Гармония

Добрый день. В продолжении двух своих предыдущих постов ("фортепиано" и "сольфеджио") хочу рассказать о гармонии — музыкальном предмете в высших учебных заведениях.

Само слово "гармония" много о чем нам говорит. Википедия очень хорошо разъясняет нам, о чем это понятие: гармония (др.-греч. ἁρμονία) в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыке — консонанса и диссонанса). Ключевое слово — согласование.

У этого предмета есть некий предшественник — предмет Элементарная Теория Музыки (в дальнейшем ЭТМ). Слово "элементарная" не означает "простая", элементарная — от слова "элемент". Обычно его преподают на первом курсе музыкальных учебных заведений. Очень хорошо сказал Игорь Владимирович Способин (советский музыковед), что для того, чтобы правильно читать или писать, нужно знать грамматику, слова и их смысл, соответственно, для того, чтобы уметь правильно сочинять музыку, правильно исполнять ее, нужно знать теорию музыки.

Если кратко, то для музыкантов это как музыкальная орфография. Для того, чтобы быть грамотным музыкантом, нужно обязательно уделять время этим предметам.

Гармония — это менее поверхностный предмет, чем ЭТМ. Здесь мы углубляемся в более широкое изучение музыкальной грамоты. Несмотря на первоначальное впечатление о слове "гармония", как что-то легкое, воздушное (лично мои ассоциации, могут быть расхождения), этот предмет один из самых сложных для музыкантов. Зачастую напоминает больше математику по составу урока.

Собственно, самое важное в этом предмете — это задачи. Музыкальные задачи. Нам даётся условие, по аналогии с математикой, нам задается вопрос и мы должны найти верное решение. Сейчас предоставлю пример задачи.

Нам дается такой музыкальный фрагмент:

Гармония Музыканты, Гармония, Теория музыки, Учитель, Музыка

Суть в том, что это только один голос из четырех. Нам нужно придумать остальные голоса, чтобы это не противоречило тональному плану и правилам гармонии, которые мы изучаем. Также, как в математике: дается новая тема со своими правилами, нам ее объясняют, мы ее усваиваем и делаем по ней задачу.

Первое, что нужно сделать при решении задачи — это определить из скольких предложений состоит музыкальный фрагмент и определить тональности, встречающиеся в задаче, обратить внимание на отклонения и модуляции, прежде чем придумывать остальные голоса.


В общем, я считаю, что мозги нам всё же понадобились бы.

Следующим предметом, о котором я расскажу, будет мой профильный предмет — дирижирование.


Спасибо всем за внимание!

Всем отличных выходных!