Фридрих II. Часть 2. Фридрих против Оттона

Фридрих II. Часть 2. Фридрих против Оттона История, Римская империя, Император, Фридрих II, Сицилия, Длиннопост

Начало истории – здесь


4 октября 1209 года папа римский короновал Оттона Брауншвейгского императором. Оттон папе, конечно, много чего обещал, но, понятное дело, ничего не исполнил, кинул, как лоха. Новый император громогласно объявил себя сувереном не только Германии, но и Италии, и вторгся в эту самую Италию с армией.


С рук ему это не сошло. Тот же папа Иннокентий III уже через год после коронации, 18 ноября 1210-го отлучил Оттона от церкви.


В Германии и так далеко не все герцоги и маркграфы Оттона поддерживали, а тут появилась вполне законная возможность королю не повиноваться. В общем трон под Оттоном – оба трона, императорский и королевский – зашатался конкретно.


Раз короля в Германии нет (отлучённый от церкви Оттон – не в счёт), надо избрать нового. Вот в Нюрнберге германские князья собрались и избрали – Фридриха Гогенштауфена, короля Сицилии. А кого ещё – сын императора, внук великого Фридриха Барбароссы, законный кандидат. Это сентябрь 1211-го.


Фридрих не отказался. Конечно, зря что ли его эмиссары предварительно втихаря обрабатывали немецких графов.


Фридрих, по-быстрому рванул в Германию.


По-быстрому – это через год.


Ну ему нужно было до этого уладить один вопрос. Папа римский соглашался признать его королём Германии, но был против того, чтобы один человек правил сразу и Германией, и Сицилией. Понятное дело – короли Германии традиционно претендовали на власть над половиной Италии, от Альп почти до Рима, а в состав королевства Сицилия тоже входила половина Италии – от южного побережья и тоже почти до Рима. Как-то Папы римские при таком раскладе слишком бы неуверенно себя чувствовали.


Нет проблем – Фридрих отрёкся от сицилийской короны в пользу своего сына (тому ещё и года не было), а регентом назначил Констанцию Арагонскую. Вроде как все условия соблюдены, а папа римский, как ни странно, этим удовлетворился.


А ещё – переговоры с королём Франции. Как-то дипломатам Фридриха удалось убедить Филиппа Кривого (того, который типа Филипп Август) в том, что ему гораздо выгоднее поддержать потенциального союзника в пику проанглийски настроенному Оттону, чем пустить всё на самотёк. И денег король Франции дал на это дело, не говоря уже о моральной поддержке.

В общем Фридриха задержали важные дела.


Оттон всерьёз выборы альтернативного короля не воспринял. И то – Фридриху ещё не так просто было даже через Ломбардию пробраться со своим небольшим отрядом. Одни ломбардские города его поддерживали, другие так и норовили захватить в плен. Возле реки Ламбро отряд молодого короля пыталась блокировать миланская армия. Фридрих, не раздумывая, на неосёдланной лошади бросился в реку, вся его свита – за ним. Как-то (потом говорили – Божьим провидением) им удалось перебраться на другой берег, контролируемый дружественными королю кремонцами.


Дальше пришлось зигзагами – Мантуя, Верона, Триест. Главные альпийские перевалы контролировались врагами Фридриха, поэтому пришлось пробираться опасными горными тропами в районе Энгадина. Там уже недалеко до Сент-Галлена, где короля ждали союзники – триста рыцарей.


И вот, в сентябре 1212 года, – Констанц, пограничный город уже собственно германских земель.


Оттон о приключениях своего противника говорил с усмешкой. Он осаждал непокорный город Вайсзее, собственно город был уже захвачен, а гарнизон замка упорно сопротивлялся. Ну, вопрос времени.


И вдруг лагерь императора тайно покинули швабы и баварцы, значительная часть армии. Они выбрали Фридриха и поспешили ему навстречу.


Раздосадованный Оттон оставил Вайсзее пока что в покое и повёл своё войско к Констанце.

Фридрих никуда не денется, здесь Оттон его и прихватит, пока сицилиец не соберёт более-менее значительных сил.


Оттон остановил свою армию в Юберлингене, на другой стороне Боденского озера, и послал людей обговорить с городскими властями и епископом детали его торжественного въезда в город. Вроде как договорились, даже успели подготовиться – гирлянды, фонарики, всякое такое плюс, как водится, праздничное пиршество. Всё на высшем уровне.


Тут к воротам города подъехал с небольшим отрядом Фридрих и потребовал его впустить.

Местный епископ сначала послал его подальше. Но рядом с Фридрихом был Берард, архиепископ Барийский и папский легат. Он зачитал анафему императору Оттону и пригрозил городу интердиктом. Куда епископу Констанцы деться?


А Оттон уже выдвигался с торжественным кортежем. И вот незадача – ворота Констанцы перед ним оказались заперты. Осаждать город отлучённый император был не готов, только что вылить на голову городских стражей солидную порцию отборных ругательств.


Не помогло.


Оттон вынужден был удалиться в бессильной ярости.


А Фридрих уже двигался по Германии, производя хорошее впечатление и вербуя сторонников.

Щедрые награды новоявленным сторонникам и ещё более щедрые обещания делали своё дело. Епископ Страсбургский, например, отправил с Фридрихом пять сотен рыцарей, это уже сила. На долю Оттона уже ни почестей, ни народного энтузиазма не оставалось.


Оттон пытался запереть долину Рейна. Ввёл войска в город Брейзах, который для этого был ключевой точкой. И всё бы ничего. Но.


Солдаты императора не сильно в политике разбирались – враждебный город, дружественный или колеблющийся. Раз они в город вошли – нужно горожан ограбить, а горожанок изнасиловать. Ночью мужчины Брейзаха – настоящие мужчины – по сигналу набатного колокола напали на ненавистных саксонцев, многих перерезали, Оттон буквально с несколькими оставшимися в живых сторонниками бежал куда подальше.


В общем 9 декабря 1212 Фридрих был коронован в Майнце и стал королём Германии. При живом Оттоне – но это мелочи, тот же отлучён от церкви.


Коронация считалась временной, предварительной – не в Ахене и без королевских регалий. Ничего, пока что и такая сойдёт.

Фридрих II. Часть 2. Фридрих против Оттона История, Римская империя, Император, Фридрих II, Сицилия, Длиннопост

Через семнадцать дней, 26 декабря, Фридриху исполнилось восемнадцать лет.


Конечно, Фридрих заручился поддержкой папы римского, многие германские аристократы его поддерживали – кто был сторонником Гогенштауфенов, кто – противником Вельфов, кто просто попал под влияние момента, не важно. Но свои последователи и верные вассалы ещё оставались и у Оттона, нельзя было сказать, что он уже полностью ослаб, и сбросить со счётов.

Очередная гражданская война.


Но воевать Фридриху в этот раз не пришлось.


Король Германии Оттон Брауншвейгский был племянником короля Англии Джона, того, который Безземельный. Прозвище это один из самых неудачливых английских королей получил, ещё будучи принцем, но затем сумел блестяще его подтвердить. Король Джон так удачно правил Англией, что потерял почти все огромные владения Плантагенетов на Континенте, на территории нынешней Франции.


Оттон решил дяде помочь. Доброе дело сделать.


А что? Разгромить хорошенько Филиппа Августа, заставить его вернуть хозяину истинно английские владения – Нормандию, Анжу, Пуатье, так ещё кой-чего по мелочам.


Дядя был бы очень благодарен, сам Оттон показал бы всем, кто здесь реально крутой, германские князья сразу бы заняли его сторону.


Оттон собрал свою армию, подвязал герцогов Лотарингии и Брабанта, графов Булони и Фландрии и выступил против французов. В армии императора также был и английский отряд под командованием графа Солсбери. Нормально так получилось, двадцать пять тысяч против пятнадцати.


27 июля 1214 года. Сражение при Бувине. Оттон Брауншвейгский полностью разгромлен, бегство с поля боя и пленённые соратники. Джон Безземельный, хоть сам в битве и не участвовал, потерял всякую надежду на возврат утерянных владений, а Оттон потерял практически всё.


У него ещё оставались кое-какие родовые земли в Саксонии, но императором и королём никто больше его не признавал, и сам он себя монархом больше не чувствовал.


Чтобы уже не было никаких сомнений, Фридрих был повторно провозглашён и коронован королём Германии в Ахене, былой столице империи Карла Великого. Это 23 июля 1215 года.


На этот раз и место коронации было именно то, что надо – Ахенский собор, и королевские регалии на месте.


Странно как-то – сразу же после коронации Фридрих вступил в монашеский орден цистерцианцев. Как-то не вяжутся основные принципы этого ордена – затворничество, аскетизм, созерцательность – со всей дальнейшей деятельностью короля и императора.

Вероятно, тогда можно было быть как бы условно монахом. А что, неплохой лайфхак, однако.

Правда, через тридцать пять лет умирающий Фридрих всё-таки реально облачился в серую рясу – чтобы умереть монахом. Похоже на то, как русские князья принимали постриг в последние дни или даже часы своей жизни. Только тут всё было организовано ну очень заблаговременно.


Продолжение следует