Гражданская война в Испании: конница и танки

В продолжение поста. Самодельные бронеавтомобили гражданской войны в Испании

и Танки гражданской войны в Испании.

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

Первый испанский танк был на самом деле французским. Боевая ценность этих машин приближалась к нулю, но зато большие вертикальные поверхности боковой бронировки были очень удобны для написания всевозможных лозунгов! Вот этот танк принадлежал бойцам ПОУМ!

"Фашисты не думали здесь останавливаться. Сопротивление они сочли за временную задержку. Увлекаясь маневром, подбросили еще танков, еще пехоты, еще авиации. И понесли на этом большие потери. Авиацию встретили «курносые», они гонят, сбивают, поджигают «юнкерсы», пугают и путают их, вынуждая удирать, не сбросив бомб или сбросив их как попало, без прицела. Против германских пулеметных танков выступили республиканские пушечные. Кроме того, действуют броневики, и хорошо действуют. Мигель Мартинес упоенно носится в броневике, он никогда не думал, что эта машина может так лихо действовать"


М. Кольцов. Испанский дневник


За страницами гражданских войн. Характерная для Испании пересеченная местность была удобна для действий конницы, поскольку и танки, и авиация все еще не были столь могущественны, чтобы кардинальным образом изменить ход сражений.

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

А вот этот – объединенным профсоюзам!

До 1936 г. в испанской армии имелась одна кавалерийская дивизия, состоявшая из трех бригад. В составе бригады было два полка, а поддерживали их батальон мотоциклистов, рота бронеавтомобилей и еще батальон конной артиллерии из трех батарей 75-мм пушек. В дивизию дополнительно входили еще четыре отдельных кавполка и еще один пулеметный эскадрон. Но особенно экзотичными подразделениями испанской армии были пять таборов, подразделений марокканской конницы, несколько меньших по численности, чем батальон. В табор обычно входило три эскадрона марокканской конницы и еще один испанский пулеметный эскадрон.

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

Третьим был опять же французский танк «Рено»

Правда, говорить о том, что испанский конник был хорошим представителем своей военной профессии, в общем-то, можно лишь с натяжкой. Это был пехотинец с конем и саблей, кое-как обученный фехтованию. Эскадрон испанской кавалерии считался эквивалентом пехотной роты, но в отношении своей огневой мощи дотягивал лишь до пехотного взвода, а все потому, что на вооружении кавалеристов были только винтовки и три жалких ручных пулемета. Поэтому-то в полку и числился еще и чисто пулеметный эскадрон и вдобавок эскадрон, оснащенный 40- и 60-мм минометами. Ну а затем туда добавили еще и противотанковые и даже зенитные орудия.

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

Немцы поставляли в Испанию легкие пулеметные танки PzIB

На сторону Франко с началом мятежа перешла значительная часть имевшихся в армии семи кавалерийских полков, затем один эскадрон «Гвардии сивиль» и, разумеется, вся марокканская конница и несколько изначально преданных мятежникам эскадронов добровольческой «Испанкой фаланги». Республиканцев поддержали три кавполка, затем восемь эскадронов «Гвардии сивиль», два эскадрона «Гвардии де Асальто» и весь персонал учебных лагерей, где проходило обучение кавалеристов.

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

И также командирские танки этого типа

Тактика конницы заключалась в поддержке пехотных бригад в труднодоступной местности и рейдах на территорию противника. Кавалерию вместе с бронеавтомобилями использовали также для проведения разведки и охранения транспортных колонн. Линия фронта между республиканцами и националистами была растянута на 2,5 тысячи миль, поэтому коннице было также очень легко просачиваться через нее в тыл противника и совершать там разные «безобразия».

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

А это итальянский транспортер орудий: Fiat OCI 01…

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

…и Fiat OCI 02

Однако в полевых условиях испанская кавалерия как с той, так и с другой стороны чаще всего действовала, будучи спешенной. Действовали обычно повзводно или группами, а в группу обычно входило три-четыре всадника. Две группы составляли отделение и на ровной, и отрытой открытой местности отделение по фронту могло быть растянуто на расстояние до 45 метров, то есть около пяти метров между отдельными всадниками. Огневую поддержку осуществляли эскадроны, вооруженные ручными пулеметами «Браунинг». «Легкая броня» (танкетки с пулеметами и огнеметами) использовались для подавления вражеских огневых точек.

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

А вот так они перевозили орудия

А вот как описывал атаку табора марокканцев один из интернационалистов Раймон Сендер из 5-го пехотного полка, действовавшего в 1937 году под Мадридом:


"Марокканцы медленно приближались, угрожающе надвигаясь в громадном облаке пыли. Глядя на эту волнующую картину, я невольно сравнил их с воинством какого-нибудь римского императора, прибывающего на битву. Подойдя на расстояние выстрела нашей артиллерии и, перестроившись в боевой порядок, они начали атаку. Дикие вопли, залпы орудий, разрывы шрапнели в воздухе, крики раненых и ржание обезумевших лошадей — все перемешалось в этой адской какофонии звуков. После первых залпов треть всадников была буквально скошена, другие продвигались в беспорядке. Когда они подошли поближе, среди них мы увидели два танка, вооруженных пулеметами"

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

В условиях пересеченной местности и для сопровождения кавалерии часто применялись бронеавтомобили. Например, наши советские ФАИ

Достаточно эффективно действовала конница националистов и в других места. Так, 6 февраля 1938 года у местечка Альфамбра две бригады всадников-националистов из дивизии генерала Монастерио строем в две шеренги и общей численностью в 2000 сабель пошли в атаку на позиции республиканской дивизии. Третья бригада вместе с итальянскими танкетками CV 3/35 в качестве сил поддержки двигалась за ними в резерве. В результате атакованная дивизия республиканцев была полностью разгромлена, потеряла всю артиллерию, все пулеметы и даже свои полевые кухни.

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

Понятно, что на них тут же появлялись разные надписи!

Но обычная схема атаки от этой отличалась. Кавалерия двигалась вместе с танками, очень часто параллельно дороге, по которой они как раз и шли, чтобы не портить гусеницы на каменистой испанской земле. Когда передовой отряд вступал бой с противником, остальные всадники тут же спешивались и создавали фронт, за которым развертывались батареи 65-мм орудий. Танки сходили с дороги на грунт и наносили удар с фронта, одновременно несколько кавалерийских отрядов атаковали противника с флангов, стремясь зайти ему в тыл. Заблокировав таким образом позицию противника, кавалеристы давали возможность остальной пехоте завершать операцию, а сами двигались дальше.

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

Красили их на местах и обычно под цвет местности!

Стоит заметить, что так воевали главным именно националисты. Республиканцы, хоть и были воспитаны на лучших традициях нашей собственной гражданской войны и видели лихие кавалерийские атаки Чапаева в кино, подобным образом действовали настолько редко, что ни один из источников ее не зафиксировал! И это происходило в условиях, когда об отказе о приоритете кавалерии в качестве главной ударной силы сухопутных войск еще и речи не шло, он никем не оспаривался, так как традиционные стереотипы были очень сильны. В тех же Соединенных Штатах танковые части имели название бронекавалерийских вплоть до самого начала Второй мировой войны. В РККА танкисты постоянно готовились к действиям вместе с конницей, что даже и не скрывалось, а напротив, демонстрировалось на маневрах! И тем не менее, в Испании весь этот положительный опыт использовали только франкисты. Неужели наши военные советники держали свой боевой опыт в секрете? Да нет, такое просто невозможно. Возможно другое:

х там просто никто не слушал! Вот, например, какая телеграмма поступила с Арагонского фронта военному министру Испании относительно наших военных специалистов: «Большое количество русских офицеров в Арагоне ставит испанских солдат в положение колонизируемых аборигенов».

Вот именно так, слово в слово!

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

А вот тем же националистам приходилось трофейные танки ярко раскрашивать, чтобы они не стали жертвами «дружеского огня»: танк Т-26 в раскраске националистов

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

Хотя сначала опознавательный «флажок» был совсем небольшим!

Ну а как же быть с танками самой Испании? Их что, совсем не было? Ведь строила же Испания линкоры, пусть даже и небольшие, а ведь танк много проще любого линкора! Что ж, бронетехника в Испании появилась еще в 1914 г. (а отдельные образцы бронеавтомобилей испытывались еще в 1909-м), когда во Франции были закуплены 24 броневика «Шнейдер-Крезо», крупногабаритные машины на шасси парижских автобусов с броней толщиной всего лишь 5 мм. Двигатель в 40 л.с. был откровенно слабым, привод только на задние колеса. Шины традиционно из литой резины. Словом, ничего выдающегося. Правда, вот крыша была с А-образным наклоном бронелистов, чтобы с нее скатывались вражеские гранаты.

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

В итоге и для танков, и для бронеавтомобилей БА-3, БА-6 установили единый образец нанесения опознавательных знаков националистов. Теперь такие машины трудно было спутать с танками противника!

Автомобиль по хорошей дороге мог двигаться со скоростью до 35 км/ч. Скорость его, как и запас хода, составлявший 75 км, были невелики. Постоянного вооружения почему-то не было предусмотрено, но зато на нем имелись шесть больших люков-амбразур по каждому борту, которые служили для вентиляции машины, а еще через них могли вести огонь пулеметы и стрелки. Последних было 10 человек. Во время боевых действий на территории Испанского Марокко эти машины неплохо себя показали, причем использовались они и в гражданской войне!

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

Сначала «национальные» броневики «Бильбао» красились в темно-серый цвет, за что и получили прозвище «негрилос». На рисунке машина подразделения карабинеров

Первыми испанскими танками были CAI «Шнейдер», поступившие в Испанию после окончания Первой мировой войны из Франции, а потом и знаменитые «Рено» FT-17, как с пулеметным, так с и пушечным вооружением, в башнях, литых и клепаных. Танки управления FT-17TSF, с радиостанциями в рубке корпуса, также поставлялись. Словом, это была все французская техника, причем вполне современная, если не считать убогие «Шнейдеры». Впрочем, и они тоже нашли себе место в гражданской войне…

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

В ходе войны раскраска их стало более прихотливой. Например, такой…

Гражданская война в Испании: конница и танки Испания, Война, Гражданская война, История, Авто, Танки, Кавалерия, Длиннопост

Остальное в комментах. Не влезло.