History Fun, цикл пятый — Гуситские войны, выпуск 11
В прошлом выпуске четвертый крестовый поход против гуситов потерпел былинный отказ, не помогла даже позаимствованная тактика, товарищ Корибутович за излишнюю любовь к дипломатии ушел по этапу, а Прокоп, блистая лысиной и хищной улыбкой, собрал войско в 45 тысяч человек и приветливо помахал Саксонии.
Правитель несчастливой немецкой земли по имени Фридрих (не путать с упоминавшимся ранее мужиком из Бранденбурга), заметив этот жест, серьезно напрягся и начал созывать народ. Понимая, что на этот раз гуситов собралось как-то неприлично много — одних боевых возов три тыщи, опечаленный хозяин не стал полагаться только на свои куцые силы, уже изрядно потрепанные бодрыми чехами, и закупил наемников оптом. После чего, впечатленный мощой, которая перла на него из Чехии, решил ждать атаки ближайших крупных городов, Дрездена, например. Сам Фридрих под Дрезден не пошел, остался около Лейпцига — согласно его плану, католические силы выждут момент, когда чехи стукнутся лбами в высокие стены города, а потом неожиданно накатят сзади и расплющат еретиков как Белаз Оку.
Гуситов действительно было преизрядное количество. Желая как можно отчетливей запомниться Сигизмунду, Прокоп вызвал все силы, которые смог найти. Даже Корибутовича выпустили по УДО, лишь бы он присоединился к походу со своими поляками. Как уже говорилось ранее, силы чехов разбились на 5 колонн, которые, не слишком удаляясь друг от друга, эдакой пятерней врезались в Саксонию. Но, вместо того, чтобы согласно всем ожиданиям Фридриха упереться рогом в Дрезден, силы гуситов его обошли и поперли внутрь страны, нигде надолго не задерживаясь.
Подобные рейды вглубь вражеской территории у еретиков назывались «приятными прогулками». И если для чехов они были вполне себе приятны, то для местных жителей — ничуть. Особенно в этот раз. Гуситы утаскивали с собой всё, что не было как следует приколочено, а то, что было — сжигали к такой-то матери. Те городки и села, которые можно было взять сходу, растаптывались в кашу, те, для которых была нужна осада, просто запугивались. Зрелище жуткой орды богомерзких еретиков под стенами вынудило не один город тряхнуть мошной и отдать почти все, что есть, лишь бы дьяволопоклонники прошли дальше.
Пока Фридрих чесал в благородном затылке и пытался решить, остановятся ли эти уроды хоть на пару недель для осады чего-нибудь или все же нет, а если нет — то как такую толпу резать в чистом поле, гуситы шустро дотопали аж до Магдебурга, который... Тоже не стали брать.
Правитель Саксонии, уже было изготовившийся для атаки, недоуменно поглядел на пять выжженных полос немецкой земли, которые оставили за собой гуситы, резко свернувшие на юго-запад, и вернулся к Лейпцигу. То, что еретики пошли разорять современную Тюрингию и северную Баварию — это, конечно, было очень печально, но совсем не так волнительно для саксонца, как его личные земли. Плюс к тому, если он так и не сообразил, как бить гуситов на встречном марше, то догонять их и ввязываться в драку было бы ну совсем глупо. Тем более, что наемная армия все равно хочет денег, воюет она или нет, а с деньгами после грабительского марша еретиков в Саксонии стало плохо — некислую часть бюджета уперли с собой запасливые чехи.
Поэтому войско пришлось почти все распустить, не дав гуситам ни единого сражения. Мелкая стычка на переправе через реку Мульде, где еретиков встретила саксонская кавалерия — не в счет. Войско Прокопа потеряло только несколько возов, да и то потому, что их рекой унесло, пока гуситы дорезали пленных.
В отличие от Саксонии, южные немецкие земли такого западла со стороны судьбы не ожидали, и встретить еретиков почти ничем не могли. Гуситы с чувством, толком и расстановкой пропахали себе путь обратно до границ Чехии и напоследок взяли Хоф, Байройт и Кульмах, на бис, так сказать. И разнесли эти города буквально по бревнышку. Затем, посчитав, что «приятная прогулка» удалась, вернулись домой, шатаясь под тяжестью награбленного.
Охреневшая Германия оценила масштаб потерь и разрушений и ломанулась к Сигизмунду, как к назначенному главным по государству с резонным вопросом — король он тут или где?! Если мириться он не хочет, то надо воевать, а то жадные чехи будут так каждые три года ходить — городов не напасешься!
Сигизмунд внял и вместе с новым Папой, Евгением IV, собрал имперский сейм — обсудить, что делать с террористами и незаконными бандформированиями, окопавшимися в Богемии.
А что решат на высшем уровне, мы узнаем в следующем выпуске.
Прошлый выпуск:
http://pikabu.ru/story/history_fun_tsikl_pyatyiy__gusitskie_...