Французский авианосец, который должен был стать линкором. История «Беарна»

Французский Морской штаб внимательно наблюдал за экспериментами британцев по созданию авианосцев уже с 1915 года, когда началось переоборудование лёгкого крейсера «Фьюриес». В Морском штабе справедливо рассудили, что не стоит спешить и пытаться строить собственный авианосец, а лучше подождать и затем использовать британский опыт.


Такое решение было вполне обоснованным — переделка того же «Фьюриеса» потребовала огромных средств, так как ещё только на этапе строительства в конструкцию вносились кардинальные доработки, а с марта 1917 по март 1918 он уже после спуска на воду и вступление в строй пережил две масштабные модернизации.


Линкор в душе


Проанализировав британский опыт, во Франции решили пойти по тому же отработанному пути переоборудования, благо недостроенных корпусов хватало. За основу взяли готовый на 20% корпус линейного корабля «Беарн» типа «Норманди», заложенного в Тулоне в начале 1914 года. Его строительство было заморожено летом 1915 года, но в конце 1918 года продолжилось вновь.
Французский авианосец, который должен был стать линкором. История «Беарна» Флот, Корабль, Факты, Длиннопост

Авианосец Béarn к началу Второй мировой войны


Изначально конкретных планов не было — корпус решили достроить не как авианосец, а как платформу для испытания возможностей колесных самолетов. Поэтому строительство шло по первоначальному проекту, но без установки артиллерии, а в корме смонтировали взлётную платформу, с которой должны были взлетать самолёты. Так как посадочного оборудования в то время ещё не было, роль аэрофинишеров выполняли мешки с песком, установленные в конце платформы.


«Беарн» спустили на воду в 1920 году, а строительство шло относительно медленно: в Морском штабе не было никакой конкретики по поводу его дальнейшей судьбы. Тем не менее, хоть и медленно, но создание корабля продолжалось — были установлены машины с недостроенного линкора «Норманди», смонтирована полётная площадка, на которой пилоты уже отрабатывали взлет и посадку на монопланах «Сопвич» и «Хэнриет». Первоначальные испытания признали успешными, поэтому строительство продолжилось, как и взлетно-посадочные испытания, длившиеся до 1922 года.

Французский авианосец, который должен был стать линкором. История «Беарна» Флот, Корабль, Факты, Длиннопост

Схема-чертёж французского авианосца Béarn


Только после Вашингтонской конференции, ограничившей количественный состав флотов, в августе 1923 года в Морском штабе наконец-то смогли сформировать требования к «Беарну» и предоставить проект его перестройки в авианосец, которая завершилась в мае 1927 года.


Описание конструкции


Корпус линкора остался практически без изменений, за исключением полетной палубы. Полное водоизмещение — 28 400 тонн. Длина корпуса достигала 182 метров при ширине в 31 метр.

Французский авианосец, который должен был стать линкором. История «Беарна» Флот, Корабль, Факты, Длиннопост

Авианосец Béarn на параде в Алжире 10 мая 1930 года


Верхняя часть корпуса подверглась капитальной переделке. Она была расширена: по первоначальному проекту ширина составляла только 27 метров. Полётная палуба с небольшим отрицательным уклоном в кормовой части была смонтирована на высоте 15.5 м над ватерлинией, чтобы предотвратить заливание водой. Под полётной палубой в два яруса располагались ангары.


Первый ярус находился в самом корпусе и был полностью закрытым. Он предназначался для хранения самолетокомплектов, запасных частей, оборудования, а также там размещались ремонтные мастерские. Второй ярус был частично открыт в кормовой и носовой части, и там находились только уже готовые к полёту самолёты. Они поднимались на полётную палубу тремя подъемниками, расположенными в корме, носу и центральной части корпуса.


Изначально «Беарн», корпус которого был всё же «линкорным», должен был нести главный бронепояс толщиной до 300 мм, но он так и не был установлен. Военно-морская доктрина того времени и ограниченная дальность полёта самолетов морской авиации предполагала совместное использование авианосцев в составе линейных эскадр, поэтому на корпус была установлена вертикальная защита из гомогенной нецементированной броневой стали толщиной 83 мм. Броневой пояс защищал корпус практически по всей длине, закрывая котельные и машинные отделения.
Французский авианосец, который должен был стать линкором. История «Беарна» Флот, Корабль, Факты, Длиннопост

Авианосец Béarn в 1941 году


«Беарн» получил бронированную полетную палубу толщиной 25 мм. Верхняя и главная палуба также были бронированными.


Авианосец обладал комбинированной четырехвальной ГЭУ, предназначенной для линкора «Норманди». Она включала в себя два ТЗА системы Парсона и две паровые машины тройного расширения. Паровые машины работали на внешние валы и предназначались для малого и среднего хода. Турбины работали на внутренние валы и подключались только во время хода на максимальной скорости. Суммарная мощность ГЭУ насчитывала 37 500 л.с. и обеспечивала авианосцу максимальную скорость в 21 узел.


Гром орудий


Состав артиллерии и её местоположение было полностью пересмотрено по сравнению с первоначальным проектом. В качестве основной артиллерии авианосец получил восемь 155-мм орудий. Они размещались в казематных установках, расположенных в корме и в носу по 4 орудия на борт. При максимальном угле горизонтальной наводки в 40° орудие могло стрелять снарядами массой 56 кг на расстояние до 26 км.


В ходе модернизации в 1943 году 155-мм орудия демонтировали, а вместо них в кормовой и носовой части с каждого борта установили по 127-мм универсальному орудию — одному из самых удачных универсальных орудий в мире на тот момент. Его практическая скорострельность насчитывала от 12 до 15 выстр/мин, а угол возвышения в 85° допускал ведение эффективного огня по авиации.
Французский авианосец, который должен был стать линкором. История «Беарна» Флот, Корабль, Факты, Длиннопост

Кормовые 155-мм орудия Мle 1920, аналогичные тем, что устанавливались на авианосец Béarn, на лёгком крейсере Lamotte Piquet типа Duguay-Trouin


ПВО среднего радиуса была представлена 75-мм одиночными орудиями. Шесть таких орудий располагались в районе боевой рубки. Они не использовались в качестве полноценной зенитной артиллерии из-за недостаточного угла возвышения в 40°, но могли вести заградительный огонь на дистанции до 10 км. Для ближнего радиуса действия авианосец нёс восемь зенитных 37-мм орудий с практической скорострельностью 20 выстр/мин и дальностью стрельбы в 5 км.


В центральной части корпуса с каждого борта «Беарн» имел по два надводных торпедных аппарата калибром 550 мм. Несмотря на то, что для такого класса кораблей уже в 1920-х годах торпедные аппараты были явным анахронизмом, их демонтировали только после начала Второй мировой войны. Так что «Беарн» стал единственным в мире авианосцем, на момент начала войны обладавший торпедным вооружением.


Гул моторов


По первоначальному проекту авианосец предназначался для авиагруппы в 40-42 самолёта. Но позднее, с увеличением размеров и массы самолётов, размеры ангаров уже не позволяли использовать такое количество авиации. Поэтому к 1939 году штатная авиагруппа включала в себя 20 палубных истребителей-монопланов Dewoitine D 376 и 5 палубных бипланов-торпедоносцев Levasseur PL 7.

Французский авианосец, который должен был стать линкором. История «Беарна» Флот, Корабль, Факты, Длиннопост

Моноплан Dewoitine D 376 из состава эскадрильи AC1, оснащённый радиопеленгатором. Снимок был сделан в ноябре 1939 года на запасном аэродроме Керкёвиль


За свой срок активной службы с 1927 по 1946 год авианосец половину времени провел на модернизациях.


В 1938 году «Беарн» переоборудовали для приема летающих лодок. При этом вся авиагруппа была расформирована, но возможность использования «Беарна» как авианосца сохранилась. Спустя ещё год с корабля убрали торпедные аппараты, не имевшие никакой боевой ценности, но представлявшие потенциальную угрозу в случае попадания в них. В последние годы Второй мировой авианосец полностью переоборудовали в авиатранспорт на верфи в Новом Орлеане.

Французский авианосец, который должен был стать линкором. История «Беарна» Флот, Корабль, Факты, Длиннопост

Béarn после модернизации в Новом Орлеане


Служба без славы


Авианосец приняли в состав ВМС 1 сентября 1926 года. Уже в октябре он отправился к берегам Марокко в связи с Рифской войной. На рейде Агадира «Беарн» простоял до конца октября, но его участие в войне ограничилось единственным разведывательным вылетом эскадрильи истребителей. В принципе, это была вообще единственная боевая операция дислоцированной на «Беарне» авиагруппы.


С ноября 1926 по январь 1939 года авианосец участвовал в походах, выходил вморедля учений и тренировок.
Французский авианосец, который должен был стать линкором. История «Беарна» Флот, Корабль, Факты, Длиннопост

Авианосец Béarn в феврале 1941 года


С января 1939 года «Беарн» перевели в 1-ю линейную дивизию, дислоцированную в Бресте. После начала Второй мировой войны авианосец в качестве флагмана соединения L направили в Атлантику для поиска «карманного линкора» «Адмирал граф Шпее», но предприятие оказалось безрезультатным, и соединение возвратилось в Брест.


В апреле 1940 года на «Беарн» прибыли новые бомбардировщики Loire-Nieuport LN.401 и партия американских палубных бомбардировщиков Vought SB2U Vindicator для прохождения испытаний. Но уже в мае 1940 года из штаба поступил срочный приказ возвратиться в Тулон. В условиях строгой секретности на борт погрузили 194 тонны золота, основная часть которого переправлялась на хранение. и «Беарн» под конвоем нескольких эсминцев направился к Мадейре. Там к нему присоединились легкие крейсеры «Жанна д’Арк» и «Эмиль Бертен», на борту которых также находилось золото. Соединившись, группа кораблей направилась в Канаду.
Французский авианосец, который должен был стать линкором. История «Беарна» Флот, Корабль, Факты, Длиннопост

Пикирующий бомбардировщик Loire Nieuport LN 401/LN 411, более известный как «французская Штука». Назван так за характерную форму крыла типа «обратная чайка» и в целом за внешний вид, похожий на Junkers Ju 87 Stuka. Самолёт на фотографии был сбит немецкими Flak во время атаки на колонну бронетехники


16 июня 1940 года «Беарн» с новой авигруппой из американских самолетов, собранных непосредственно на борту, направился в сопровождении «Жанны д’Арк» во Францию. Но в пути он получил приказ следовать на Мартинику, так как Брест был оккупирован немцами. На Мартинике корабль находился до июня 1943 года: с него постепенно сняли все самолёты и зенитное вооружение и посадили на мель по требованию США, чтобы исключить возможность увести корабль.

Французский авианосец, который должен был стать линкором. История «Беарна» Флот, Корабль, Факты, Длиннопост

Взлёт самолета с палубы авианосца Béarn


После того, как французские колониальные власти на Мартинике признали «Свободную Францию» де Голля и присоединились к Комитету Национального Освобождения, в США согласились отремонтировать и модернизировать «Беарн». 27 сентября 1943 года его отбуксировали сначала в Пуэрто-Рико, а затем своим ходом он отправился в Новый Орлеан. Модернизация в авиатранспорт закончилась только в марте 1945 года, после чего с авиагруппой на борту «Беарн» пошёл в Марокко. С сентября 1945 года по июль 1946 года он находился в Индокитае в качестве плавбазы. После возвращения во Францию бывший авианосец перевели в вооружённый резерв в качестве плавбазы соединения ПЛО, а в ноябре 1966 года его отправили на слом.


Гадкий утёнок


В целом, «Беарн» представлял собой классический авианосец раннего периода со всеми вытекающими недостатками: низкая скорость, маленькая авиагруппа, недостаточно эффективное зенитное вооружение. Но и палубная авиация на тот момент находилась в зачаточном состоянии, многие системы только тестировались и внедрялись.
Французский авианосец, который должен был стать линкором. История «Беарна» Флот, Корабль, Факты, Длиннопост

Внешний вид авианосца Béarn на 1945 год


Но если сравнивать его с японскими авианосцами, такими, как перестроенный из линейного крейсера «Акаги», то «Беарн» при практически одинаковом водоизмещении ему полностью уступал по всем параметрам, в том числе скорости, дальности хода и составу авиагруппы, насчитывавшей 90 вполне современных на 1941 год самолётов (по сравнению с 25 самолётами «Беарна»). К тому же, учитывая, что самое известное морское сражение французских ВМС в годы Второй мировой войны произошло не с германским или итальянским флотом, а с британским при Мерс-эль-Кебире, то неудивительно, что «Беарн» никак не смог проявить себя.

Французский авианосец, который должен был стать линкором. История «Беарна» Флот, Корабль, Факты, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWs