112

Есть вещи поважнее спорта

Гимнастке Агнес Келети исполнилось 100 лет

Келети восхищала своих родителей своим музыкальным талантом, который проявился уже в возрасте 3 лет и привел ее к тому, что она стала одаренной виолончелисткой. Ее спортивные способности проявились в 4 года, когда отец научил ее плавать во время каникул возле озера Балатон. «У моего отца было две девочки, и он воспитывал меня как мальчика», – сказала она. Начало Второй мировой войны, когда Келети было 18 лет, остановило ее развитие как спортсменки. Она пережила Холокост благодаря поддельным удостоверениям личности, притворяясь малообразованной деревенской жительницей. Она работала горничной («я была сильной и много работала. Никто не задавал вопросов», – вспоминала она) в усадьбе, а потом и на военном заводе. Мать и сестру Келети спас шведский дипломат Рауль Валленберг. Ее отец и дяди были убиты в Аушвице.

Келети возобновила свои тренировки в качестве гимнастки в 1946 году. Она была лишена возможности участвовать в Олимпийских играх в Лондоне в 1948 году, потому что она сломала ключицу на тренировке. Четыре года спустя она выиграла свою первую олимпийскую золотую медаль в вольных упражнениях на Играх 1952 года в Хельсинки. Келети был 31 год и она соревновалась со спортсменами на 10 лет моложе ее. Она также выиграла серебряную медаль и две бронзовые медали в других соревнованиях, в том числе на брусьях. Это была бы достойная вершина в карьере любого профессионального спортсмена. Но для Келети это была всего лишь разминка перед ее впечатляющим выступлением на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне. В 35 лет, соревнуясь с гимнастками вдвое младше себя, она выиграла четыре золотые медали и две серебряные. Видео об олимпийской карьере Келети, созданное дружественным JTA сайтом «Kveller», было просмотрено в «Фесбуке» более 29 миллионов раз.

«Я жестко держала себя», – сказала Келети в ответ на вопрос о секрете ее успеха. «Я таким же образом тренировала девочек, которых я учила», – добавила она, имея в виду свою работу в качестве главного тренера национальной сборной Израиля по гимнастике. «Это единственный способ получить результат. Быть милой и заботливой не получится». Серджиуш Липчич, бывший израильский боксер-профессионал, который присутствовал на Маккабиаде, вспоминает, как Келети мотивировала своих учениц в Институте Уингейта недалеко от Нетании в 1960-х годах. «Она была крепким орешком», – сказал он. «Я помню, как она поправляла упражнение одной девушки, прилюдно сказав: «Не раздвигай так ноги, сейчас еще не ночь».

В возрасте 98 лет у Келети все еще острый язык, что осложняет подбор подходящей для нее сиделки, сказал ее младший сын Рафаэль во время интервью с его матерью. «Потребовалось время, чтобы найти кого-то, кто был эмоционально непоколебим», – сказал он. Отослав его взмахом руки, Келети сказала JTA: «Не обращай на него внимания, ты здесь не для того, чтобы брать у него интервью, адресуй свои вопросы ко мне». Оглядываясь назад, Келети сказала, что девочки, которых она обучала, были слишком молоды и что подростки, конкурирующие на международном уровне сегодня, на два года моложе, чем они должны быть для своего собственного физического и психического здоровья. «Девочки начинают тренироваться слишком рано, и упражнения, которые они делают, это слишком большие перегрузки, – сказала она. – Это превратилось в цирк. Обучение должно начинаться в 16 лет, а самое раннее участие в соревнованиях должно происходить в 18 лет». Нынешняя лучшая гимнастка в мире, американка Симона Байлз, выиграла свой первый чемпионат мира в 16 лет.

Келети приписывают фактическое основание национальной сборной по гимнастике в Израиле. Она говорит, что ее приезд туда был во многом случайным. Во время Олимпиады в Мельбурне Красная армия подавила антикоммунистическое восстание в Будапеште. Келети подала прошение о предоставлении убежища и осталась в Австралии, где ее разыскал бывший учитель еврейской гимназии в Будапеште Золтан Дикштейн и убедил посетить Маккабиаду 1957 года в Израиле. Страна была настолько бедной, а спорт, который представляла Келети настолько неразвитым, что ей пришлось принести свои собственные перекладину и кольца. Ее приезд был редкой наградой для организаторов «Маккаби», и израильские СМИ постоянно рассказывали о Келети.

Ее известность помогла ей стать преподавателем в Институте Уингейта, где она обучала несколько поколений гимнасток. Именно в Израиле она познакомилась со своим покойным мужем Рувимом Шофетом, с которым у нее было двое сыновей. «Я вырос, зная, что моя мать была Чудо-женщиной, – сказал Рафаэль. – Она вела хозяйство, учила нас музыке, помогала с домашними заданиями, готовила такие вкусные блюда, что все соседские дети хотели остаться на ужин. О, и в свободное время она была международной и местной знаменитостью, которая ездила тренировать спортсменов на Олимпийских играх. Но это были такие пустяки».

За свою жизнь Келети посетила десятки стран. Возможность выехать из коммунистической Венгрии, когда мало кто мог уехать, была одной из главных причин того, что она стала профессиональным спортсменом, сказала она. «Но я еще многого не увидела», – сказала нам Келети. «Я хочу увидеть больше. Я хочу увидеть Южную Америку. Я хочу поехать в Нью-Йорк», – сказала она. В 2017 году она получила Премию Израиля, высшую гражданскую награду израильского правительства, в категории спорта. Тогда Келети все еще была в состоянии выполнять приседания и садиться на шпагат, но она сказала, что ее кожа с тех пор стала слишком тонкой, чтобы безопасно пытаться совершать такие подвиги сейчас. Проблема в том, что впервые в жизни она не может заниматься спортом. «Но какая разница», – говорит она. – «В жизни есть вещи поважнее спорта».

Текст отсюда, фотки из инета

Современные фото

Сегодня уже только так: