ГАЗ-М1 Черный воронок

ГАЗ-М1 советский автомобиль серийно производившийся с 1936 по 1942 год на Горьковском автомобильном заводе. Модель стала преемником автомобиля ГАЗ-А, лицензионной копии автомобиля Ford-A. Это был первый автомобиль завода который получил литеру «М» в обозначении модели, за ней пряталось имя собственное «Молотовец», по первому названию предприятия: Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова.

Первенец Горьковского автомобильного завода ГАЗ-А вызывал гордость советского народа. Автомобиль был свой, производился массово, мог передвигаться. За это ему можно было простить многое, в том числе и недостаток комфорта. Автомобиль имел холодный салон, который лишь условно был защищен от дождя, по комфорту больше напоминавший конный экипаж. Поэтому спустя несколько лет, когда первый восторг стал утихать, стало ясно, следующий автомобиль должен быть комфортабельнее.

При проектировании нового автомобиля, руководство завода воспользовалось правом получения технической документации на новые модели Ford. Это правило было зафиксировано в соглашении между советским правительством и Ford Motor Company. Прототипом для разработки нового автомобиля стал четырех дверный седан FORD V8-40.

Осенью 1933 года к адаптации конструкции исходного автомобиля под технические и производственные условия завода, а так же эксплуатационные условия приступала команда инженеров под руководством главного конструктора завода Липгарда А.А. Стоит отметить, что Андрей Александрович личность в отечественном автомобилестроение легендарная. Помимо ГАЗ-М1 под его руководством были созданы такие автомобили, как ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-51, ГАЗ-63 и другие.

ГАЗ-М1 Черный воронок Авто, Ретроавтомобиль, Сделано в СССР, Яндекс Дзен, Горьковский автозавод, История автомобилей, Техника, Транспорт, Длиннопост
ГАЗ-М1 Черный воронок Авто, Ретроавтомобиль, Сделано в СССР, Яндекс Дзен, Горьковский автозавод, История автомобилей, Техника, Транспорт, Длиннопост

ГАЗ-М1 имел четырех дверный кузов с дверьми расположенными на задних петлях. Фото из интернета

От мотора V8, устанавливающегося на исходной модели(FORD V8-40) было решено отказаться. Приняли решение о модернизации движка ГАЗ-А. В процессе модернизации мотор получил новый карбюратор с автоматическим клапаном воздушной заслонки и экономайзером, систему смазки под давлением, коленвал с противовесами, воздушный фильтр стал контактно масляным. Рабочий объем мотора остался прежним 3,3 литра, но благодаря повышению степени сжатия, изменению фаз газораспределения и увлечению хода клапанов с него удалось снять 50 лошадиных сил против 40 исходного двигателя. Обновленный мотор получил обозначение ГАЗ-М. Изменения были внесены и в конструкцию трехступенчатой коробки передач, которой агрегатировался двигатель. На второй передаче появились шестерни постоянного зацепления, а вторая и третья передача получили скользящую зубчатую муфту включения.

С учетом отечественных дорог внесли изменения в шасси. Так отказались от двух поперечных рессор в подвески и установили четыре продольных, в раме появилось Х-образная поперечина, увеличили сечение лонжеронов и траверсов.

При разработке дизайна кузова инженер кузовщик Валентин Яковлевич Бродский впервые в истории отечественного автомобилестроения применил графопластический метод, его еще называют лепкой на бумаге. Сама же конструкция кузова была стандартной, металлическая четырех дверная коробка с использованием деревянных брусьев крыши, к которым крепились дверные стойки и рамка лобового стекла.

Салон получил такие удобства, как регулировка водительского сидения вперед-назад, солнцезащитные козырьки, прикуривать и пепельницу, но так и не обзавелся отопителем. Светом фар можно было управлять из салона с помощью ножной гашетки.

ГАЗ-М1 Черный воронок Авто, Ретроавтомобиль, Сделано в СССР, Яндекс Дзен, Горьковский автозавод, История автомобилей, Техника, Транспорт, Длиннопост

Салон автомобиля по современным меркам нельзя назвать просторным. Фото из интернета

В январе 1934 годы были собраны первые опытные экземпляры в количестве трех штук. Конструкторам потребовалось еще чуть более двух лет, чтобы довести автомобиль до ума. Не смотря на то, что Эмка имела импортный прототип, конструкцию многих узлов и агрегатов пришлось основательно переделать, что-то разрабатывалось с нуля. Заводу не хватало производственных площадей для выпуска автомобилей в необходимых объемов, это проблему решала вторая очередь строительства Горьковского автомобильного завода, завершенная в апреле 1936 года. 15 марта 1936 года с конвейера сошел первый автомобиль ГАЗ-М1, а 20 мая того же года, завод приступил к массовому производству.

Итог

В свободную продажу «эмка» не поступала. Граждане могли получить автомобиль в качестве награды за особые заслуги, достижения в науке, труде. Одним из обладателей такой награды стал забойщик Стаханов.

Во времена Великой Отечественной Войны «эмки» использовали в качестве командирских машин, позже их сменили лендлизовские джипы.

ГАЗ-М1 Черный воронок Авто, Ретроавтомобиль, Сделано в СССР, Яндекс Дзен, Горьковский автозавод, История автомобилей, Техника, Транспорт, Длиннопост

ГАЗ-М1 использовался в качестве командирской машины в период ВОВ. Фото из интернета

ГАЗ-М1 простоял на конвейере с 1937 по 1941 год, его век оказался не долгим в сравнении с другими отечественными автомобилями, всего за эти годы было произведено 62 888 экземпляров.