Философские странности. Солипсизм

Философы славятся тем, что они высказали множество бредовых нелепостей. Поговорим об одной из таких нелепостей — о солипсизме.

Солипсизм — философское воззрение, утверждающее, что реальностью обладает только индивидуальное «я». Всё прочее (внешний мир и другие люди) — существуют только в сознании индивидуального «я». Само слово «солипсизм» происходит от латинского «solus» — «одинокий» и «ipse» — «сам».

Тема неопровержимости солипсизма присутствует в мысленном эксперименте Хилари Патнэма «Мозг в колбе» (см. картинку). Википедия описывает этот мысленный эксперимент так: «суть эксперимента выводится из идеи, свойственной научно-фантастическим произведениям, о том, что некий любопытный учёный может извлечь мозг некоего подопытного человека из тела, поместить его в колбу с питательным раствором и подключить нейроны к компьютеру, генерирующему электрические импульсы, идентичные тем, которые получал бы мозг, находясь в теле, а также реагирующему на нервные импульсы, посылаемые мозгом. Компьютер может симулировать виртуальную реальность, таким образом человек, которому принадлежит мозг, несмотря на отсутствие тела, будет по-прежнему осознавать себя существующим и постигающим окружающий мир, генерируемый компьютером, считая его реальным».

Кант называет солипсизм просто «идеализмом» и пишет: «нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас (от которых мы ведь получаем весь материал знания даже для нашего внутреннего чувства) и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-нибудь вздумал подвергнуть его сомнению» («Критика чистого разума», Предисловие ко второму изданию, в примечании)

Шопенгауэр называет солипсизм «теоретическим эгоизмом» и пишет: «Теоретический эгоизм, правда, никогда не может быть опровергнут никакими доказательствами; однако в философии им всегда пользовались исключительно в качестве скептического софизма, т. е. для вида. А как серьезное убеждение его можно найти только в сумасшедшем доме, и тогда оно требует не столько аргументов, сколько лечения» («Мир как воля и представление» II §19)

Тема солипсизма затрагивается в рассказе Пелевина «Девятый сон Веры Павловны». Главная героиня после смерти слышит голоса:

«— Тут одна с солипсизмом на третьей стадии, — сказал как бы низкий и рокочущий голос, — что за это полагается?

— Солипсизм? — переспросил другой голос, как бы высокий и тонкий. — За солипсизм ничего хорошего. Вечное заключение в прозе социалистического реализма. В качестве действующего лица»

И она была осуждена вечно слушать по кругу текст романа Чернышевского «Что делать?»

Как видим, тема бредового солипсизма всегда интересовала серьезных философов и писателей.

Философские странности. Солипсизм Философия, Солипсизм, Критическое мышление