69

Гончаров и "Паллада"

Если сегодня кто-то и помнит фрегат «Паллада», то, как правило, не за военно-морские подвиги. Своей славой корабль обязан чиновнику и писателю Ивану Гончарову, который на нем «путешествовал» и оставил после себя путевые заметки. А ведь «Паллада», если задуматься, была кораблем с крайне интересной судьбой.

Началось всё, как водится, с личного указания императора Николая I. В 1831 году государь пожелал, чтобы у России был фрегат не хуже, а то и лучше, чем у англичан. Взяли чертежи трофейного американского фрегата «Президент» — тогдашнего эталона океанского рейдера. То есть, корабля для «особых» поручений на чужих торговых путях. Проблема была в том, что американцы чертежами не делились, а англичане, захватившие «Президент» как трофей, — тем более. Пришлось действовать не мытьем, так катаньем. В Англию отправился штабс-капитан И. А. Амосов, который эти чертежи «добыл».

Задачу поручили инженеру В. Ф. Стокке. И тот, что удивительно, не стал слепо копировать «импорт». Он рискнул нарушить «высочайшее повеление» и перепроектировал корму, сделав её круглой — так было и прочнее, и легче. Если бы не сработало — Стокке пошел бы по этапу. Но сработало. 2 ноября фрегат был заложен.

В 1832 году 52-метровый гигант сошел со стапелей Охтенского адмиралтейства. Для своего времени это был хай-тек: 52 орудия, железные цепи вместо пеньковых канатов, металлические баки для воды вместо деревянных бочек (вода в бочках тухла быстрее). Первым капитаном назначили молодого, тогда еще мало кому известного офицера П. С. Нахимова, но он там надолго не задержался — ушел на Черное море командовать настоящими линейными кораблями.

Первые десять лет «Паллада» занималась чем угодно, только не войной. Корабль превратился в «золотое такси»: возил слитки из Монетного двора в Лондон. В остальное время — унылые практические плавания по Финскому заливу. Позже фрегат и вовсе стал чем-то вроде учебной парты для августейшей семьи: на нем оттачивал морские навыки великий князь Константин Николаевич. Что поделать, Россия в ту пору войн на море не вела.

К 1852 году «Паллада» уже считалась ветераном, ей стукнуло 20 лет. И именно это старое, подлатанное судно выбрали для важнейшей дипломатической миссии — пробить торговый договор с закрытой Японией. Экспедицию возглавил вице-адмирал Е. В. Путятин, а секретарем всунули И. А. Гончарова. Писатель был не в восторге. В своих записках он язвительно отмечал: «Наш фрегат... всё-таки был старое судно, которое только подкрасили, подновили к плаванию...»

Поход с самого начала не задался. Едва выйдя из Кронштадта, «Паллада» в тумане села на мель в проливе Зунд. Больше месяца ушло на ремонт в Англии. Дальнейший путь в Атлантике и Индийском океане превратился в борьбу с течами. Во время тайфуна Гончаров писал: «Какую энергию, сметливость и присутствие духа обнаружили тут многие!». Путятин, оценив ситуацию, еще из Африки отправил в Петербург депешу с просьбой выслать на замену новый фрегат «Диана». Но — не срослось, дальше шли на «Палладе».

Когда «Паллада» наконец добралась до Дальнего Востока, грянула Крымская война. В здешних водах рыскала англо-французская эскадра. «Паллада», с ее течами и изношенным корпусом, была для них не противником, а призом. Стали думать, куда спрятать корабль. Его пытались провести в устье Амура, но не вышло: осадка фрегата была слишком большой для мелкого и извилистого фарватера.

В итоге фрегат загнали в Императорскую (ныне Советскую) гавань и бросили в бухте Постовой. Там он, скованный льдом и охраняемый горсткой матросов, и встретил свой конец. Весной 1855 года адмирал В. С. Завойко, осмотрев протекающее и вмерзшее в лед судно, понял, что буксировать его бесполезно. В январе 1856 года мичман Разградский исполнил приказ: в днище просверлили дыры, и некогда образцовый фрегат лег на дно собственной гавани, чтобы не достаться врагу.

***********************
Подпишись на мой канал в Телеграм - там доступны лонгриды, которые я не могу выложить на Пикабу из-за ограничений объема.

Лига историков

19K постов54.7K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения