Гвардия Франции. Возвращение Королевской Гвардии.(II)
В 1823 г “Священный Союз” поручил Франции подавить революцию, полыхавшую с 1820 г в соседней Испании. Стотысячная армия под командованием герцога Ангулемского двинулась через Пиренеи, что бы “с именем Святого Людовика на устах, вернуть трон потомку Генриха IV”. В поход выступила и Королевская Гвардия. В том числе 357 Телохранителей Короля и 89 Телохранителей Монсеньора. Начав кампанию в качестве эскорта герцога Ангулемского, они прошли её до победного конца. Впрочем, поход не был долгим. Испанские крестьяне, разочарованные половинчатыми реформами либералов, не поднялись, как во времена Наполеона, на народную войну, а войска революционеров были быстро разгромлены французами и испанскими роялистами. Вернувшийся на трон Фердинанд VII, по понятным причинам, не доверял свою безопасность соотечественникам, поэтому Телохранителям пришлось, на первых порах выступать в качестве личной охраны испанского монарха и его семьи. Вернулись в Париж они в Сентябре 1824 г, через несколько дней после кончины Людовика XVIII. Участие в кампании сказалось и на внешнем виде гвардейцев: Конные егеря в награду за свои действия получили меховую шапку-басби, аналогичную шапке Гвардейских гусар, а обозники - новую каску типа “тарлетон”.
После вступления на престол Карла X Гвардия Монсеньора стала 5-й ротой Телохранителей Короля. В 1826 г её командир, Шарль де Ривьер, был назначен воспитателем герцога Бордосского (Анри, внук Карла X, сын его младшего сына – герцога Беррийского, убитого в 1820 г, в дальнейшем известен, как граф де Шамбор) после чего король расформировал роту, распределив солдат по четырём оставшимся.
Политика Карла X, который, по словам его брата, казнённого революционерами Людовика XVI, был: "Большим роялистом, чем сам король", его явное стремление к восстановлению абсолютизма и опоре на аристократию, привело, в 1830 г. к революционному взрыву. Не помогла даже "Маленькая победоносная война" , в результате которой французские войска захватили главную базу берберийских пиратов - Алжир. Впрочем, эта операция оказалось лишь началом длительной, более чем двадцатилетней, кровопролитной войны, победа в которой, как выяснилось, принесла Франции, скорее больше проблем, чем плюсов, что аукнулось уже в XX в.
Непосредственным толчком к выступлению послужили четыре правительственных указа ( т. н. ордонансы Принца де Полиньяка) от 25-26 июля 1830 г., подписанные Королём Карлом Х. Согласно им: распускалась Палата представителей, сокращалось количество депутатов и их полномочия, ужесточалось избирательное право, ещё более ограничивалась свобода слова и восстанавливался полный объём цензуры. Предполагается закрытие ряда либеральных газет.
27 июля 1830 г. в Париже начались волнения, вызванные этими указами. В 16:30 командующим войсками Первой военной дивизии Парижа и Королевской гвардии было приказано сосредоточить свои войска и орудия на площади Карусель, обращенной к Тюильри, Вандомской площади и площади Бастилии. В 19:00, с наступлением сумерек, на улицах вспыхнули баррикадные бои, которые продолжились и на следующий день.
Король Карл X, находившийся в загородном дворце Сен-Клу, приказывает маршалу Огюсту Мармону, дежурному генерал-майору Королевской гвардии, подавить беспорядки. План Мармона состоял в том, чтобы Королевская гвардия и доступные линейные подразделения городского гарнизона охраняли жизненно важные магистрали и мосты города, а также защищали важные здания, такие как дворец Пале-Рояль, Дворец правосудия и Отель-де-Виль. Однако,для осуществления этого плана в городе не хватало надёжных войск, а имеющиеся были плохо обеспечены провизией и водой. Королевская гвардия (два полка Французской и полк Швейцарской Гвардии с 12 орудиями) была в основном лояльна Королю, но прикрепленные к ней части (три линейных полка и один полк лёгкой пехоты) колебались.
Один из самых кровопролитных боёв 28 Июля, в котором приняли участие королевские гвардейцы произошёл у ратуши, которая размещалась во дворце Отель-де-Виль. В течении дня он дважды переходил из рук в руки, при этом потери только при втором штурме (частями генерала Талона) - составили ок. 600 мятежников и от 700 до 1200 солдат правительственных войск. Ночью генерал Талон оставил здание и отступил к дворцу Тюильри.
К утру маршал Мармон убедившись, что силы восставших превосходят его собственные, принял решение закрепиться и держать оборону в районе дворцового комплекса Лувр - Тюильри, в ожидании подхода подкреплений извне. Он велит передать королю: " Эта позиция неуязвима, я смогу удерживать её против всего Парижа две недели." Оборона рухнула через два часа.
Диспозиция на утро 29 Июля была такова - мятежники атаковали Лувр, находившийся в восточной части обороняемого королевскими войсками периметра. Защищала его (а так же дворец Тюильри) Швейцарская Гвардия. Внутри дворцового комплекса, на площади Карусель находился резерв - Французская и часть Швейцарской Гвардии с артиллерией. Остальные правительственные части расположились в саду Тюильри, на бульваре Мадлен, площади Согласия и Вандомской площади.
Около 10 часов утра расположившиеся на Вандомской площади 5-й и 53-й линейные пехотные полки, то ли перешли на сторону восставших, то ли просто объявили о своём нейтралитете и ушли в казармы. Мармон, не веря в надёжность прочих линейных частей, приказывает им отойти с площади Согласия и бульвара Мадлен на Елисейские поля. При этом он велит гвардейцам с площади Карусель переместиться на площадь Согласия, а их место занять одному из батальонов Швейцарской Гвардии защищающих Лувр. При этом, по какой-то трагической случайности (а может и не случайности) на площадь Карусель был отправлен батальон оборонявший ворота Лувра. Этим немедленно воспользовались мятежники, ворвавшиеся во дворец. Остававшихся в Лувре швейцарцев охватила паника. Памятуя о судьбе своих предшественников, зверски перебитых при штурме Тюильри в 1792 г, они в смятении покинули дворец и кинулись на площадь Карусель. В свою очередь, стоявший там швейцарский батальон, услышав звуки боя внутри дворца и увидя своих бегущих однополчан,решил, что "всё пропало," и так же обратился в бегство через сад Тюильри к Елисейским полям, увлекая по дороге за собой прочие гвардейские части. Мармону удалось остановить беглецов только на площади Звезды, уже гораздо западнее Елисейских полей. Впрочем, по другой версии, часть Швейцарской Гвардии закрепилась во дворце Тюильри и удерживала его до вечера.
К полудню восставшие овладели Ратушей, Лувром и Тюильри, начав грабить королевский дворец и его винные погреба. Через несколько часов в разорённом дворце было сформировано Временное правительство. Хотя в течение следующих нескольких дней по всему городу будут происходить стычки , революция, по сути, закончилась. В этот же день Маршал Мармон был отправлен в отставку, и новым командующим был назначен Принц Луи-Антуан, герцог Ангулемский.
30 июля над королевским дворцом Тюильри взвился французский триколор, Палата Депутатов провозгласила герцога Луи-Филиппа Орлеанского наместником (генерал-лейтенантом) королевства.
2 Августа Карл X и его сын Людовик отреклись от престола. 9 Августа Луи-Филипп был провозглашён королём Франции. А 11 числа на торжественном построении в Версале было объявлено о роспуске Королевской Гвардии. Так закончило свои дни одно из старейших воинских подразделений Европы, просуществовавшее более 600 лет.