Группа "Джек"

взято у https://mr-aug.livejournal.com/1356152.html

Специальная диверсионно-разведывательная группа «Джек» 3-го отдела Разведуправления 3-го Белорусского фронта была десантирована в тыл врага ночью 27 июля 1944 года в район посёлка Ляукнен (ныне — посёлок Громово Славского района Калининградской области) с борта самолёта Ли-2.Командир группы – капитан Крылатых («Джек») Павел Андреевич;заместители командира – лейтенант Шпаков («Ёж») Николай Андреевич и Мельников («Крот») Иван Иванович;радисты – старшина Бардышева («Сойка») Зинаида Михайловна (старший радист) и сержант Морозова («Лебедь») Анна Афанасьевна;переводчик - Ридевский Наполеон Филицианович.разведчики – Зварика («Морж») Иосиф Иванович, Овчаров ("Сокол") Иван Семёнович, Целиков ("Ворон") Иван Андреевич и красноармеец Юшкевич («Орёл») Геннадий Владимирович.Группа была одета в штатское, но в состав снаряжения входили маскхалаты; вооружена ППШ и пистолетами ТТ, неся две рации, противопехотные мины, продовольственный паек на 25 кг и многое другое.При приземлении четверо разведчиков застряли на верхушках сосен, из-за чего было потрачено драгоценное время на то, чтобы их снять. В итоге, не хватило времени найти тюки с дополнительными продуктами, боеприпасами и запасными батареями для рации.Спустя два дня, в ночь с 29 на 30 июля, при переходе через мост на реке Парве (в настоящее время — Луговая) был убит командир группы "Джек". Позже выяснилось, что район посёлка Ляукнен крайне опасен. Здесь располагался концлагерь Хохенбрух, который не был нанесён ни на одну советскую карту. Именно охрана лагеря смерти и убила "Джека".Из-за вражеской облавы погибшего командира похоронить не удалось. Тело капитана Крылатых оставили в лесу, прикрыв ветками.С потерей "Джека" во главе группы встал «Ёж». За август и начало сентября 1944 года разведчики провели рейды в районе Инстербурга (Черняховск) и Голдапа (Голдап). У захваченного «языка» джековцы узнали о секретном военном районе «Ильменхорст» в Инстербурге и засекреченном аэродроме.Идти разведчикам приходилось ночью — меньше риска напороться на засаду. Между тем к концу августа джековцы стали посылать радиограммы с просьбой сбросить продовольствие — в отряде начали голодать. В конце августа с самолёта был сброшен дополнительный провиант и тёплое обмундирование. Разведка продолжалась. Группа следила за железнодорожными перевозками на маршруте Кёнигсберг — Тильзит (Калининград – Советск) и уходила от облав.Из радиограммы «Центру» от 15 августа 1944 года: «Вчера весь день была облава. Группа маневрировала в лесу с 8.00 до 14.00. Облаву проводили регулярные части до двух батальонов пехоты. Немцы прочёсывали лес трижды. Каратели шли не сплошными цепями, поэтому нам удалось незаметно проскальзывать сквозь цепи. От собак спасли проливной дождь, мины и табак».В ночь с 10 на 11 сентября группа «Джек» была блокирована в треугольник на территории нынешнего Полесского района. Разведчикам прорваться не удалось, и рассеявшись, они уходили в одиночку. «Морж» прикрывал отход группы и погиб в бою.

Так джековцев осталось 8 человек. И всё, как и раньше — разведрейды, слежка за железнодорожными перевозками, уход от облав. Несколько раз группа «Джек» соединялась с другими разведгруппами «Максим» и «Орион», чтобы дать отпор врагу.

Из радиограммы от 24 сентября: «Сегодня на рассвете на лагерь напали эсэсовцы. Прочёсывали лес весь день, преследуя нас по пятам. Прижали группу к просеке, на которой немцы заняли оборону. «Крот» и «Орёл» уничтожили пулемётный расчёт на просеке, позволили группе прорваться. Шли на север. Эсэсовцы преследовали нас до шоссе Ауловёнен – Шиллен (ныне – посёлок Жилино Нестеровского района), где мы остановились в перелеске, чтобы принять последний бой. Но эсэсовцы не напали, а ждали подкреплений. Передохнув, группа прорвала окружение. Идём на северо-запад».

Ночью, 28 сентября, разведчики попали в засаду эсэсовцев. При отступлении пропал без вести командир группы "Еж".

Во время облавы 28 сентября повредил ногу переводчик Наполеон Ридевский. По неписанному кодексу разведчиков тяжелораненый должен был застрелиться, чтобы не быть обузой для группы. Однако новый командир «Крот» отдал приказ разделиться на две группы. В одну вошли четыре человека, в другую — раненый Ридевский и вызвавшийся его сопровождать 16-летний "Орел".

В ночь с 11 на 12 ноября к группе присоединился новый командир — лейтенант Анатолий Моржин под псевдонимом «Гладиатор», которого десантировали с борта «кукурзника» По-2. Разведгруппа продолжила работу в Правдинском районе, с ней продолжились и потери.

19 ноября 1944 г. при переходе моста через реку Гольдап группа попала в засаду, приняла бой с противником. "Сокол" отбиваясь от врага, не сумел соединиться с группой и отстал от неё.

"Гладиатор" был вынужден отправить радиограмму в Центр:

«Все члены группы — это не люди, а тени. За последние недели они настолько изголодались, промёрзли и продрогли в своей летней экипировке, что у них нет сил держать автоматы. Патронов осталось по 30 штук. Просим сбросить груз, разрешить выход в Польшу. Иначе все погибнем».

Выход в Польшу разрешили. По пути джековцы 14 раз подвергались облавам. В ходе четырнадцатой от разведгруппы отстал и пропал разведчик "Ворон".

Группа всё же прорвалась к польским патриотам. Под их прикрытием разведчики поселились в лесной землянке недалеко от города Мышинец и продолжали передавать ценные данные о переброске немецких войск.

27 декабря 1944 года землянка, в которой находились джековцы, была обнаружена и окружена карателями.

В бою радист "Сойка" получила тяжелое ранение. Она попросила другого радиста, "Лебедя": «Если сможешь, скажи маме, что я сделала всё, что смогла, умерла хорошо». И застрелилась.

Раненые "Гладиатор" и
"Крот", чтобы дать шанс спастись "Лебедю", пошли на прорыв, отвлекая врага на себя. Точные обстоятельства их гибели до сих пор не известны.

"Лебедь" трое суток блуждала по лесу, пока не наткнулась на разведчиков из спецгруппы капитана Черных и вошла в его группу.

Во время этой работы, при прорыве из кольца окружения, "Лебедь" получила тяжёлое ранение – разрывная пуля раздробила запястье левой руки. Польские партизаны помогли ей добраться до берега незамерзающей зимой речки Вкра. Поскольку раненая больше уже не могла передвигаться самостоятельно, а Вкру предстояло форсировать именно вплавь, польские партизаны укрыли ее за болотцем в лозняке, обещав вернуться сюда, как только стихнет облава.

Будучи обнаруженной пущенными по следу розыскными собаками, отстреливалась из пистолета, уложив на месте трёх карателей.
Когда в обойме кончились патроны, радистка успела уничтожить находившиеся при ней секретные радиокоды, после чего, дождавшись, когда немцы подойдут поближе, подорвала себя вместе с ними последней гранатой.

Так закончился боевой путь специальной диверсионно-разведывательной группы «Джек».

Уже в послевоенный период разведгруппа «Джек» в силу своей высокой результативности и достигнутой в тылу врага длительной «живучести» будет заслужена возведена в статус одной из самых легендарных в советской военной разведке.

Что же стало с другими членами группы "Джек"?

Судьба пропавшего "Ежа" выяснилась в конце 1960-ых.

В ту драматическую ночь он отстал от подчинённых, несколько дней скитался по лесам, безуспешно разыскивая их; затем случайно набрёл на одну из разведывательных групп 2-го Белорусского фронта, влился в её ряды, но спустя некоторое время, когда отправился на выполнение задания был убит из засады огнем врага.

Отставший "Сокол" встретился с разведчиками Байдоновым и Лавровым, так же отбившимися от своей основной группы «Максим», втроём они всю зиму и весну находились в глубоком тылу противника, без продуктов и боезапаса.

20 апреля 1945 г. при прочёсывании леса немцами, в районе 20 км западнее г. Гольдапа, "Сокол" и Байдонов приняли неравный бой, в котором погибли. Лавров выжил в этом бою, на следующий день после боя он вернулся, нашёл тела своих товарищей и захоронил их близ канала Мынтэ в Восточной Пруссии.

Пропавший "Ворон" выжил, в своём письме в 1966 году, адресованном писателю О.А. Горчакову, об этих событиях он напишет так: "Я отбился во время прорыва через просеку около железной дороги, уже в полной темноте заблудился в лесу. Я выжил, пройдя сквозь неимоверные трудности. Около месяца жил, как дикообраз, питался дубовой окрой. В лесу дождался наших…».

"Орел" и Ридевский, пробираясь по лесам, вышли на антифашистов, с которыми и находились до 22 января 1945 года, когда на территорию Восточной Пруссии вступили войска Белорусского
фронта. Двое разведчиков закончили войну в рядах советской армии, и стали единственными на тот момент выжившими из группы «Джек».

После войны Ридевский написал книгу об этих событиях «Парашюты на деревьях» (1969), по которой поставлен одноименный художественный фильм 1973-го года.


С днем Военной разведки и вечная память павшим...

взято у https://mr-aug.livejournal.com/1356152.html