Глобальное постарение.

С тех времен, когда по земле ходили мамонты и саблезубые кошки, продолжительность жизни человека возросла в несколько раз.


Процесс этот обладал существенной неравномерностью, есть основания предполагать, что по разным причинам (войны, эпидемии) в определенные эпохи средняя продолжительность жизни сокращалась. На продолжительность жизни оказывали существенное влияние географическое положение, климат, наличие ресурсов, хищников, социальное положение и материальный достаток.


В то же время прогресс позволил не просто увеличивать продолжительность жизни человека, но и улучшать ее качество. Накопление знаний в оптике позволило еще во времена Римской империи создавать примитивные контактные линзы. Создание городской канализации снизило опасность эпидемий, благоприятной средой для развития которых были нечистоты узких европейских улиц. Появление скальпеля позволило проводить операции, накопление и совершенствование знаний о человеческом теле повысило эффективность оказываемой медицинской помощи.


До середины XIX века процесс этот был достаточно медленным, а значение ожидаемой продолжительности жизни при рождении в целом по миру, согласно различным источникам, находилась в пределах четвертого десятка (вспомним классику: «В комнату вошел старик 30», писал 16-летний А. С. Пушкин о своем учителе В. А. Жуковском). Но затем существенные изменения в оказании медицинской помощи и организации здравоохранения, обусловленные интенсивным развитием науки и технологий (открытие рентгеновского излучения и создание рентгенографа произвели революцию в диагностике, позволив визуализировать скрытые повреждения, однако вскоре появились более совершенные методы визуализации — рентгеновская компьютерная, магнитно-резонансная, позитронно-эмиссионная виды томографий; это лишь одна «ветвь» коренных преобразований в медицине), позволили существенно ускорить рост ожидаемой продолжительности жизни, что увеличило средний возраст человека, то есть привело к глобальному старению населения.

Глобальное постарение. Геронтология, Медицина, Демография, Elementy ru, Длиннопост

Рис. 1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для женщин (А) и для мужчин (В) по странам в 2017 году


Группа ученых со всего мира, в составе которой был и один из авторов настоящей статьи, в рамках исследования глобального бремени болезней, травм и факторов риска (ГББ, англ. Global Burden of Diseases, Injuries, and Risk Factors Study, GBD) провела кропотливую работу по изучению динамики изменения ожидаемой продолжительности жизни и смертности в зависимости от пола и возраста за более чем полвека.


Мы оценили численность населения в 195 странах за период с 1950 по 2017 год с использованием стандартизированных и воспроизводимых методов, данные о смертности в зависимости от возраста были взяты из оценок ГББ за 2017 год, данные о населении были получены на основании 1257 переписей и корректировались с учетом неполного учета и неверного представления данных о возрасте стандартными демографическими методами. Миграция была оценена с помощью байесовской модели демографического баланса ГББ с учетом информации о миграции беженцев.


Если судить в целом по миру, за период между 1950 и 2017 годами ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 48,1 года до 70,5 года для мужчин и с 52,9 года до 75,6 года для женщин. Однако, несмотря на развитие здравоохранения, в зависимости от конкретного государства разница в ожидаемой продолжительности жизни при рождении со временем лишь существенно усилилась. Сегодня размах между минимальным и максимальным значением может составлять почти полвека: в 49,1 года оценивается ожидаемая продолжительность жизни для мужчины из Центральноафриканской Республики, а в 87,6 года — для жительницы Сингапура.


Существенный интерес представляет не только то, как долго человек живет (ожидаемая продолжительность жизни), но и сколько лет жизни он проживает в добром здравии или, наоборот, с подорванным здоровьем. Данный факт существенно влияет на социальную политику и управление здравоохранением. Мы провели сравнительную оценку закономерностей и тенденций ожидаемой продолжительности здоровой жизни (англ. healthy life expectancy, HALE), которые количественно определяют число лет ожидаемой жизни, проживаемой в добром здравии, а также — продолжительности жизни с поправкой на инвалидность (англ. disability-adjusted lifeyears, DALYs).

Глобальное постарение. Геронтология, Медицина, Демография, Elementy ru, Длиннопост

Как правило, общее увеличение ожидаемой продолжительности жизни превосходит рост ожидаемой жизни в добром здравии, то есть увеличивается и число лет с подорванным здоровьем.


В 180 из рассмотренных 195 государств и иных территориально-административных образований (территорий) женщины живут дольше, чем мужчины, при этом приращение дополнительных лет жизни для женщин варьируется от 1,4 года в Алжире до 11,9 года на Украине. Число дополнительных лет жизни, прожитых с подорванным здоровьем, в значительной степени варьировалось в разных странах: от менее 20% дополнительных лет в Боснии и Герцеговине, Бурунди и Словакии до 100% в Бахрейне. По состоянию на 2017 год наиболее высоко оценивались HALE при рождении для Сингапура — как для женщин (около 75,8 года), так и для мужчин (примерно 72,6 года), а самые низкие значения прогнозируемо ожидались в Центральноафриканской Республике (47,0 года для женщин и 42,8 года для мужчин).


Во всем мире в 2017 году пятью основными причинами DALY были неонатальные расстройства, ишемическая болезнь сердца, инсульт, инфекции нижних дыхательных путей и хроническая обструктивная болезнь легких. В период с 1990 по 2017 год стандартизированные по возрасту показатели DALY снизились на 41,3% для инфекционных заболеваний и на 49,8% для неонатальных расстройств. Что касается неинфекционных заболеваний, глобальные DALY увеличились на 40,1%, хотя стандартизированные по возрасту показатели DALY снизились на 18,1%.


Принимая во внимание ограниченность ресурсов на планете и угрозу их истощения, ООН в 2015 году приняла специальную программу устойчивого развития до 2030 года. Среди целей устойчивого развития (ЦУР, англ. Sustainable Development Goals, SDGs), указанных в данной программе, ряд связан с охраной здоровья. Исследование ГББ — надежная платформа для мониторинга связанных со здоровьем ЦУР в демографических и географических измерениях. В рамках глобального исследования бремени болезней, травм и факторов риска 2017 года мы оценили изменения 41 из 52 показателей ЦУР, связанных с охраной здоровья (от «традиционных» показателей вроде коэффициента неонатальной смертности и стандартизированного по возрасту коэффициента смертности от самоповреждений на 100 тыс. человек населения до охвата населения основными медицинскими услугами и показателей загрязнения окружающего воздуха), для 195 стран и территорий за период от 1990 до 2017 года, а также смоделировали с учетом текущих тенденций значения показателей до 2030 года и провели анализ полученных результатов.


Усредненный индекс ЦУР по всем целям, связанным с охраной здоровья, в 2017 году составил 59,4 балла, варьируясь, в зависимости от конкретного индекса, от 11,6 (Центральноафриканская республика) до высокого 84,9 (Сингапур). Россия же, несмотря на наиболее благоприятную ситуацию с показателями, связанными с заболеванием малярией, бытовым загрязнением воздуха и квалифицированным обеспечением родовспоможения (по этим индикаторам Россия имеет предельно возможные значения), демонстрирует провальные значения показателей, связанных с самоубийствами и смертностью от отравлений (как правило, алкоголем), а также весьма серьезную ситуацию с заболеваемостью ВИЧ и потреблением алкоголя. Все это не позволяет России подняться выше того уровня, на котором находятся Румыния, Кабо-Верде, Ирак, Суринам, Доминиканская Республика и Таджикистан. В то же время, несмотря на распространенность табакокурения, динамика данных позволяет увидеть благоприятные результаты антитабачных мер.


Станислав Отставнов, кандидат экономических наук, ведущий специалист аналитического центра МФТИ

Сергей Владимиров, кандидат медицинских наук, доцент кафедры информационных и интернет-технологий Института цифровой медицины Первого МГМУ им. И. М. Сеченова

«Коммерсантъ Наука» №13, апрель 2019

https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434623/G...