ЕГЭ нужно отменить (но в нынешних реалиях это невозможно)

Привет, Пикабу. Первый мой пост на этом сайте и хочу высказаться насчёт ЕГЭ (но вообще этот пост также распространяется и на ОГЭ)

Прежде чем перейти к теме обсуждения, я бы хотел отметить, что мой личный опыт сдачи ЕГЭ в целом негативный. Я сдал его в этом [2024] году, дополнительный предмет брал только информатику. Все экзамены я сдал на 80+, но для меня это был жуткий стресс, к которому я больше никогда не хочу возвращаться. Это нужно проговорить, дабы вы понимали моё субъективное отношение к этому экзамену.


Начну с того, почему я считаю, что ЕГЭ так или иначе нужно отменить.

Давайте посмотрим правде в глаза. Само по себе ЕГЭ (как и любой экзамен в тестовом формате) в его нынешнем виде еле-еле показывает реальное владение предметом.
Как пример приведу ту же информатику.

Информа́тика  — наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений (Википедия)

То есть в теории ученик должен хоть немного понимать, как всё это устроено, чтобы сдать ЕГЭ по информатике. Но в реальности всё что ты делаешь при подготовке к нему - изучаешь Python на базовом уровне и учишь всевозможные шаблоны выполнения заданий (а ЕГЭ по информатике очень шаблонный). По факту, ты можешь сдать этот экзамен без абсолютного понимания как устроен ПК, интернет, ОС, передача данных и т.д. и т.п. Единственный знания, которые я получил при подготовке к ЕГЭ и которые в теории мне могут пригодиться - это то, как пакет LibreOffice работает. Даже Python я изучил на базово-среднем уровне не из-за ЕГЭ, а из-за олимпиад (уровень сложности заданий с программированием которых не сравниваемый с ЕГЭ). И это касается и других предметов.

Тут ещё есть и другая вещь: ЕГЭ чисто физически не может показать софт-скиллы ученика, хотя вообще-то навык работы с людьми - очень нужная вещь для человека.

Но проблема в том, что ты начинаешь готовиться к ЕГЭ чуть ли не с 9-ого класса, а начиная с 10-ого всё твоё обучение строиться только на подготовке к экзамену. И вот я в этому году закончил школу, и я сижу с абсолютно пустой головой. Единственное, что я могу сейчас сделать, это накодить что-нибудь простое в GameMakerStudio (игровой движок для создания 2D-игр), и то, только потому что мне нужно было сделать научную работу для олимпиады. А ведь то огромное время, которое я потратил на изучение бесполезных в жизни шаблонов и зубрёжки исключений в русском языке, я, как и многие другие, могли бы потратить на изучение действительно интересных для нас вещей и обретения реально нужных нам скиллов. Всех нас под конец 11-ого класса уже честно просто тошнило от нарешенивания одних и тех же заданий каждый раз.

Другая проблема в том, что даже если ты очень хорошо подготовился к ЕГЭ, ФИПИ может захотеть уменьшить количество 100-бальников по определённому предмету и дать тебе такой отвратительный вариант, что ты прям на экзамене повесишься. Или изменить шкалу перевода из первичных во вторичные баллы так, что под конец за каждое задание ты будешь получать по 0.5 баллов. ТАК ЧТО ДА ЛОЛ, если так подумать, ЕГЭ стал инструментом контроля поступления в ВУЗы.

Ну и наверное самый популярный тейк - это конечно стресс. Дело даже не в том, что тебе дают установки "Не сдашь/не поступишь - конец жизни/идёшь в армию/работаешь дворником" и т.д. У меня просто банально такого не было. Дело в самой атмосфере вокруг экзамена. Мало того, что ты абсолютно не представляешь себе, что там тебя ждёт, так ещё и вся эта по сути тюремная атмосфера внутри экзамена, в которой тебе столько ограничений накладывают - это наверное основная причина волнений для меня лично. Проблема этого в тейка в том, что это супер личная вещь: кто-то абсолютно спокоен на экзамене, кто-то нет. Это скорее идёт в копилку о том, что ЕГЭ якобы "даёт равные условия для учеников".

КСТАТИ О РАВНЫХ УСЛОВИЯХ. Вот вы мне скажите, если человек учится в такой себе школе, у него нет денег на репетиторов, у него разве будут те же шансы набрать высокие баллы как у человека, который учится в каком-нибудь лицее и у него шесть репов на шее? Да, ЕГЭ убирает от части неравенство с точки зрения заданий (хотя как показывает практика, разница в сложности вариантов иногда бывает уж слишком сильной), но социальное то расслоение никто не отменял. Никто не отменял и психологическое различие людей. Кому-то сложно зубрить, кому-то тяжело справляться с таким стрессом из-за проблем со здоровьем и т.д. Хотя они оба могут хорошо понимать предмет.

И того в итоге ЕГЭ не показывает реальные скиллы ученика и убивает кучу времени, которое можно было потратить на что-то действительно нужное или интересное по крайней мере.

Но очень многие сторонники ЕГЭ в его защиту приводят "непоколебимый" аргумент о вступительных экзаменах в университетах: дескать они ещё хуже чем ЕГЭ. И с этим нельзя не согласиться, но... Может нам стоит наконец-то отказаться от экзаменов в целом как от способа поступления в ВУЗ? Может уже пора признать, что экзамен как способ оценки навыков ученика уже устарел и не отвечает современным реалиям?
Лучшая альтернатива ЕГЭ, по моему мнению, - это отказ от экзаменов в принципе. Каждому человеку нужно дать право получить высшее образование. При чём это уже реализовано в некоторых странах. Самый подходящий пример - это Германия, где по закону гражданин имеет право получить высшее образование без каких-либо экзаменов бесплатно. И их система образования как-то не угробилась.

Проблема в том, что чтобы подобное было возможно, нужно очень серьёзно реформировать (а по-хорошему - полностью сносить и строить заново) нашу систему образования. Профилирование, практика в школе, отказ от тоталитарных практик, отказ от безумных правил ФСБ, из-за которых школы в тюрьмы превратились с этими запретами на выход из школы во время обучения и других приколов, отказ от программ обучения, построенных на зубрёжке, а также отказ от постоянного предметного контроля и тестового оценивания, построение реально интересного обучения для ученика, завязанного на глубоком изучении предмета и взаимодействие с другими учениками (ибо софт-скиллы это тоже важно) - вот это всё нужно школе, чтобы ученики не с пустыми головами приходили из школ в универы.

И тут вы наверное понимаете, почему я написал в заголовке, что сейчас отменить ЕГЭ невозможно. Всё что я перечислил выше - очень сложно реализовать за короткий срок, будет стоить кучу бюджетных денег, да и ещё это всё идеи "Запада" и прочее прочее. Сейчас сами знаете на что все деньги уходят (не знаю, как в других регионах, но в Москве идёт очень активная компания по продвижения обучения в колледжах, а бюджетные места в московских вузах сокращают), а если деньги и находятся, то нашему государству более интересно вкладываться в патриотизм учеников, нежели в их образование.

Чтобы отменить ЕГЭ и не сделать хуже, нужно полностью реформировать российское образование (но сейчас нашему правительству просто не до этого).

Больше постов читайте по тегу «Образование». А если сами хотите изучить новую профессию, посмотрите актуальные курсы от проверенных школ с реальными отзывами на сайте Пикабу Курсы.