1564

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии.

Всем привет!


Сегодня речь о фламберге.

В данной статье мы рассмотрим все его разновидности и причины популярности.


Вики нам сообщает, что Фламберг (нем. Flamberge, от Flamme - пламя) — клинок волнистой (пламевидной) формы.

Многие граждане под фламбергом понимают исключительно двуручные мечи. Это не совсем так, пламенеющая форма клинка по ряду причин пережила двуручный меч.

По сути, фламбергом можно называть любое клинковое оружие с пламенеющим лезвием.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Конструкция.

Клинок пламенеющего меча двулезвийный, имеет ряд противофазных изгибов по всей длине. Хвостовик клинка проходит через все детали эфеса и расклёпывается в навершии.

Клинок затачивался по всей длине, исключая рикассо (расстояние между большой и малой гардой). Часто волнистые выступы лезвия слегка отгибали в разные стороны, наподобие зубьев пилы.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Принцип действия.

Главное отличие волнистого клинка от прямого - значительное уменьшение площади контакта клинка с мишенью при сохранении остальных параметров ударного воздействия.

Таким образом заметно усиливался разрушительный эффект при рубящих и режущих ударах.

Зачастую раневой канал имел несколько параллельных разрезов, что очень сложно лечить.

При колющих ударах раны оставались не менее страшные, волнистое лезвие опаснее прямого. Особенно при извлечении...

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Боевое применение.

Распространению фламбергов больше всего способствовала наёмная пехота — кондотьеры и ландскнехты, вышедшие на арену войн в самом конце 15-го века.

Часть доппельсольднеров была вооружена двуручными мечами, некоторые из них имели пламенеющие клинки.

С этих мечей и началась история фламберга.

Несмотря на то, что мечи с волнистыми клинками, в силу своей дороговизны, были оружием достаточно редким, его достоинства были быстро оценены. Наибольшее распространение фламберги получили в годы Тридцатилетней войны (1618-1648).

Боевое применение двуручных фламбергов продолжалось вплоть до XVII века, когда они постепенно вышли из употребления вместе с остальными мечами.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Происхождение.

Кто и зачем придумал пламенеющий меч - неизвестно.

Основной гипотезой является копирование меча архангела Михаила, иногда изображаемого с пылающим мечом.

Церковное искусство позднего средневековья изображало все библейские мотивы в современных им одеждах и доспехах. Уважаемых персон изображали в дорогих шмотках. Ангелам рисовали классные рыцарские доспехи и оружие.

Архангелу, таким образом, доставалось самое модное снаряжение, не грех и скопировать.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Фламберги нового времени.

На дворе 17-й век.

С началом эпохи массовых армий доспехи перестали применять. Главным образом по экономическим причинам и отчасти из-за смещения основного боевого воздействия на дистанционное.

Вместе с доспехами постепенно вышли из употребления и длинные мечи.

Двуручники почти исчезли. Длинный меч становился легче и тоньше со временем, получив своё развитие в шпаге и рапире.

Пламенеющий клинок не исчез с двуручником, но развивался вместе с мечами, шпагами и рапирами.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Вопреки принципам гуманизма, некоторые образцы достигают невероятной красоты и эфективности. Особенно хороши дуэльные гарнитуры, изготавливаемые в едином стиле.


Дуэльный гарнитур из рапиры и кинжала с пламенеющими клинками.

Германия, около 1600 года. Изготовлено немецкими оружейниками Йоганом Бойгелем и Андреасом Мюнстеном.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

И ещё одна прекрасная дуэльная пара.

Также Германия, около 1600 года. Возможно, те же мастера. По крайней мере, клеймо в виде головы мавра аналогичное.

Заточка серрейторная.

Рукоятки обмотаны металлической проволкой. Это удобно и долговечно.

Должно быть, чудовищно эфективное оружие.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Стоит отметить, что фехтование пламенеющим оружием имело ряд отличий.

Прежде всего, соскальзываение вдоль клинка не работало, что исключало ряд приёмов контратаки из блока.

В фехтовании применяется захват оружия противника за клинок, с целью нанести неблокируемый удар. Прямой клинок позволяет провести захват относительно безопасно. Волнистый клинок в попытке захвата может здорово покалечить.

Для захвата оружия дуэлянтами использовались специальные перчатки, наподобие вот таких.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Италия, 1565 год.

Обратите внимание, ладонь левой перчатки обшита кольчугой.


Как и стилет, волнистый клинок часто приписывают наёмным убийцам.

Безосновательно.

Разумеется, пламенеющие клинки более эфективны. Но они также и намного дороже в производстве. Редкое, приметное и ценное оружие легче вычислить и жалко выбрасывать.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Кинжалы без пары также нередко делали с волнистыми клинками.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Примечательно, что пламенеющими могли быть не только мечи, но и сабли, мессеры, тесаки.


Волнистая форма клинка применялась не только в Европе, но и на востоке.

Приведу несколько самых интересных образцов.

Индийский кинжал с котиками (:

18 век. Сталь, нефрит, серебро.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Османский кинжал, 19 век.

Сталь, нефрит, золото, изумруды, алмазы, рубины.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Кавказский именной кинжал 19-го века.

Сталь, серебро, чернь.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Индийская пламенеющая сабля, подражающая священному мечу "Зульфакар".

Сталь, кость, серебро, гравировка, инкрустация.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Крис технически также является фламбергом.

Национальный кинжал, распространён в районе Малайского архипелага.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Мой любимый пламенеющий меч.

Италия, Милан, 1550-1560 годы. Сталь, серебро, позолота, чернь.

Длина общая 1007 мм, длина клинка 877 мм, вес 720 граммов.

Точка баланса находится в 138 мм от крестовины.

Обратите внимание на последнее фото: там видно, в какой плоскости клинок волнистый.

Цена настолько нестандартного меча должна быть просто запредельной в 16-м веке.

Самый технически сложный волнистый клинок из всего, виденного мною ранее.

Моё почтение Мастеру, великолепная работа.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография
Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Напоследок приведу самый поздний из известных мне фламбергов.

Пример комбинированного оружия. Пламенеющий кинжал-револьвер, подарок И. В. Сталину от американских рабочих на 1 мая 1944г.

Калибр 7,65 мм. Использует патроны .32SW и .32SW Long.

Документальных данных о том, кто и когда вручил предмет не имеется.

При разборке на скрытой плоскости обнаружены имена дарителей: WITH LOVE AND RESPECT / FROM J.A.MEYERS AND JIM COMРАNA/ LOS ANGELES CALIFORNIA.

Фламберг, или пламенеющий меч во всём разнообразии. Фламберг, 16 век, Ренессанс, Холодное оружие, Меч, Рапира, Длиннопост, Фотография

Ряд фото закину в комментарии.

Как всегда, интересного больше, чем в пост влезавет.


На сегодня всё, спасибо за внимание!


P. S. Просьба к комментирующим: старайтесь дискутировать в рамках правил сообщества.

Найдены дубликаты

Пост ещё не редактировался пользователями

Лига историков

6.8K поста31.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Подробнее
+51
Интересно, почему холодное оружие такое красивое. Даже если оно не изукрашено, не необычное. А эстетическое удовольствие все равно получаешь от одного только просмотра картинок?
раскрыть ветку 24
+25
(с) М.Веллер "Оружейник Тарасюк" отрывок.


6. Дипломант

Темой его диплома был двуручный меч с «пламенеющим» клинком.

У такого меча почти весь клинок – кроме конечных одного-полутора футов – зигзагообразный. Ученые доперли до очевидного: удар наносится только концом, где нормальное лезвие. Что ж касается метрового синусоидовидного отрезка – это, мол, в подражание картинам, изображающим архангелов с огненными мечами: волнистый язык пламени. И диссертации писали: «Влияние христианской религиозной живописи на вооружение рыцарей-крестоносцев».

Непочтительный Тарасюк не оставил от ученых мужей камня на камне. Оружие всегда предельно функционально! – ярился он. Оно украшается – да, но изменение формы в угоду идеологии – это бред! (Шел свободомысленный 57 год.) Парадное оружие, церемониальное – да, бывают просто побрякушки. Но боевой меч – тут не до жиру, быть бы живу, уцелеть и победить надо, какая живопись к черту.

Изобретатель этого меча был гений, восторгался Тарасюк. После Первого крестового похода он задумал совместить мощь большого меча с режущим эффектом гнутой арабской сабли: рубить с потягом лучше гнутым клинком, тянешь к себе – и изгиб сам режет, принцип пилы. Но сабля стальной доспех не возьмет, а гнутый двуручный меч требует трехметрового роста, каковым не обладали даже лучшие из рыцарей: поэтому изгибов-дуг несколько – это меч-сабля-пила! Парируемый клинок врага легче задерживается в углублении изгиба и не скользит до гарды – улучшаются защитные качества, легче перейти к собственному поражающему выпаду. Зигзагообразность придает мечу пружинность в продольной оси – чем смягчается при парировании удар по рукам, облегчается защита в фехтовании. Наконец, та же пружинность сообщает удару концом клинка дополнительную силу: так удар кистеня, сделанного из свинцового шара на гибкой рукояти из китового уса, сильнее удара молотка того же веса и той же длины жесткой деревянной рукояти.

Кафедра и оппоненты, улыбаясь темпераменту, пожимали плечами. И были неправы в недооценке дипломанта. Закончив теоретическую часть защиты, вспотевший Тарасюк перешел к демонстрационной: кивнул в аудиторию первокурснику у дверей:

– Костя – давай!

Костя исчез и через минуту дал, вернувшись с другим первокурсником. Торжественно, как королевские герольды сокровище двора, они несли полутораметровый двуручный меч с пламенеющим клинком.

Улыбки комиссии сделались неуверенными. У Тарасюка загорелись глаза. Он взял меч и сделал выпад. Дипломную комиссию снесло со стульев. Аудитория взвыла от счастья.

Подручные-первокурсники извлекли из портфеля железный прут и положили концами меж двух стульев. Тарасюк, крутнув из-за головы (дррень! – дверца книжного шкафа) взмахнул зловеще свистнувшим мечом и перерубил прут, вогнав острие клинка в пол.

– Браво… – сказал дипломная комиссия, осторожно возвращаясь на свои места.

– Бис! – добавили зрители, подпрыгивая в дверях.

– Теперь возьмем меч с обычным клинком, – сказал Тарасюк.

– Спасибо, – возразил председатель комиссии, легендарный декан Мавродин, – достаточно. Вы согласны со мной, коллеги? Трудно не признать, что глубокоуважаемый дипломант избрал весьма, э-э, убедительную форму защиты своих научных взглядов… да. Налицо владение предметом исследования.

Совещаясь об оценке, факультетские дамы трепыхались и пудрились, пылая местью. Мавродин с солдатской грубоватостью отрезал, что им, гагарам, недоступно наслажденье счастьем битвы, гром ударов их пугает! А за знания и любовь к науке студенту прощается все!

Тарасюка оставили на кафедре в аспирантуре.

раскрыть ветку 13
+48
Потому что твои предки носили вот такие штуки и выживали благодаря им, значит питали теплые чувства, давали имена, ходили и лелеяли. Это что-то вроде инстинкта.
п.с. : я диванный эксперт если что
раскрыть ветку 8
+4

Ножи, бабы и котэ. Сколько бы в реале своих не имел, все равно на картинки др... "получаешь эстетическое удовольствие". Загадка.

+59

Добавка.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 36
+23

Автор, ну зачем!? Это так душу травит! Некоторые виды этого оружия просто прекрасны, аж спасу нет... Просто мечтаю подержать подобное в руках, ощутить эту мощь и красоту... Эх...

раскрыть ветку 9
+15
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 6
+4
А при такой конструкции лезвия ,разве не увеличивается вероятность повреждения в местах сгиба при ударе другим лезвием ?
раскрыть ветку 8
+3

Нашёл чуть больше информации про кинжал-пистолет подарок Сталину.

http://www.usmilitariaforum.com/forums/index.php?/topic/7199...

J A Meyers & CO фирма основанная в 1912 году, располагалась в центре Лос-Анжелеса, в ювелирном квартале?, первоначально занималась изготовлением обручальных колец, далее начала делать на заказ значки, медали и т.п. В 50-х фирма отошла сыну, вследствие кончины самого J.A. Meyer. Предполагаю что Jim Comrina это оружейник, изготовивший данный экземпляр, а потом отдали на украшение в данную фирму. И автор статьи на zonawar предполагает что занимался этим проектом еврей эмигрант, ибо на гербе СССР (причем на 40-е годы старого образца) при увеличении нашлась надпись на идиш. Цитата: "...оказалось, что надписи на лентах сделаны на идиш, старом еврейском языке! Надписи по левым лентам венка, к сожалению, прочесть не удалось. Надпись по правым лентам читается как: «За счастье всех народов».

Второй сюрприз касался символов - перекрещенных серпа и молота. Молот на гербе от американского ювелира (и судя по надписям на идиш ювелира-еврея) был изображён не так, как на оригинале. Снимки с разных ракурсов исключают вариант оптического искажения картинки или плохой проработанности. Ювелир вполне осознанно исказил положение молота: он не просто перекрещен с серпом, он вколочен в землю! И от места, куда он воткнут расходятся красные молнии... Остаётся только гадать, что имел в виду мастер, создавая такой герб СССР.

http://zonwar.ru/news5/news_972_Klinok_Stalina.html

И кстати, эта фирма позже изготовила знаки Русского корпуса, военного образования эмигрантов белогвардейцев в Югославии периода второй мировой.

Проект знака был утвержден приказом последнего командира Русского корпуса полковника А.И.Рогожина № 100 от 28 июля 1945 г.

Иллюстрация к комментарию
+2

При захвате в плен воина с мечём Фламберга сразу казнили.

раскрыть ветку 1
+1

Добрый день. Интересная статья. Хочу высказать сомнение насчет миланского меча XVI века. Не думаю что его можно в полной мере отнести к фламбергам. У него волнистая заточка, но клинок прямой формы. Главное преимущество пламевидных клинков здесь не работает. Поверхность соприкосновения клинка с мишенью не уменьшена. В контакте участвует вся плоскость лезвия. Никакого эффекта пилы в нем нет. По сути это прямой меч с необычной декоративной заточкой.

раскрыть ветку 1
0
Точить их было одно удовольствие, наверняка )
0
А на четветрой сверху фотогорафии не дюссеге?
раскрыть ветку 3
+16

Добавлю из своей коллекции)

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+4
Плохая новость, тебя ждёт ужасная смерть если ты попадёшь в плен с этим оружием в руках...
раскрыть ветку 2
+89

Где-то читал, что в плен владельцев волнистых клинков не брали, а жестоко убивали, как пилотов или венгров. Мол, за то, что волны клинка оставляли слишком поганые раны.

раскрыть ветку 125
+61

Есть такая байка.


Об обязательном умервщлении владельцов фламбергов достоверных данных не имею.

раскрыть ветку 62
+33

Думаю, байка. Скорее наоборот, взять в плен владельца фламберга - большая удача, значит получить крупный выкуп от родственников, ведь такой дорогой меч = гарантированно высокий статус носителя и его семьи. А с румына что взять? Ведро мамалыги?

раскрыть ветку 4
+2
или венгров
А их то за что?!
раскрыть ветку 8
+2

это вроде про штыкножи трехгранные не?)

раскрыть ветку 34
0
Примерно как огнемётчиков в современных войнах.
-1

совершенно верно, лоскуты мяса после скользящих ударов таким лезвием очень быстро загнивали, не просто выводя противника из боя, а фактически обрекая его на мучительную смерть. Естественно нормальные воины не жаловали обладателей такого оружия.

раскрыть ветку 5
-16

если что, фламберги легко пробивали броню, именно поэтому. типа, те кто их использовал были как читеры

раскрыть ветку 4
ещё комментарии
-1

Венгры тоже оставляли слишком поганые раны?

+13

Или я такой впечатлительный, или ещё чего, но когда представляешь травмы оставленные им на своём теле, становится не по себе...

раскрыть ветку 6
+30
Представляй, что раны на чужом теле, а не на своем. Может помочь.
-7

Не думаю, что там что-то страшное.

Если ножи брать, а не длинномер, то заточка (не один в один, но похожая) любимого меча топикстартера, используемая на одном ноже ничего особого на мясе не показывает.

раскрыть ветку 4
ещё комментарии
+16
Вот еще.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+7

Крылья из жопы.

Иллюстрация к комментарию
+4
Мать-перемать, как же заебито должно было точить всю эту красоту.
+6