Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер.

Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост

Работы по созданию этой выдающейся машины, благородные формы которой вполне гармонировали с ее гордым именем "Виктор" (Победитель), начались на фирме Хэндли Пейдж еще в конце второй мировой войны.

Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост

Название "Виктор" присвоили бомбардировщику Н.Р.80 в июне 1950-го одновременно с получением от ВВС заказа на изготовление первой серии из 25 машин этого типа, (самолеты первой серийной партии получили обозначение "Виктор" В.Мк.1). Впервые опытный бомбардировщик "Виктор" (WB 771) поднялся в небо в декабре 1952 г. На борту находились шеф-пилот фирмы и инженер-испытатель. Публичная презентация нового грозного оружия Королевских ВВС состоялась 15 июля 1953 г. во время коронационных торжеств, а в сентябре того же года бомбардировщик "Виктор" уже с большим успехом демонстрировался на авиационной выставке в Фарнборо. Однако с его испытаниями не все шло гладко: ряд характеристик машины оказался ниже расчетных, что потребовало доработок. 14 июля 1954-го произошла трагедия: первый опытный самолет потерпел катастрофу в результате разрушения узла крепления горизонтального оперения при маловысотном скоростном полете. Это нанесло серьезный удар по срокам реализации программы, так как второй опытный бомбардировщик, WB 755, впервые поднялся в воздух лишь 11 сентября 1954-го.

Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост
Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост

Согласно требованиям ВВС, "Виктор" В.Мк.1 с бомбовой нагрузкой 4540 кг, сбрасываемой на половине пути на высоте 15 500 м, должен был преодолеть расстояние 8000 км с крейсерской скоростью 925 км/ч, при уменьшении высоты пролета над целью дальность возросла до 8980 км. Без вооружения и с дополнительным топливным баком в бомбовом отсеке самолет должен был покрывать 11420 км.

Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост
Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост
Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост

Силовая установка самолетов "Виктор"В.Мк.1 и его модификаций состояла из четырех ТРД Бристоль "Сапфир" 7 Мк.200 (4x5000 кгс) с удельным расходом топлива 0,88 кгс/кг.ч. "Виктор" В.Мк.2 и его варианты оснащены ТРД Роллс-Ройс Конвэй 17 Мк.201 (4x9240 кгс) с удельным расходом 0,6 кгс/кг.ч. Для каждой пары двигателей воздухозаборник общий.

Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост
Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост
Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост

В конце 1950 годов стало очевидно, что дозвуковые бомбардировщики, даже имеющие потолок более 20 км, могут успешно сбиваться современными ЗРК. Обеспечить приемлемую боевую живучесть самолетов стратегической авиации можно было лишь оснастив их управляемыми ракетами большой дальности, позволяющими поражать цели без входа в зону ПВО. Поэтому, параллельно с созданием очередных модификаций бомбардировщиков серии "V", в Великобритании велись работы и над авиационными управляемыми ракетами класса воздух-земля. С 1957-го фирма Авро в обстановке строгой секретности разрабатывала стратегическую крылатую ракету "Блю Стил", оснащенную ЖРД. В 1960-м первая модификация этой ракеты - "Блю Стил" Мк.1 с максимальной дальностью пуска 320 км была принята на вооружение ВВС Великобритании.

Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост
Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост
Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост

Бомбардировщики Виктор исправно несли службу в Королевских ВВС, однако в боевых действиях, в отличие от других бомбардировщиков серии "V" им принять участие не удалось. Самолеты были рассчитаны на одиночные полеты к цели, поэтому профессионализм их экипажей приобретал особое значение. Подбор летчиков и других членов команды проводился с особой тщательностью, ее состав старались сохранить неизменным по крайней мере на протяжении пяти лет. Каждый самолет имел и свой постоянный наземный экипаж, возглавляемый механиком, который должен был буквально "жить в самолете", включая и период его капитального ремонта, а также сопровождать бомбардировщик во время длительных (не боевых) перелетов. Как правило, в течение дня экипажем выполнялся один тренировочный полет продолжительностью в среднем пять часов.

Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост
Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост

Размеры бомбового отсека позволяют размещать одну ФАБ большой мощности массой 10000 кг или термоядерный боеприпас, до двух ФАБ "Тэллбой" (5500 кг), до четырех ФАБ калибром 4500 кг, до 35 ФАБ калибром 450 кг или 39 морских мин типа (900 кг). Кроме того, самолет мог брать 14 ФАБ калибром 450 кг на двух подкрыльевых узлах внешней подвески. Однако большинство приведенных выше вариантов вооружения могут быть реализованы лишь теоретически или при существенно уменьшенном запасе топлива. Нормальная боевая нагрузка составляет 5400 кг. В бомбовом отсеке самолета "Виктор" SR.Мк.2 могут размещаться 108 осветительных бомб. "Виктор" В Мк.2 оснащен УР "Блю Стил" Мк.1 или Мк.1А. Максимальная дальность пуска, соответственно, 320 и 500 км, максимальная стартовая масса 7400 кг, масса ядерной БЧ около 1000 кг.

Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост

В 1969 году, когда задачу по ядерному сдерживанию стали выполнять ракеты «Поларис», запускаемые с подводных лодок ВМС Великобритании, огромный флот V-бомбардировщиков оказался лишним. В результате часть уцелевших «Викторов» были превращены в воздушные танкеры для заправки в воздухе. Во время Фолклендской войны заправщики «Виктор» стали важным звеном воздушных операций по снабжению; так, они постоянно заправляли бомбардировщики «Avro Vulcan» на пути к Порту-Стэнли (Операция «Black Buck»).

Handley Page Victor.Уродливый британский бомбер. Англия, Бомбардировщик, Виктор, Длиннопост

«Виктор» стал последним V-бомбардировщиком, снятым с вооружения — это произошло 15 октября 1993 года. В качестве заправщика он был заменён на «Vickers VC10» и «Lockheed L-1011 TriStar». «Avro Vulcan» использовался в качестве стратегического ядерного бомбардировщика до 1982 года, когда его сменил значительно меньший по размерам «Panavia Tornado».Было изготовлено 86 единиц.