Фингерстайл

Фингерстайл как самостоятельное направление в гитарной музыке

понравилась статья https://discours.io/articles/culture/istoriya-fingerstayla-k...


Как ясно из названия, эта техника игры на гитаре предполагает использование пальцев при звукоизвлечении и отлична, например, от игры медиатором. Закономерно возникает недоумение, поскольку под термин фингерстайл можно тогда подвести целый спектр различных музыкальных жанров и стилей гитарной музыки: классическая гитара, фламенко, джаз и т. д. И с другой стороны: если предназначенную для игры медиатором композицию исполнить пальцами, превращается ли это тут же в фингерстайл? В широком смысле — конечно. Но несмотря на то, что классическая гитара от своих истоков использовала пальцевое извлечение звука, тем не менее не акцентировала на этом внимания, относилась как к данности, как к неизбежному условию точного воспроизведения с партитуры, а потому не имела альтернатив. Иначе к пальцевой технике отнеслись в США, где пальцы противопоставлялись игре медиатором или технике боя. На контрасте стал очевиден потенциал фингерстайла, который американские музыканты и стали развивать и усложнять, от чего техника стала обрастать узнаваемыми приемами, клише и превратилась в итоге в особенный стиль игры, с которым теперь и ассоциируется само слово фингерстайл.

Истоки фингерстайла лежат в блюзе. В конце XIX — начале XX вв. блюзовые гитаристы, вдохновившись популярным в то время регтаймом, принялись перекладывать фортепианные партии на гитару. Особенностью регтайма является чередующиеся басовая и мелодическая партии — на первую долю игрался бас, на вторую — аккорд. Таким образом задача гитариста усложнялась, ведь всего одной рукой ему приходилось точно вести и бас, и мелодию, и потому медиатор попросту оказывался бесполезен. Проблема решалась следующим образом: большой палец, имитируя как бы левую руку пианиста, играл бас, а остальные пальцы, имитируя соответственно правую руку пианиста, играли мелодию. Ключевыми фигурами раннего этапа становления фингерстайла были Блайнд Блейк, Биг Билл Брунзи, Мемфис Минни, Миссисиипи Джон Хёрт.


Следующий этап был связан с развитием кантри-музыки. Главную роль в этом сыграл Мерл Трэвис, который, исчерпав возможности традиционного кантри-инструмента — банджо, обратился к гитаре и находкам блюзменов того времени. Мерл смешал техники игры на обоих инструментах, что дало сильный толчок в развитии фингерстайла. Дело в том, что при игре на банджо использовались специальные насадки на кончики пальцев — своеобразные когти. Мерл, используя подобную насадку на большой палец, делал привычный ему по игрена банджо щипок басовой струны, в то время как остальными пальцами он обыгрывал классический арпеджио. И сам не понимая, создал новую технику, которая называется теперь в его честь — трэвис пикинг.


Дело Мерла продолжил его поклонник, влиятельный гитарист Чет Аткинс. Развивая трэвис пикинг дальше, он использовал полуакустическую гитару и усиление, что позволило ему усложнить мелодическую линию, вернуть гармонические интервалы, которые за счет звукоснимателей и усилителя звучали отчетливо и громко.


В таком виде техника развивалась до второй половины XX века и достигла технической вершины и пика популярности в творчестве австралийского гитариста Томми Эммануэля. Томми использовал действительно сложные партитуры, которые так же накладывал на трэвис пикинг, а сверх этого Томми ввёл перкуссионные элементы, стуча по деке инструмента.

Но пока Томми совершенствовал и усложнял, так сказать, классический фингерстайл, параллельно гитарная музыка впала в другую крайность. В руках некоторых исполнителей она стала постепенно освобождаться от устоявшихся форм и наработанных техник, восходящих к блюзу, искать вдохновения в других жанрах, в народной музыке. Манера игры могла носить несколько хаотичный и даже делитантский характер. Строй гитары мог меняться, то есть гитара строилась в какой-нибудь аккорд, потому звучала уже с открытыми струнами, что позволяло играть циклические фигуры остинато. А гитаристу оставалось «набрасывать» поверх мелодическую линию, «бегая» по гамме. Данный стиль был назван «американской примитивной гитарой» по аналогии с примитивизмом в живописи. Идеологом выступил гитарист Джон Фахи.

Подобный откат к основам звучания дал свои плоды, и в истории фингерстайла случился поистине значительный прорыв. Американский гитарист-эксперементал Майкл Хеджест, используя опыт гитариста Уильяма Акермана порвал почти все связи с отцами первоначальной пальцевой игры. Опыт классической гитары и изучение основ электронной музыки помогли Хеджесту создать новый жанр — акустический нью-эйдж, а с ним и новое отношение к технике фингерстайл. Акустический нью-эйдж требовал от гитары воплощения некой природной гармоний, звуков окружающего мира, каких-то медитативных ритмов и проч.

Несмотря на то, что музыкальный нью-эйдж — вещь довольно скучная и нишевая, направленная на достижения всяческих психических сомнительных состояний, гитаре он дал действительно сильный толчок, развязав руки последующим поколениям гитаристов. Именно с этого момента термин фингерстайл наполняется полноценным смыслом и подразумевает уже набор приёмов, которые накопились за всю историю до сего момента. Качающий бас, который считался признаком хорошего тона раньше, в том числе и в примитивной американской гитаре, полностью отходит на второй план, а границы применения инструмента стираются. Теперь каждая часть гитары могла использоваться во время игры, если это позволяло достичь нужного звучания. Фингерстайл-гитарист становится художником звука, а потому теперь палит изо всех орудий своего гитарного арсенала: в ход, часто даже одновременно, идут пиццикато (приглушённые струны), тэппинг (лёгкие удары между ладов на грифе), натуральные и искусственные флажолеты (звук-обертон), извлечение «мёртвых нот», слэп, перкуссионная техника (гитаристы нещадно колотили по струнам, деке, грифу, скребли обмотку струн ногтями).


Для примера рассмотрим одну из значимых композиций современного фингерстайла — «Drifting» гитариста Энди Макки:

Данная композиция исполняется техникой двуручного (или фортепианного тэппинга), при которой левая рука самостоятельно извлекает басовую и ритм партию, а правая рука опять же самостоятельно извлекает мелодию. При этом в ритм секции используется перкуссионный приём: удар той же левой рукой по деке гитары. Налицо заметный уход от классической гитары. Композиция звучит полнотельно: есть бас партия, ритм партия и мелодия.


А вот, к примеру, революционные композиции канадского гитариста Эрика Монгрейна «AirTap!» и «PercusienFa» так же исполняется техникой фортепианного тэппинга, только теперь гитара кладётся на колени гитариста вверх декой, а звук извлекается ударами по струнам в нужных местах пальцами обеих рук.

Фингерстайл гитаристы сегодняшних дней ещё более усложнили технику за счет использования специальной аппаратуры: внутри деки может находится сразу несколько микрофонов и звукоснимателей, каждый из которых считывает определенный звук: отдельно бас, отдельно мелодию, отдельно удары, отдельно скрежет по струнам и деке и т. д.

Таким образом зародившийся в начале XX века фингерстайл вырос из рядовой пальцевой техники кантри и блюз-гитаристов в богатую самостоятельную культуру игры на гитаре, выводящей инструмент на принципиально новый уровень, поскольку гитара в руках виртуозов от фингерстайла преодолевает границы себя и звучит как целый ансамбль. Популярность во всём мире техника обрела с появлением сети интернет. Но нужно отметить, что сегодня фингерстайл переживает некоторый кризис, связанный с тем, что появляется большое количество мастеров, овладевших техникой на виртуозном уровне, но которые не занимаются собственно композиторством, а просто перекладывают уже известные композиции на гитару, довольствуясь похвалой в сторону их высотой техники.