаться беспомощным против вызовов окружающего мира его и приводит к катастрофе. Джафара ловят на его триггере - страхе быть вторым. Примитивно манипулируют, но триггер настолько силен, что он покупается. И величайший контроль в мире закономерно оборачивается величайшей же и слабостью. Джафара бы спасло, если б он нашел в себе силы стать хоть в чем-то беспомощным. Довериться кому-то. Но воспитанный с раннего детства страх и чувство, что ему не на кого положиться в целом мире, делают это совершенно невозможным. И он теряет все.

Кстати о контроле. Второй важный момент в этой истории - любовь. Каждый герой добивается ее по-своему. До Аладдина мы еще дойдем, он тоже не верит, что его могут полюбить, как и Джафар. Но если Аладдин для достижения любви принцессы пытается выглядеть не собой, то у Джафара другой паттерн - он снова должен все контролировать. Он в принципе не верит, что его могут полюбить, и это очень-очень грустно и больно. Поэтому единственный возможный для себя путь он видит в том, чтобы заставить принцессу быть с ним. Присмотритесь, таких джафаров вокруг очень много. Ему необходимо чувствовать полный контроль, вплоть до того, чтобы управлять каждым движением принцессы, диктовать ей как ей его целовать и все такое. Только это дает ему желанное чувство безопасности и какую-никакую уверенность. И в этом его трагедия.

Другое дело - Аладдин. О, если вы думаете, что это милый юноша, бриллиант неогранённый и идеальная пара принцессе - то очень-очень глубоко заблуждаетесь! Я бы поставила на то, что это личность гораздо более опасная и деструктивная для окружающих. Он, так же, как и Джафар, уверен, что самого по себе его полюбить не могут. Но если первый пытается решить вопрос при помощи контроля, то Аладдин идет путем лжи. Он пускает пыль в глаза, используя все доступные ресурсы. Пока он нищ и ограничен в ресурсах - он представляет свое убогое жилище прекрасным дворцом, напирая на шикарный вид и роскошные занавески из лохмотьев. Он тщательно выстраивает вокруг себя вымышленную реальность, в которой он король. Типичный нарциссический отказ от реальности в пользу вымышленного "я", да. И когда у него появляется больше возможностей, он стремится спрятать все, что считает своими слабостями и создает великолепный образ принца Али. Но в глубине души он тот же Аладдин, он об этом знает, и это его постоянно грызет, наполняет душу страхом и не дает расслабиться. Он постоянно боится, что его разоблачат и сразу же от него отвернутся. Поэтому он готов на любую подлость ради того, чтобы этого избежать. Поэтому он отказывается освобождать джинна, которому уже пообещал сделать это. Страх нарцисса быть разоблаченным - страшная и разрушительная вещь. В фильме и мультике конечно произошел хэппи-энд - героя разоблачили насильно, он увидел, что его все равно любят и все стало хорошо. Но в реальной жизни такого, к сожалению, не случается.

Что бы происходило в реальной жизни, выйди принцесса за принца Али? Он так и жил бы в постоянном страхе, что за сиятельным принцем разглядят ничего не значащего воришку. Этот страх и постоянное отвержение себя самого ради красивой картинки вызывали бы у него постоянное подспудное раздражение. Поскольку выплеснуть это раздражение на себя он не может - он же прекрасный принц, и он сам уже почти в это поверил, а думать о собственном несовершенстве настолько невыносимо, что гораздо лучше загнать эти мысли глубоко-глубоко, в область бессознательного и уверить всех вокруг и себя в том, что он великолепен... Так вот, поскольку выплеснуть это раздражение на себя он не может, он начнет переносить его на других. В принцессе постепенно "откроется" множество несовершенств. Тут есть и еще одна выгода - если принцесса не так прекрасна и совершенна, то становится не так страшно, что она его отвергнет. А если еще и ее саму в этом убедить - то еще лучше. Но главным образом - это конечно перенос восприятия собственных слабых сторон на того, кто рядом. "Увидев" несовершенства принцессы, Аладдин начнет все больше раздражаться в ее адрес. Плюс к этому добавится чувство, что он отказался от себя самого, от своей личности - и ради кого?!! Он испытает горькое разочарование от того, что никто оказывается не готов отказываться от себя ради него. Зависть от того, что люди смеют жить такими, какие они есть, выказывать недовольство тем, что им не нравится, и наслаждаться любовью, которую они, по его мнению, не заработали такими самоотверженными усилиями, на которые пошел он. И ему страстно захочется лишить их этой любви. А еще и причинить боль, чтобы отомстить за свое унижение, за то, что ему пришлось подстраиваться и предавать себя, за то, что никто не хочет это делать ради него самого... Не знаю, растеряет ли Аладдин своих друзей - все-таки страх отвержения в нем слишком силён, и такие люди обычно удерживаются в образе "идеального парня" для тех, кто видит его не постоянно. Но Абу скорее всего перестанет быть его другом - ведь он видит его всегда.

Такие вот сказочки...

И в какой-то момент ловлю себя на том, что я сочувствую Джафару История, Мультфильмы, Аладдин, Длиннопост