Германия вела разработки суперлинкоров на основе знаменитого «Бисмарка». Чем интересны эти проекты?

Линейные корабли Bismarck и Tirpitz, имевшие индексы F и G соответственно, в планах Верховного командования Кригсмарине являлись лишь одним из пунктов модернизации флота. В соответствии с Планом Z ударным кулаком германских военно-морских сил должны были быть сверхзащищённые и тяжеловооружённые линкоры типа H. Но превратности грядущей войны поставили точку на далекоидущих и столь амбициозных планах Кригсмарине.


План Z


В 1935 году по приказу командования Кригсмарине была запущена работа по созданию усовершенствованных кораблей типа Bismarck. К этому же году относятся первые эскизные наработки линкоров типа H, а именно H-39. Немецкие кораблестроители предполагали, что проект H-39 по совокупности характеристик станет копией кораблей F и G.

Германия вела разработки суперлинкоров на основе знаменитого «Бисмарка». Чем интересны эти проекты? Защита, Война, Линкор, Корабль, Длиннопост

Линкор Tirpitz в норвежских фьордах


Однако уже спустя два года в эти планы внесли существенные корректировки. На встрече руководителя Главного конструкторского управления Вернера Фухса и Адольфа Гитлера обсуждалась возможность оснастить новые линкоры более мощной артиллерией. Было решено остановиться на калибре орудий 406 мм, разработка которых началась ещё в 1934 году. Помимо вооружения новые требования коснулись и дальности плавания. При этом водоизмещение кораблей не превосходило 53 000 тонн.


Тем временем политическая обстановка в Европе накалялась. Теперь Франция и Великобритания — некогда партнёры Германии — считались наиболее вероятными противниками. В январе 1939 года главнокомандующий Кригсмарине адмирал Эрих Редер представил на одобрение фюрера программу «План Z» по усилению флота. Он указал, что план может быть завершён лишь к 1946 году.


«Если я смог за шесть лет построить Рейх, почему вы не можете построить за шесть лет шесть кораблей?»

— обращение Адольфа Гитлера к Эриху Редеру после доклада


Не стоит и говорить, что производственных мощностей для строительства гигантских линкоров за столь короткий срок у Германии попросту не было. Тем не менее это не помешало утвердить план строительства двух линкоров типа H-39.


Проект H-39


Первый корабль был заложен 15 июля 1939 года на верфи Blohm und Voss в Гамбурге, второй — 1 сентября на бременской верфи компании DeSchiMAG. 15 сентября на стапелях Deutsche Werke в Киле планировалась закладка третьего линкора, которая так и не состоялась. Начавшаяся война вынудила командование пересмотреть приоритеты, и уже 30 сентября того же года строительство кораблей приостановили. Спустя два года корпуса линкоров были отданы на слом.

Германия вела разработки суперлинкоров на основе знаменитого «Бисмарка». Чем интересны эти проекты? Защита, Война, Линкор, Корабль, Длиннопост

Возможный облик линкора проекта H-39


Одной из главных особенностей проекта H-39, помимо увеличенного главного калибра, являлся иной принцип бронирования. При его разработке немцы решили отойти от традиционной системы непробиваемой защиты: перед бронёй ставилась новая задача — минимизировать и локализовать повреждения. По этой причине главный бронепояс имел максимальную толщину лишь 300 мм, то есть на 50 мм меньше, чем у предшественника. Это компенсировалось большим количеством броневых переборок, особенно у цитадели. Самой толстой бронёй оснащались башни главного калибра: их толщина в лобовом листе достигала 400 мм.


Новые 406-мм орудия размещались в четырёх двухорудийных башнях. Угол их возвышения обеспечивал дальность стрельбы свыше 37 километров. К началу строительства линкоров было готово семь орудий. Состав вспомогательной артиллерии был идентичен таковому у линкоров типа Bismarck.

Германия вела разработки суперлинкоров на основе знаменитого «Бисмарка». Чем интересны эти проекты? Защита, Война, Линкор, Корабль, Длиннопост

Развитие проекта H-39


Так как одним из ключевых театров боевых действий на море считались Атлантика и Северное море, автономность становилась одним из важнейших показателей. Немцы решили оснастить #линкоры дизельной энергоустановкой, которая имела относительно малый расход топлива. При запасе горючего в 8 700 тонн дальность плавания на экономическом ходу составляла 19 200 миль. Проектная максимальная скорость — 30 узлов. Однако для дизелей требовалось больше места, в связи с чем возникли трудности с выделением свободного места для погребов.

Кроме того, для энергоустановки требовалась дополнительная дымовая труба.


Проект H-40


После падения Франции единственным противником Рейха на море оставалась Великобритания. Летом 1940 года Верховное командование Кригсмарине рассмотрело рекомендации по модернизации проекта H-39, суть которых сводилась к усилению бронирования и увеличению общей защищённости. Перед проектным отделом встал выбор: пожертвовать чем-либо для сохранения водоизмещения или разработать более крупный линкор. Немецкие кораблестроители решили эту дилемму по-своему — они разработали сразу два варианта.

Германия вела разработки суперлинкоров на основе знаменитого «Бисмарка». Чем интересны эти проекты? Защита, Война, Линкор, Корабль, Длиннопост

Торжественное построение в честь ввода в эксплуатацию 406-мм батареи Линдеманн. Орудие предназначалось для H-39, однако после аннулирования заказа орудия были использованы в качестве батарей


Первый вариант H-40A представлял собой H-39 с изменёнными составом артиллерии, энергоустановкой и с усиленным бронированием. Для сохранения водоизмещения число орудий сократили до шести. Чтобы компенсировать возросший общий вес брони и не потерять ходовые качества было решено установить смешанную силовую установку. Она состояла из дизелей и паровых турбин, общая мощность которых составляла 230 000 лошадиных сил.


Второй вариант H-40B имел четыре башни главного калибра, усиленное бронирование и мощную энергоустановку. Разумеется, корабль существенно увеличивался в размерах, а его расчётное водоизмещение превышало 70 000 тонн. Мощность силовой установки возрастала до 240 000 л.с.

Германия вела разработки суперлинкоров на основе знаменитого «Бисмарка». Чем интересны эти проекты? Защита, Война, Линкор, Корабль, Длиннопост

Шестиорудийный вариант H-40A

В 1941 году в условиях тяжёлой войны с Советским Союзом ресурсов на постройку суперлинкоров Германия не имела, все работы по проектированию были остановлены, а проект H-40 не вышел дальше эскизов.


Проект H-41


Идея о полном перепроектировании H-39 возникла в 1941 году после анализа повреждений линкора Scharnhorst, полученных во время бомбардировки Ла-Рошели. Специалисты пришли к единому мнению: в противодействии авиации горизонтальная защита играет первостепенную роль. Впрочем, немцы при разработке проекта H-41 не ограничились лишь усилением горизонтального бронирования. Изменениям подверглись калибр орудий, толщина бронепалуб и подводная защита.


Калибр главных орудий решили увеличить до 420 мм. Это конструкционное решение, на первый взгляд недостижимое, было вполне обоснованным. Во-первых, конструкция 406-мм орудий давала возможность буквально рассверлить их до диаметра 420 мм. Во-вторых, оборудование, необходимое для заряжания, также не требовало больших конструктивных изменений.

Германия вела разработки суперлинкоров на основе знаменитого «Бисмарка». Чем интересны эти проекты? Защита, Война, Линкор, Корабль, Длиннопост

Проект H-41, 1941 год


Броня H-41, в частности горизонтальная защита, была усилена. Так, толщина нижней бронепалубы достигала 175 мм, верхней — 80 мм (над рулевыми устройствами, по предложению Рёдера, толщина брони достигала 135 мм). Подводная защита представляла собой тройное дно: две крайние пустые зоны давали пространство для отвода газов при взрыве, центральная же зона обеспечивала гидравлическое сопротивление. Таким образом, полное водоизмещение превышало 77 000 тонн, а длина увеличивалась до 282 метров.


Довольно интересным было устройство рулей, при проектировании которых немцы учли опыт гибели линкора Bismarck. Заклиненный руль аккуратно подрывался установленной взрывчаткой без повреждения гребных винтов. При наличии трёх рулей потеря одного не считалась критической.


Строительство данных кораблей всерьёз рассматривалось руководством флота: верфи Blohm und Voss и Deutsche Werke получили детально проработанную документацию. Возросшие размеры и передовые конструктивные решения требовали огромного количества ресурсов, из-за чего сроки строительства увеличились до пяти лет.

Впрочем, проектирование новых суперлинкоров не останавливалось. Более того, была создана специальная комиссия, которая разработала последние, самые амбициозные линкоры. Однако эти проекты являлись скорее научной работой по расчёту предельных параметров линейных кораблей: адмиралы Кригсмарине не принимали участия в этих разработках.

Германия вела разработки суперлинкоров на основе знаменитого «Бисмарка». Чем интересны эти проекты? Защита, Война, Линкор, Корабль, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS