Фридрих II. Часть 6. Иерусалим наш!

Фридрих II. Часть 6. Иерусалим наш! Средневековье, Крестовый поход, Иерусалим, Римская империя, Фридрих II, Длиннопост

Начало истории – здесь

Предыдущий кусочек истории – здесь


Посольство от императора Фридриха к султану аль-Камилю. Посольство от султана аль-Камиля к императору Фридриху.


С потрясающим результатом!


18 февраля 1229 года был заключен договор, по которому султан передал Иерусалим христианам. Кроме Иерусалима – Назарет, Сидон, Вифлеем, Торон и уже по факту захваченную Яффу. Плюс коридор от моря до Иерусалима.


Взамен аль-Камиль получил обещание Фридриха помогать ему в борьбе с врагами-мусульманами и не допускать нападения врагов-христиан. К этому ещё гарантии для мусульманского населения Иерусалима. Мир был заключен на десять лет.


Договор потрясающий, беспрецедентный. Такая борьба велась за этот самый Иерусалим, столько крови пролито, а тут – нате вам, пожалуйста.


Есть версия, что аль-Камиль устрашился демонстрации военной силы. Ну если бы у Фридриха была реально грозная армия – можно было бы обсуждать.


Некоторые считают, что аль-Камиль пошёл на уступки из-за того, что султанат погряз в гражданских войнах, границы трещали под ударами неприкаянных хорезмийцев, так что ещё и война с христианами была бы для аль-Камиля последней каплей. Но аль-Муаззам, брат аль-Камиля, с которым султан действительно воевал, умер ещё в 1227. Хорезмийцы появились на арене немного позже. Пусть и не совсем всё спокойно было на тот момент в Египетском султанате, но и полной аварии тоже не наблюдалось.


Можно встретить и такое – Фридрих был таким уж обходительным собеседником, так интересовался научными достижениями арабского мира, так восхищался его искусством (да ещё и умел по-арабски), что – как не сделать приятное такому хорошему человеку. Но как-то нет упоминаний – вряд ли это – о личной встрече султана и императора. Ну и какой бы хороший человек не был, государственные интересы есть государственные интересы.

Фридрих II. Часть 6. Иерусалим наш! Средневековье, Крестовый поход, Иерусалим, Римская империя, Фридрих II, Длиннопост

Письменных упоминаний о личной встрече императора и султана как бы нет. Но фотография с рандеву – вот она (если это не фейк, конечно)


Ещё пара моментов.


Агенты папы римского заслали аль-Камилю вполне реальный план покушения на Фридриха.


Ещё раз.


Папа римский подбивал султана-мусульманина на коварное убийство христианского императора.


Нормально так.


Аль-Камиль переслал это письмо Фридриху. Не был заинтересован не только в смерти собеседника, но и в развале стоящей в Яффе христианской армии, который – вполне вероятно – за этим бы последовал.


Фридрих обещал обуздывать всех врагов султана. Цена этих обещаний ясна. Нет, может быть, он и их и выполнял бы. Если бы собирался задержаться в Утремере на сколько-нибудь продолжительное время. И аль-Камиль же тоже это всё понимал.


Видимо так – Иерусалим для султана Египетского был не столько ценным достоянием, сколько обузой и источником опасности. Владеешь Иерусалимом – так и жди нового Крестового похода или ещё какой пакости от христиан. А так – можно налаживать нормальные отношения между соседними (пусть и с разной религией) государствами. И в своём Египте строить благополучное общество, не ожидая внезапного удара.


Так что, избавляясь от Иерусалима, султан мало терял и много выигрывал.


Просто избавляясь от Иерусалима.


Доказывать тут нечего особенно. В 1219 аль-Камиль уже предлагал Иерусалим крестоносцам. Те, под влиянием комиссара – папского легата – предложения не приняли, за что и поплатились по первое число.


И потом, в 1250 году, мусульмане тоже предлагали Людовику Святому обменять Иерусалим на Дамиетту. То есть наоборот – Дамиетту на Иерусалим. И зря он не согласился, хоть и Святой, помер потом от дизентерии.


Фридрих вступил в Иерусалим 17 марта 1229 года. На следующий день, восемнадцатого, был совершён обряд коронации.


Не очень понятны обстоятельства и цели коронации. Пока была жива Иоланта, Фридрих считался королём Иерусалимским по праву супруги. Теперь же права на корону перешли к маленькому Конраду. Может, Фридрих короновался от имени сына? Есть ещё версия, что он повторно короновался короной Священной Римской империи, как бы включая в неё и Королевство Иерусалимское.


Патриарх в Иерусалим не поехал. Архиепископ Кейсарии наложил на Святой Город интердикт – запрет на церковные службы. И вообще – присутствовал ли на коронации хоть какой-то священник?


Если только кто-то из братьев-священников Тевтонского ордена.


Ну вот, Иерусалим отвоёван. Или не отвоёван, но всё равно возвращён под власть христиан.


Григорий IX снова в ярости. Как ещё его инфаркт не хватил. Да, конечно, главной целью Крестовых походов было возвращение Иерусалима. И вот – цель достигнута.


Но достигнута вопреки прямому запрету папы римского, без его благословения и руководящих указаний. И сделал это человек, отлучённый от церкви.


При таком раскладе папе римскому и Святой Город не нужен. Как будто плевок в лицо.


Тем более, что в Италии между папой и императором в этот самый момент уже шли боевые действия.


Как только император отплыл на восток, Григорий IX, изгнанный из Рима и где-то обретавшийся, объявил крестовый поход против Сицилийского королевства. Фридрих отправился в Крестовый поход, а в это время Папа затеял тоже Крестовый поход против него самого.


Правда, особого успеха призыв Папы римского не имел. Как-то для Крестового похода крестоносцев не набралось. Кое-какое войско Григорий всё-таки организовал, поставил над ним командующим Жана де Бриенна, Фридрихова уже бывшего тестя, и отправил осаждать Неаполь.


Де Бриенн Неаполь взять, конечно, не сумел, но захватил несколько небольших городов и отправил свои отряды рыскать по Южной Италии с целью чего пожечь и пограбить.


Зато Райналд фон Урслинген, герцог Сполето и верный вассал императора, вторгся с армией во владения Папы римского и стал их, понятное дело, грабить и разорять. Ещё и по Анконской марке прошёлся, а что – маркграф Аццо д’Эсте был рьяным сторонником Папы – вот и получил.


Ситуация. Фридрих никак не мог задерживаться в Утремере, уже в мае (или в начале июня) 1229-го он вернулся в Италию.


Пока Фридрих возвращается в Европу – о том, что произошло после его отбытия на Востоке.


Сразу же, летом 1229 года, в Королевстве Иерусалимском начались мятежи местных феодалов, очень скоро наместники Фридриха были изгнаны или, как минимум, лишены реальной власти.

Никто не оспаривал легитимность короля Иерусалимского Конрада II, но и подчиняться ставленникам его отца тоже никто не желал. Впрочем, эти господа, вельможи Королевства Иерусалимского, вообще никому не желали подчиняться. Малолетний отсутствующий король их вполне устраивал.


Осенью 1231 года Фридрих отправил в Заморье маршала Рикардо Филанджери, с довольно-таки немаленькой армией. Ввиду того, что большую часть войска составляли ломбардцы, дальнейшие события получили название «Война с ломбардцами» или «Война ломбардцев».


Имперского наместника поддержали Тевтонский орден и Госпитальеры. Тамплиеры выступили на стороне местных аристократов. Самый крупный вассал Иерусалимского короля – Боэмунд V, князь Антиохии и граф Триполи, тоже вступил в союз с Филанджери. Вроде как сил хватает.


Противники встретились в мае 1232-го при Касал Имберт. Армия мятежников, ведомая Жаном д’Ибелином, была разгромлена.


Рикардо Филанджери, развивая успех, сразу же переправился на Кипр, захватил там все замки (кроме двух) и начал борьбу с тайными и явными сторонниками Ибелинов.


Но Жан Старый сумел очень быстро привести в порядок своё разгромленное войско и уже 6 июня тоже высадился на Кипре.


15 июня 1232-го произошло новое сражение, возле Агриди. На этот раз Ибелин, чьё войско было в семь раз меньше имперского, одержал победу над Рикардо Филанджери.


Филанджери с остатками армии снова переправился на континент и засел в Тире. Так и сидел, поскольку предпринять что-то ещё был уже не в силах.


В общем, реальной власти над Королевством Иерусалимским Фридрих так и не получил. Над Кипром – тоже.


В 1244 году очередной султан, Айюб ас-Салих, решил всё-таки Иерусалим у христиан зачем-то отобрать. Может быть из соображений престижа, а скорее –для того, чтобы куда-то направить буйную энергию бродячих хорезмийцев. Эти хорезмийцы покинули свою родину, завоёванную монголами, теперь вот бродили по Ближнему Востоку, кому предлагали свои услуги в качестве наёмного войска, а кого – терроризировали, жить ведь как-то надо.


Предпочтительнее было принадлежать к первой категории, в противном случае был риск попасть во вторую. Вот ас-Салих их на Святой Город и натравил.


Хорезмийцы захватили Иерусалим 15 июля 1244-го. Устроили, конечно, резню, не особенно разбираясь, кто там христианин, кто мусульманин. Сам город они превратили в развалины.


Потом ещё ас-Салих вместе с хорезмийцами разгромил всё-таки собравшуюся христианскую армию при Ла-Форби (Форбии). При этом союзниками христиан выступали эмиры Дамаска, Керака и Хомса, тоже возмущённые хорезмийским беспределом. Но ас-Салих при хорезмийской поддержке победил всех.


Через три года, в 1247 году, хорезмийцы несколько ослабли, а султан Египетский – наоборот, свою армию укрепил в основном за счёт мамлюков. И вышиб ставших ненужными и неопасными хорезмийцев из Иерусалима, и вообще из окрестностей, куда подальше.


Ещё через три года наследники ас-Салиха снова предлагали Людовику Святому Иерусалим в обмен на освобождение Дамиетты.


Но это уже всё так, неинтересно.


Продолжение следует