Генетика интеллекта (наукопост). Часть 2.
Начало: http://pikabu.ru/story/genetika_intellekta_naukopost_chast_1...
Чем обусловлен неожиданно высокий интеллект (гениальность)?
Существуют различные гипотезы. Например, что гениальность не связана с generalist genes, о которых было сказано в первой части, и это нечто уникальное с точки зрения биологии.
Чтобы выяснить это, было проведено масштабное исследование в Швеции: использовалась выборка из 3 000 000 человек (ежегодные армейские тесты для обоих полов), из этой выборки получены данные по 300 000 близнецов, затем из них взяли близнецов с самым высоким интеллектом (крайне высоким), чтобы проверить, будут ли они показывать другие типы наследования. Но ничего неожиданного в плане наследуемости или каких-то неожиданных комбинаций генов не обнаружили.
Однако иная ситуация показана для нижнего края интеллекта; по-видимому, низкий интеллект связан с какими-то неблагоприятными мутациями. В то же время средний и высокий интеллект наследуются одинаково.
Какие гены, отвечающие за интеллект, уже известны?
Что касается молекулярных данных, т.е. данных о конкретных генах, здесь в поведенческих исследованиях нет ясности.
Видно, что генетический вклад в интеллект достаточно большой, но если мы посмотрим конкретные гены, то обнаружим т.н. "потерянную наследуемость" (missing genes).
Если взять все гены, которые на настоящий момент определены как связанные с интеллектом, и сложить суммарный эффект всех этих генов, то у нас остаётся ещё огромное количество вариаций, которые мы никак не можем объяснить. Самый большой эффект, который есть у определённого на данный момент локуса, равен 1% вариации, и это невероятно большой эффект для поведенческой генетики. Локусов, которых связывают с интеллектом, достаточно мало, и редко известно, с какими функциями связаны эти гены.
Возможно, прогресс будет достигнут с использованием современной перспективной методики определения "полигенных индексов".
Влияние социально-экономического статуса на наследуемость интеллекта
Если сравнивать семьи с низким социально-экономическим статусом (СЭС) и высоким СЭС, окажется, что показатель наследуемости может различаться в 5 раз: в семьях с высоким СЭС вклад генетических факторов в различия людей по интеллекту гораздо выше. Объясняется это довольно просто: люди в семьях с низким СЭС, условно говоря, не могут получить от среды достаточно для того, чтобы начать различаться с генетически. И только тогда, когда среда становится такой, что в ней генетика людей может "заработать", тогда становятся видны отличия по генетическому фактору.
Интересно, что в США эти результаты воспроизводятся, а в Европе такой закономерности не обнаружено (нет различий в наследуемости). Это возможно интерпретировать таким образом, что в Европе более правильная политика образования, позволяющая детям из недостаточно обогащённой среды получить достаточно возможностей для того, чтобы реализовать свои биологические способности. (В таком случае в Голландии даже немножко перестарались: там уровень наследуемости немного выше в семьях с низким СЭС).
Изменения с возрастом
Вторая сложность в интерпретации показателей связи интеллекта с генами заключается в том, что показатели, обнаруживаемые в разном возрасте, существенно отличаются: исследования говорят о том, что с возрастом вклад генетики неуклонно растёт. Хотя, казалось, бы, с возрастом растёт накопленный жизненный опыт. Тем не менее, если в детском возрасте показатель наследуемости может составлять 30%, то в 50 лет он может быть равен уже 70%. При этом сейчас нет данных о том, что в определённом возрасте начинают включаться какие-то новые гены обеспечения интеллекта, т.е. одни и те же гены определяют когнитивные способности на протяжении всей жизни.
Объясняются эти изменения с возрастом особенностями взаимодействия среды и генетики: в детстве многое определяется тем, в какой детский сад или школу нас определили, с какими сверстниками нам приходится общаться. Чем старше мы становимся, тем больше у нас становится возможностей самим определять собственное окружение; в школе мы можем выбрать себе кружок, в 17 лет можно выбрать университет, а в 50 лет нас уже окружают привычки, сформированные под действием наших генетических факторов. Короче говоря, люди строят среду "под себя", под предпочтения, которые у них есть на генетическом уровне.
Межэтнические сравнения
Есть данные о том, что самые высокие показатели интеллекта у азиатов, за ними идут европейцы, затем афоамериканцы. Конечно, тут много вопросов вызывают влияние среды и т.д. Так, были предложены теории, призванные объяснить повышенный интеллект у азиатов по сравнению с европейцами не расовыми, а другими причинами: например, тем, как у них устроена письменность и устный счёт. Вероятно, эти показатели интеллекта на самом деле очень сильно связаны с экономическими условиями.
Интересны примеры того, как у некоторых этнических групп происходит отбор на интеллект в результате их положения в обществе. Так, изучение евреев-ашкенази показало, что их повышенный интеллект, по-видимому, является результатом естественного отбора, выраженного в профессиональных ограничениях, налагаемых на этот народ в Европе в течение многих веков (преимущественно ростовщичество). Эти профессии требовали высокого вербального и математического интеллекта, что и обнаружено у ашкенази. Однако этим также объясняют специфические неврологические заболевания, которыми страдают ашкенази .
На этом всё (это была заключительная часть). Когда-нибудь ещё сделаю пост про генетические факторы алкоголизма.
Пост сделан по материалам публичной лекции Ильи Захарова (Психологический институт РАО)
Наука | Научпоп
9.1K постов82.4K подписчиков
Правила сообщества
Основные условия публикации
- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.
- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.
- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.
- Видеоматериалы должны иметь описание.
- Названия должны отражать суть исследования.
- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.
- Посты-ответы также должны самостоятельно (без привязки к оригинальному посту) удовлетворять всем вышеперечисленным условиям.
Не принимаются к публикации
- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.
- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.
- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.
Наказывается баном
- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.
- Попытки использовать сообщество для рекламы.
- Фальсификация фактов.
- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.
- Троллинг, флейм.
- Нарушение правил сайта в целом.
Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает@SupportComunity и общество Пикабу.