Гордость нации. Линкор Vittorio Veneto

Линейные корабли Королевских военно-морских сил Италии типа Littorio («Литторио») стали поистине вершиной итальянской инженерной мысли. Крупнейшие корабли итальянского флота принимали активное участие в морских баталиях Второй мировой войны. Линкор Vittorio Veneto («Витто́рио Ве́нето») стал самым результативным среди итальянских «сверхдредноутов».

Проектирование и строительство

История линкоров типа «Литторио» началась в 1932 году, когда гонка вооружений набирала обороты. Главным толчком к созданию линкоров послужила закладка французских линейных кораблей типа Dunkerque, которые превосходили старые итальянские линкоры практически по всем параметрам.

Гордость нации. Линкор Vittorio Veneto ВМФ, История, Линкор, Италия, Длиннопост

Внешний вид линкора Vittorio Veneto и его камуфляжа на конец 1942 года

Так как итальянские офицеры считали основным театром боевых действий Средиземное море, требования были соответствующими. Новые 35 000-тонные линкоры должны были иметь огневую мощь, сопоставимую с конкурентами, высокую скорость хода, а также адекватное бронирование. Дальность и автономность плавания уходили на второй план.

В апреле 1934 года флот получил необходимое финансирование. Строительство новых линкоров началось спустя полгода. Киль «Витторио Венето» был заложен в Триесте. Корабль был назван в честь триумфальной победы итальянских войск при городке Витторио в районе Венето во время Первой мировой войны. В результате этого сражения армия Австро-Венгрии практически перестала существовать.

Гордость нации. Линкор Vittorio Veneto ВМФ, История, Линкор, Италия, Длиннопост

Vittorio Veneto на заключительном этапе строительства. Верфь в Триесте, 1939 год

Торжественный спуск на воду осуществился 22 июля 1937 года. На церемонии присутствовал король Италии и больше пятидесяти тысяч зрителей.

Тактико-технические характеристики

Несмотря на заявленные в эскизах 35 000 тонн водоизмещения, к концу строительства линкоры заметно «потяжелели». При длине 240 метров «Витторио Венето» имел полное водоизмещение 45 000 тонн.

Система бронирования новых линкоров стала инновационной для Королевского флота Италии. Главный бронепояс состоял из 70-мм внешней бронеплиты и 280-мм внутренней преграды. Промежуток между слоями был заполнен бетоном. Благодаря такой системе корабль мог выдержать попадание 380-мм снаряда. Главная бронепалуба имела толщину 45-162 мм. Противоторпедная защита была рассчитана на взрыв заряда массой до 320 кг.

Главный калибр линкоров типа «Литторио» оценивался специалистами неоднозначно. На вооружении состояли 9 орудий калибром 381 мм, которые размещались в трёх трёхорудийных башнях. Эти орудия имели колоссальную для своего калибра мощность, уступая лишь орудиям линкоров Iowa и Yamato. 885-кг бронебойный снаряд мог пробить 415 мм брони с 19 километров благодаря начальной скорости 850 метров в секунду. Однако такая мощность имела свою цену. Для этих орудий были характерны малая живучесть (лишь 120 выстрелов), невысокая скорострельность в 1,3 выстрела в минуту и очень низкая кучность стрельбы. Низкая точность была основным недостатком всего корабля , став одной из причин неудач «Витторио Венето».

Гордость нации. Линкор Vittorio Veneto ВМФ, История, Линкор, Италия, Длиннопост

Носовые 381-мм орудия Model 1934 линкора Vittorio Veneto, гавань Таранто

Дополнительное вооружение состояло из двенадцати 152-мм орудий. ПВО обеспечивали 90-мм орудия дальнего действия, а также 37-мм и 20-мм автоматы.

Энергоустановка, которая имела суммарную мощность 130 000 л.с., могла разогнать 45 000-тонные корабли до 30 узлов. Примечательно, что «Витторио Венето» сумел развить 32,5 узла. Дальность плавания была довольно скромной, и линкоры часто испытывали нехватку топлива.

Таким образом, линкоры типа «Литторио» стали одними из лучших представителей своего класса. Однако, несмотря на достижения итальянской инженерной мысли, эти корабли имели ряд недостатков, которые не позволили им добиться боевой славы. Тем не менее боевая карьера «Витторио Венето» имела несколько ярких эпизодов.

Боевая карьера «Витторио Венето»

Изящные и столь же мощные линкоры вошли в состав Королевского флота в 1940 году. 10 июня Бенито Муссолини объявил о вступлении Италии во Вторую мировую войну. Но «Витторио Венето» и «Литторио» проходили изнурительные учения и не торопились принимать участие в сражениях. К началу августа 1940 года корабли и их экипажи были готовы к войне. Итальянцы понимали, что имеют явное преимущество: пять их линкоров противостояли лишь четырём «британцам». Однако масса обстоятельств, в том числе и безуспешная разведка, откладывали открытое противостояние итальянского и британского флотов.

Гордость нации. Линкор Vittorio Veneto ВМФ, История, Линкор, Италия, Длиннопост

Vittorio Veneto на стоянке во время пробного плавания, конец 1939 года

Британское Адмиралтейство адекватно оценивало угрозу итальянских линкоров. Было принято решение нанести решающий удар не в открытом море, а в порту Таранто , где базировались линкоры Италии. 11 ноября в 8 часов 40 минут вечера с авианосца HMS Illustrious взлетела первая группа торпедоносцев. Спустя пару часов над портом Таранто показались английские бипланы, к появлению которых итальянцы были не готовы. Через час последовала организованная вторая волна торпедоносцев.

Английские самолёты сумели повредить линкоры Conte di Cavour, Caio Duilio и новый Littorio. Conte di Cavour затонул (до конца войны он так и не вернулся в строй). Littorio получил три торпедных попадания и сел на дно гавани. Vittorio Veneto, несмотря на атаку двух торпедоносцев, не получил повреждений. В результате атаки на Таранто баланс сил в Средиземном море сместился в пользу англичан.

Гордость нации. Линкор Vittorio Veneto ВМФ, История, Линкор, Италия, Длиннопост

Гавань Таранто после налёта английской авиации. Видны пятна топлива на воде

Для поднятия боевого духа флота итальянцы жаждали реванша. 25 ноября итальянские подлодки обнаружили выход английских кораблей из Гибралтара. Итальянской эскадре во главе с линкором «Витторио Венето» было приказано выйти в море на перехват британского конвоя.

Итальянцы были решительны до тех пор, пока англичане не получили подкрепление. Адмирал Кампиони имел приказ вступать в бой лишь при очевидном преимуществе. Так, сражение у мыса Спартивенто (Теулада) длилось всего 50 минут. «Витторио Венето» выпустил в сторону противника 19 снарядов, так и не добившись попаданий. Итальянцы, не сумев нанести серьёзный урон конвою, отступили. После неудач у Таранто и у мыса Теулада «чересчур осторожный» Иниго Кампиони был отстранён от командования.

В феврале 1941 года англичане безнаказанно обстреляли доки «Ансальдо» в Генуе. Итальянская эскадра вышла на перехват британских кораблей, но из-за неточных донесений разведки так и не сумела встретить противника.

Неверная информация теперь уже немецкой разведки стала причиной провала итальянцев у мыса Матапан. Реджа Марина разработала план внезапной атаки на английский конвой. Итальянские офицеры на основе сведений германской разведки сделали вывод, что конвой не имеет серьёзного охранения. Итальянскую эскадру, идущую на перехват, во главе с «Витторио Венето» обнаружила английская разведка, лишив итальянцев преимущества во внезапности. Получив информацию о надвигающейся эскадре противника, британцы вывели в море свои линкоры и авианосец. На помощь конвою выдвинулась и эскадра крейсеров.

Около 7 часов утра 28 марта итальянские крейсеры обнаружили британские корабли . Недолгая перестрелка закончилась ничьёй. Итальянцы выпустили более трёхсот снарядов, не добившись ни одного попадания. Англичане ввиду большого расстояния не смогли ответить эффективным огнём. Началась погоня, и вскоре англичане были зажаты в «клещи».

Гордость нации. Линкор Vittorio Veneto ВМФ, История, Линкор, Италия, Длиннопост

Носовые орудия Vittorio Veneto готовятся произвести залп по английским крейсерам, 28 марта 1941 года

В 10:56 загремели орудия «Витторио Венето». Один из британских крейсеров из-за поломки не мог развить большую скорость и представлял собой прекрасную мишень. Однако отвратительная стрельба итальянского линкора, как заметили англичане, «подействовала благотворно», и британцы под прикрытием дымовой завесы избежали уничтожения. За столь короткий бой линкор выпустил 94 снаряда и не добился ни одного попадания, лишь несколько раз накрыв крейсеры.

На помощь британской эскадре крейсеров пришла авианосная группа. «Витторио Венето» стал целью номер один для английских торпедоносцев. Итальянцы начали отступать. Линкор подвергался многочисленным воздушным атакам. Адмирал Якино не скрывал свою обиду, так как его корабль не имел воздушного прикрытия на протяжении всего боя.

В 15:20 в корму «Витторио Венето» попала торпеда сбитого английского самолёта, в результате чего был выведен из строя внешний левый винт. За 10 минут линкор набрал 4 000 тонн воды, потерял ход и получил крен на правый борт. Через несколько минут на линкор сбросили бомбы, и рулевые машины вышли из строя. На помощь линкору пришли крейсеры, под прикрытием которых он вернулся на базу. Итальянские крейсеры, прикрывавшие отход, не имеющие хорошего радиолокационного оборудования, были уничтожены английскими линкорами в ходе ночного боя.

Гордость нации. Линкор Vittorio Veneto ВМФ, История, Линкор, Италия, Длиннопост

Повреждённый Vittorio Veneto в доке Таранто. Благодаря деревянным контейнерам, убранным на нос, линкор удерживали на плаву, апрель 1941 года

Последующие 4 месяца «Витторио Венето» находился на ремонте. Попытки перехвата конвоев после ввода линкора в строй не увенчались успехом из-за слабой разведки и нерешительности итальянцев. 14 декабря 1941 года линкор был торпедирован английской подлодкой. В результате одного торпедного попадания он принял на борт 2 000 тонн воды.

Очередной ремонт продлился до июня 1942 года, когда Королевский флот Италии начал испытывать острую нехватку топлива . В этом же месяце «Витторио Венето» был задействован в перехвате британского конвоя, после чего больше не принимал участия в крупных операциях. Итальянские линкоры перебазировались в Специю. 5 июня 1943 года состоялся массированный авианалёт союзников, в ходе которого «Витторио Венето» получил два бомбовых попадания. После ремонта в Генуе он вернулся в Специю, где оставался вплоть до капитуляции Италии.

Гордость нации. Линкор Vittorio Veneto ВМФ, История, Линкор, Италия, Длиннопост

Vittorio Veneto на пути в Мальту для сдачи союзникам. Вдалеке можно заметить крейсер Emanuele Filiberto Duca d’Aosta

В сентябре 1943 года линкор вместе с эскадрой направился в Александрию, а затем был переведён в Большое Горькое озеро, где оставался до 1947 года. По условиям мирного договора итальянцы передавали «Витторио Венето» британцам. Но ими было решено разобрать его на металлолом в Италии. В свой последний поход «Витторио Венето» отправился в феврале 1947 года. За всю свою карьеру он совершил 11 боевых походов, пройдя 18 000 миль. Работы по разбору корабля закончились только в 1955 году.

Гордость нации. Линкор Vittorio Veneto ВМФ, История, Линкор, Италия, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS .