20

Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка".

Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост

Grumman J2F Duck( утка) (обозначение компании G-15) это одномоторная амфибия биплан.Он нашел свое применение во всех родах войск соединенных штатов и служил с середины 1930х годов,до окончания 2 мировой войны и после нее выполняя транспортную и спасательную роль . Также его использовали Аргентинские ВВС ,получившие первый самолет в 1937 году. После войны J2F Ducks попал в руки гражданских операторов и в ввс Колумбии и Мексики.

J2F это улучшенная версия более раннего JF Duck.

Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост

Практически со времен возникновения авиации гидросамолеты разделились на два конкурирующих направления поплавковые машины и летающие лодки. Оказалось, что каждая из них обладает своими преимуществами. Так, поплавковые самолеты были вне конкуренции среди высокоскоростных машин; и наоборот, тяжелые многомоторные гидропланы строились исключительно по схеме летающей лодки.

Но в начале 30-х годов появилась конструкция, классификация которой оказывается весьма затруднительной: почти с одинаковым основанием ее можно отнести как к поплавковым машинам с центральным поплавком, так и к летающим лодкам. Этот гибрид возник на фирме "Грумман"; производство его продолжалось больше десяти лет.

Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост
Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост

В 1932 году за создание такой машины взялась новорожденная корпорация "Грумман Эркрафт Инжиниринг". В это время доминирующее положение в классе легких амфибий занимали самолеты фирмы "Ленинг". Совершенствуя год от года свои конструкции, "Ленинг" создал достаточно успешную концепцию одномоторной машины с одним центральным поплавком. Характерной ее чертой было закрытое пространство между поплавком и фюзеляжем.

Такое сопряжение позволило не только несколько улучшить аэродинамику, но и получить дополнительный объем, удобный для размещения пассажиров или груза. Основные стойки шасси крепились по бокам поплавка и при использовании самолета с воды просто поднимались выше ватерлинии.

Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост

Прототип новой амфибии - биплан XJF-1 - впервые взлетел 4 мая 1933 года. Машина имела цельнометаллический фюзеляж и поплавок, крыло с металлическим каркасом и полотняной обшивкой. Под узким капотом размещался двигатель Пратт-Уиттни R-1535-62 Wasp мощностью 650 л. с.

Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост
Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост

Постоянный спрос на самолеты этой категории привел к всеобъемлющей модернизации базовой модели. В результате появился мало отличавшийся внешне XJ2F-1 с двигателем R-1820-20 мощностью 1000 л. с, облетанный 25 июня 1935 года.

Единственным заметным отличием стало отсутствие стойки, соединявшей элероны верхнего и нижнего крыла. Самолетов J2F-1 было построено 29; все они попали в авиацию флота. Для морской пехоты выпустили 21 экземпляр мало отличавшихся J2F-2. Следующая серия была невелика - всего 9 штук; но эти машины, обозначенные J2F-2A, стали единственными вооруженными самолетами этого типа. Помимо неподвижного, стреляющего вперед "Браунинга" калибра 7,62 мм и такого же пулемета на турели у наблюдателя, на J2F-2A установили бомбодержатели. Все девять машин поступили на вооружение эскадрильи VMS-3 на Виргинские острова.

Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост
Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост
Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост
Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост
Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост

Увеличение американского флота принесло в 1940 году новые заказы - 20 штук J2F-3 с двигателем R-1820-36 и 32 J2F-4(наш вариант) с оборудованием для буксировки воздушных целей и мотором R-1820-30. В 1941 году поступил большой заказ на 144 самолета J2F-5 с двигателем R-1820-50 (1050 л. с). Часть самолетов из этой большой серии попала и в береговую охрану.

Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост
Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост

После Перл-Харбора флот заказал еще 330 "уток" (еще до появления J2F-1 амфибии "Груммана" получили прозвище "Дак" - duck - утка). При этом фирма оказалась в весьма затруднительной ситуации: помимо остро необходимых истребителей "Уайлдкэт", нужно было осваивать и торпедоносцы "Эвенджер". Заказ был передан на фирму "Columbia", которая должна была выпускать "утки" по лицензии.

Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост

Свои последние самолеты «Дак» (J2F-5) компания «Грумман» построила в 1941 году, после чего следующие 330 самолетов (J2F-6) были построены корпорацией «Коламбиа Эйркрафт корпорейшн» (Columbia Aircraft Corporation).

К декабрю 1941 г. морская авиация США (в т.ч. и авиация морской пехоты) имела в своем составе 184 «Дака»: 13 Grumman JF-1, 3 JF-3, 23 J2F-1, 28 J2F-2/ J2F-2A, 17 J2F-2, 32 J2F-4 и 68 J2F-5. Помимо уже упоминавшейся эскадрильи VMS-3, они находились на вооружении вспомогательных эскадрилий VJ-1 -VJ-5, эскадрилий морской пехоты VMO-151, VMO-251, VMJ-152 и VMJ-252, отдельных звеньев авианосцев, а несколько десятков самолетов было приписано к различным военно-морским базам и пунктам базирования, как на континентальной территории США, так и на островах Тихого океана. После начала войны с Японией «Даки» применялись для решения самых разнообразных задач: связи, перевозки пассажиров и небольших грузов. В частности, самолеты J2F-5 вплоть до апреля 1942 г. осуществляли полеты к осажденному американскому гарнизону Батаана (Филиппины), доставляя боеприпасы, медикаменты и вывозя раненых. В последующие годы главной задачей для экипажей «Даков» стали поисково-спасательные операции.

Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост

Береговая охрана США получила специально предназначенные для неё самолеты-амфибии JF-2, а затем — J2F различных модификаций из числа заказанных флотом. Помимо береговых баз, они эксплуатировались с бортов ледоколов и больших куттеров (сторожевых кораблей) типа «Трешери». Корабли и суда Береговой охраны не оборудовались катапультами — для взлета самолет спускался на воду при помощи крана. После начала Второй мировой войны «Даки» с куттеров передали на береговые базы. Впоследствии они применялись для прибрежного противолодочного патрулирования. На ледоколах же амфибии оставались — они были необходимы для ледовой разведки.


ВВС США применяли самолеты Грумман OA-12A в составе 10-й спасательной эскадрильи, дислоцировавшейся на Аляске. Они были окончательно списаны лишь в 1953 г.


Аргентина, помимо упоминавшихся самолетов G-20 и G-15, в 1948 г. закупила в США 22 J2F-5 и 9 J2F-6. В составе морской авиации они прослужили до 1959 г. Как уже упоминалось, 3 ОА-12В в 1948 г. получила Колумбия. В 1947-1951 гг. два J2F-6 служили в авиации ВМС Мексики.


Конструкторам «Груммана», проектируя амфибию «Дак», удалось создать на редкость удачный морской самолет, оказавшийся весьма полезным для выполнения широкого круга вспомогательных задач.

Источник и подробности: http://www.airaces.ru/plane/grumman-jf-j2f-duck-utka.html

Хотя до 1990-х сохранилась дюжина самолетов, только самолет J2F-6 с номером 33549, принадлежащий «Викс Эйр музеум» (Weeks Air Museum), находится сейчас в состоянии летной годности.

Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост

ЛТХ:

Модификация J2F-6

Размах крыла, м 11.89

Длина, м 10.36

Высота, м 4.24

Площадь крыла, м2 38.00

Масса, кг

пустого самолета 1996

максимальная взлетная 3493

Тип двигателя 1 ПД Wright R-1820-54 Cyclone 9

Мощность, л.с. 1 х 900

Максимальная скорость , км/ч 306

Крейсерская скорость , км/ч 249

Практическая дальность, км 1207

Максимальная скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м 7620

Экипаж, чел 2-3

Вооружение: обычно отсутствует, есть креплений для 2 глубинных бомб массой 147 кг

Груманн JF/J2F «Дак».Очень нужная всем "утка". Самолет, Вторая мировая война, Длиннопост

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=ry3XmdzXIjY

Авиация и Техника

11.2K пост18.4K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу