Фильм "Восхождение".

Высшим достижением кинематографического творчества Ларисы Шепитько стал фильм «Восхождение», поставленный ею по повести В. Быкова «Сотников». Авторы обратились к событиям Великой Отечественной войны. Благодарный литературный источник, своеобразный лаконизм и даже сухость изложения материала, за которыми кроется философская масштабность и глубина, позволили создать на экране впечатляющее произведение.

Фильм "Восхождение". Восхождение, Сотников, Василь Быков, Лариса Шепитько, Длиннопост

Быков рассказывает в своей повести о судьбе двух партизан, попавших в руки к немцам. Идя на казнь и принимая смерть, Сотников подтверждает свое моральное превосходство над карателями, свою силу и честность, Рыбак же становится предателем. Быков анализирует психологию персонажей, пытается вскрыть причину того, почему один выдерживает суровое испытание, а другой обнаруживает свою полную несостоятельность. Внешняя сторона событий отступает на задний план перед стремлением проникнуть в душу человека, оказавшегося перед лицом чрезвычайных обстоятельств. Этот момент является доминирующим и для Ларисы Шепитько.

Фильм "Восхождение". Восхождение, Сотников, Василь Быков, Лариса Шепитько, Длиннопост

Герои «Восхождения» поставлены перед нравственным выбором: умереть с честью или жить в бесчестье. Они взяты в момент наивысшего обострения взаимоотношений с миром и с собой. Для режиссера важны и интересны именно личности, находящиеся в экстремальной ситуации, в период наибольшего напряжения их моральных и физических сил, на грани между подвигом и предательством, жизнью и смертью.


Из двух партизан один ценою жизни остается верен своим идеалам, второй отрицает все это потому, что хочет спасти свою шкуру. Идеалом Сотникова является убеждение в том, что смерть человека не ставит точку на ряде явлений — влияние на них человека продолжается и после физической смерти. Рыбак — человек другого склада. Он не понимает, что такое моральная смерть. Итак, для Рыбака главное — продать свою совесть, чтобы выжить. Он делает свой выбор: покупает жизнь, спасенную ценой предательства. Третьего пути не существует.

Фильм "Восхождение". Восхождение, Сотников, Василь Быков, Лариса Шепитько, Длиннопост

Фильм пристально исследует каждый импульс духовной жизни героя. Раненый, беспомощный Сотников брошен на дно повозки. Полицай завел какую-то дикую песню, и понеслись по сторонам заснеженные поля и пригорки, открылся знакомый до боли зимний русский пейзаж. Камера плавно скользит по лицам взрослых, по домам и улочкам деревни, фигуркам играющих в снежки детей. Сосредоточенность и покой разлиты в прекрасной пластике этих кадров, передающих внутреннее состояние героя, который вдруг остро ощущает свою сопричастность народной судьбе. Именно от этой сцены идет начало духовного восхождения Сотникова, а апогея оно достигает в эпизодах жестокого идеологического поединка героя со следователем Портновым, а также в сцене казни.

Фильм "Восхождение". Восхождение, Сотников, Василь Быков, Лариса Шепитько, Длиннопост

Портнов знает цену словам «совесть», «нравственность», «подвиг». Но он предлагает Сотникову взглянуть на них с некой новой, философской высоты. Стоит ли тратить последние душевные силы, если смерть неизбежна, а за порогом жизни человека стоит пустота?… Если бессмертия не существует? — провоцирует он Сотникова, втягивая его в свои размышления о конечности человека и его бессилии. Он торопится уничтожить вирус беспокойства, который исходит от Сотникова.


Пытка, полагает Портнов, положит конец их затянувшемуся философскому спору. Он понимает, что творит зло, и пытается оправдаться перед своей совестью рассуждениями о глобальной греховности и ничтожности людей. Все, дескать, дерьмо, а любые высокие идеи не больше, чем фанаберия. Их можно выжечь каленым железом.

Фильм "Восхождение". Восхождение, Сотников, Василь Быков, Лариса Шепитько, Длиннопост

Сотников — прекрасная актерская работа Бориса Плотникова — в художественном мире картины воспринимается ответом на основной ее вопрос. Тихий какой-то на вид, излишне интеллигентный, вроде бы не приспособленный к кочевому партизанскому существованию, этот человек наделен самой главной силой — силой необоримого духа.

Фильм "Восхождение". Восхождение, Сотников, Василь Быков, Лариса Шепитько, Длиннопост

В описании В. Быкова последние часы Сотникова потрясают мужеством и силой духа. «Что можно сделать за пять минут до конца, когда ты едва жив и не в состоянии даже громко выругаться, чтобы досадить этим бобикам?.. И хотя и без этого неширокий круг его возможностей становился все уже и даже смерть ничем уже не могла расширить его, все же одна возможность у него еще оставалась… только в его власти было уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством. Это была последняя милость, святая роскошь, которую как награду даровала ему жизнь».

Фильм "Восхождение". Восхождение, Сотников, Василь Быков, Лариса Шепитько, Длиннопост

На фото режиссер киноленты Лариса Шепитько.


Съемки фильма «Восхождение» начались 5 января 1976 года, накануне дня рождения Ларисы. Этот памятный день можно назвать ее вторым днем рождения. Несмотря на совпадение двух радостных событий, праздник, обычный в такие дни в киногруппах, продолжался недолго. Лариса не желала терять ни минуты. Все, что не касалось съемок фильма, было для нее мелким и несущественным. Работа - это был ее праздник, ее человеческая и творческая стихия. Съемки проходили в городе Муроме и его окрестностях, которые не только для Шепитько и для актеров, но и для всей съемочной группы превратились в Белоруссию зимы 1942 года. Стояли сорокаградусные морозы, но все члены группы всегда были на съемочной площадке. Лариса Шепитько сумела заразить своей идеей всех участников фильма, которые понимали, что фильм снимается о святых вещах: о Родине, о высших ценностях, совести, долге, духовном героизме. Если у участников съемочной группы примерзали руки к приборам – работа все равно продолжалась. Потом отдирали руки – на них была кровь, и не было слышно ни слова жалобы. Лариса восхищалась своей съемочной группой. Но именно она, как никто другой, была для всех примером мужества, воли, терпения и необыкновенной заботы. Плотников, который играл Сотникова, был очень легко одет и быстро коченел от мороза и пронзительного ветра в открытом поле. Как только камера останавливалась, Лариса подходила к нему, чтобы растереть, согреть и поблагодарить. Так же приходилось Ларисе отогревать и Владимира Гостюхина, который исполнял роль Рыбака. Гостюхин писал впоследствии: «Стоило «умереть» в сцене, чтобы ощутить такую ее благодарность».

Фильм "Восхождение". Восхождение, Сотников, Василь Быков, Лариса Шепитько, Длиннопост

Он также рассказывал, что почти никто не знал, каким усилием давались ей съемки каждого кадра ее «главного фильма». Случалось, что после съемок от машины до гостиничного номера Владимир Гостюхин нес Ларису на своих плечах, так как силы отказывали ей. Несмотря на то, что она была не совсем здорова, каждое следующее утро на съемочной площадке раздавался ее голос. А съемочный период был закончен даже на месяц раньше срока. Огромный успех к «Восхождению» пришел уже на первом просмотре фильма в Белоруссии, куда еще «невысохшая» картина была привезена, минуя «Мосфильм» и «Госкино». Через несколько дней картина «Восхождение» была официально принята без единой поправки.


Фильм «Восхождение» получил впоследствии много отечественных и зарубежных призов и премий. Картину купили для кинопроката почти сорок стран, фильм показывали на всех континентах, он имел ошеломляющий успех. Критики много писали о картине. Лариса ликовала, светилась и летала в буквальном и переносном смысле. Она побывала во многих странах, ей рукоплескали Париж и Нью-Йорк, она была принята в круг ведущих мастеров мирового кино.


http://movierama.ru/vosxozhdenie/

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=162