3206

Дюна II, что упустили создатели фильма3

Посмотрел вторую Дюну, и разочарован. Первая часть представляла достаточно точную экранизацию романа, и логика действий героев романа была воплощена на экране. Вторая часть Дюны, это уже не экранизация, а произведение по мотивам. В результате герои утратили логику действий прописанную в романе, а какую то иную логику их поступков сценаристы прописать не смогли.

В романе Пол Атрейдес - результат долгого генетического эксперимента по выведению Квизац Хадераха: сверхчеловека способного видеть прошлое, настоящее и будущее. Пробудить эти способности можно только с помощью наркотика спайса (другое название - меланж). Оказавшись на пропитанной спасйсом планете Дюна, Пол обретает силу пророка, и, сплотив вокруг себя фантатичные племена пустыни, ведет их к победе над галактической империей. В фильме этот сюжет решили усложнить - оказывается среди фрименов есть туповатые фундаменталисты, которые верят в приход пророка (Махди), и умные антиклерикалы которые знают, что все пророки, мессии и проч. проч. это ложь, обман, и опиум для народа. Антиклерикалов возглавляет подруга героя Чани. В романе Чани красивая, но простая девушка из племен пустыни, Пол для нее бог и господин, а за малейшие сомнения в богоизбранности Пола она готова любому глотку перезать (не фигурально, а буквально). В фильме бойкая но некрасивая Чани напротив исповедует научный атеизм, а своего любовника Пола считает фальшивым пророком и фальшивым Махди. Пол с Чани соглашается, и пытается убедить окружающих, что никакой он не пророк.

Чани из старой (и никудышней) экранизации, благодаря тонким чертами лица, гораздо больше похожа на героиню романа у которой "лицо эльфа"

Чани из старой (и никудышней) экранизации, благодаря тонким чертами лица, гораздо больше похожа на героиню романа у которой "лицо эльфа"

При этом скепсис Чани в фильме никак не обьяснен - она ведь не студентка университета Миннесоты, и не отличница ленинского комсомола, а простая девушка из племени бедуинов. Любопытно, что в книге Чани дочь планетолога Льета Кайнса - ученого, который относился к Атрейдесам с обоснованным скепсисом. В фильме можно было бы сделать Чани продолжательницей дела своего отца. Но как раз происхождение Чани, создатели фильма выкинули из сюжета. Чани в фильме совершенно невежественная - когда Пол ей рассказывает про моря на других планетах, она не может поверить в возможность подобного чуда. Из за этого научный атеизм Чани выглядит абсурдом.

Еще более странным выглядит Пол - уж он то точно знает, что может стать настоящим пророком, и настоящим спасителем-Махди, который вернет на Дюну воду. Когда он убеждает окружающих, что мол никакой я не Махди, Пол просто врет. Видимо он не хочет становится пророком (так как чувствует, что лично ему, ничего хорошего пророческий дар не принесет). Это можно понять, если прочесть роман Дюна и его продолджение (про трагическую судьбу Пола), но в фильме такая позиция выглядит страусиной.

В фильме оказалась потерянной экологическая линия, основная для Френка Херберта. Одна из главных сюжетных линий романа - конфликт, между двумя программами по озеленению пустынь Арракиса. Фримены живут мечтой, что когда ни будь на Арракисе будут течь ручьи и расти деревья. Планетолог Льет Кайнз работает над постепенным воплощением этой мечты в жизнь - за счет медленной работы по ирригации и озеленению. Атрейдесы предлагают более быстрый и простой путь - завоевать галактику, и использовать ресурсы иных планет, для превращения Дюны в рай.Все это в фильме оказалось потерянным, а несколько сцен фильма связанных с экологической линией романа, оказываются пустой тратой экранного времени (так как не связаны с иными событиями фильма).

Гладиаторские бои на планете Харконненов визуально изображены безупречно, но интрига внутри интриги (которую затеял Туфир Хават) исчезла из фильма. Как и вся сложная и драматическая линия Туфир Хавата - ментата Атрейдесов, который оказался на службе барона Харконена. Книжный Фейт-Раутта из хитрого (и внешне привлекательного) мерзавца, превратился в урода-людоеда. Бене Джассерит превращены в тупых как пробка стерв, готовых на любой идиотизм ради власти.

Превращение Пола из способного, но неуверенного в себе юноши, в пророка который видит прошлое и будущее обыграно слабо: Пол очнувшись от транса сообщает, что он теперь пророк который видит множественные картины будущего. И это все - варианты будущего зрителю не показывают. В корткометражке "Майор Гром" просчет героем вариантов будущего и то показан несравненно лучше.

Боевые действия выглядят в фильме красиво, но странно. В романе из за внедрения силовых полей огнестрел и лазеры перестали применять на просторах галактики. Но в пустынях Дюны силовые поля применять нельзя (они привлекают гигантских червей) и потому фримены используют старые добрые винтовки и пистолеты. Однако в фильме (при наличии винтовок, базук и прочего) боевые действия в пустыне сводятся к схваткам на ножах (при полной возможности расстрелять врага на расстоянии).

Совсем странной выглядит финальный разгром войск императора. В книге Пол (дождавшись высадки императора на Дюну) использовал для победы свой пророческий дар. Фримены сломили врага внезапной шоковой атакой (под прикрытием пыльной бури, которую Пол предвидел), используя артиллерию (которую Пол Атрейдес заранее тайно подготовил и тайно разместил на позициях). Император до последнего считал, что ему противостят дикари под командованием дикаря, и потому был разбит и взят в плен.

В фильме все эти тонкости убрали. Фримены не имея артиллерии идут плотной толпой в лобовую атаку на заранеее предупрежденного императора (в фильме Пол послал ему вызов на бой с печатью дома Атрейдеса). Их можно расстрлять с воздуха (ведь никакой пыльной бури нет), их можно расстрелять с земли (ведь у фрименов нет защитных полей!), но имперские войска лишь тупо смотрят на атакующих. Затем начинается рукопашный бой. Сардукары (имеющие защитные поля) должны покрошить фрименов - ведь фримены не имеют защитных полей, и совершенно не готовы к такой технике боя. В книге Пол многие годы готовил фрименов к сражению с имперскими войсками. В фильме фримены без всякой подготовки превращают защишенных полями сардукаров в мясной фарш.

Дальше начинается самый большой логический и смысловой провал фильма. В оригинальном романе межзвездные перевозки осуществляет гильдия навигаторов, на огромных кораблях которые никогда не опускаются на поверхность планет. Лихтеры (с войсками, техникой и всем прочим) поднимаются с поверхности планеты грузятся на корабли навигаторов, пересекают на этих кораблях межзвездное пространство, а потом высаживаются на нужную планету. Это единственный способ межзвездных путешествий. Навигаторы строго нейтральны, потому во вселенной Дюны нет звездных войн - войска великих домов за деньги перевозят через нейтральный космос, а сражаются они на поверхности планет. В реальности навигаторы из за кулисы правят галактикой, а всемогущий падишах-император, просто марионетка. Но, ключевой момент! навигаторы могут прокладывать путь между звезд только за счет спайса (который дает мозгу сверхчеловеческие способности). А единственный источник спайса в галактике - планета Дюна. Не будет спайса - межзвездные перелеты станут невозможны, и цивилизация рухнет (а навигаторы просто вымрут - они без меланжа не могут жить). Захватив Дюну, Пол Атрейдес может диктовать свою волю навигаторам - и становится фактическим властелином галактической империи.

В фильме навигаторов из вселенной убрали, так что финал фильма превращается в бессмыслицу. Пол Атрейдес угрожает уничтожить поля спайса, но угрозу он адресует не навигаторам (их в фильме нет), а великим домам, боевой флот которых окружил планету Дюну. Но великим домам на спайс в сущности глубоко наплевать, не нужно быть пророком, чтобы понять это! В романе навигаторы капитулируют перед угрозой Атрейдеса, в фильме великие дома посылают Атрейдеса пустыней. В фильме, ответ на такой облом, Атрейдес объявляет начало звездного джихада, и грузит своих фрименов в космолеты ( захваченные у император?). Что он собирается делать - решительно непонятно. Ведь толпа фрименов в космосе бесполезна - корабли будут просто расстреляны. В романе этой проблемы нет (перевозки осуществляют только навигаторы, а бои идут на поверхности планет, где фрименам нет равных). В фильме навигаторов выкинули, и в результате скатились до совсем убогой космической оперы в стиле янг-эдальт. Получился аналог сериала "Иные" - красивое зрелище при околонулевой логике.

И еще одна мелочь - фримены сжигают в финале сваленные кучами тела врагов. Сцена абсурдная, так как каждая тушка это вместилище драгоценной для фрименов влаги. Сожжение трупов, это для фрименов святотатство и потеря драгоценного ресурса.

P.S. Комментаторы почему то решили, что мои претензии сводятся к отходу от сюжета книги. Но мои претензии иные - сценаристы убрали логический стержень сюжета, так что действия героев фильма выглядят бесмысленными . Снимать фильмы "по мотивам" можно, но при этом должна соблюдатся логика действия (как пример - в фильме "Вспомнить все" радикально изменили сюжет рассказа Ф.Дика, но логика действий персонажей там безупречная)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
16
Автор поста оценил этот комментарий

Все хорошо, но назвать Зендаю некрасивой - вкусовщина. Она не имеет шаблонной красоты Шон Янг, но красива.

раскрыть ветку (33)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В отношении Зендаи у людей разное мнение. Одним она кажется некрасивой (я не один такой), другим нравится. А вот в отношении Одри Хепбурн времен Римских каникул я видел только одно мнение. Или (если нужны афроамериканки) - в отношении молодой Холли Берри полное единодушие

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Холли Берри не афроамериканка, а метиска, поэтому ее лицо гораздо "понятнее" европейцам.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Все афроамериканцы (не современные эмигранты из Африки, а потомки рабов) мулаты.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Да страшная эта Зендея. Как хочешь там считай. Именно с ней промахнулись в карте. Но повесточка.

раскрыть ветку (29)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да красивая эта Зендея. Как хочешь там считай. Отличное попадание в персонажа, идеальная Чани. Повесточка здорового человека.

раскрыть ветку (28)
Автор поста оценил этот комментарий

Книгу читал? Такой её себе представлял?

Я вообще там негров не помню.

раскрыть ветку (27)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Книгу читал.

Представлял именно такой, гораздо более похожей на аборигена - жителя пустынной суровой планеты - чем утонченная красотка Шон Янг. Хотя описание в книге будет ближе к анешности Шон Янг.
А белых прямо помнишь? Прямо в книге каждый герой описан, как арийский красавец белый? Ничего, что в будущем расы еще больше смешаются и все будут метисами?

Ну и Зендея не негр.

раскрыть ветку (26)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот например представительница аборигенов Сахары. С ряхой Зендеи ничего общего. Посмотрите как выглядят берберы и туареги. Они совсем не похожи на Зендею

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (21)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Сначала написал все, что ниже, потом понял, что вы другой человек :) Уже путаюсь в ответах. Стирать не буду, лень. К тому же все-так актуальным осталось.
А вам скажу - да, она мождет выглядеть как Зендея, и может выглядеть как Шон Янг. Опять же, в будущем, где все расы, возможно, смешаны, потомство может случайно выдавать любые образы.
Я не вижу противоречий в кастинге, главное, чтобы играла хорошо, но это совсем другой вопрос, здесь ни разу не подымавшийся.
В конце концов, согласитесь, глупо ожидать, что в каждом фильме главные героини будут выглядеть, как именно ваша влажная мечта. Кроме вас людей еще миллиарды, и каждый дрочит на свой идеал.

------

У вас с логикой вообще как?

1. Из того, что одна представительница берберов с неизвестной родословной, при черно-белой фотографии с хитрым освещением очень похожа на европейку, не следует, что все берберы такие, а уж тем более, что туареги тоже все такие.
Легко нагуглить фотки и берберов и туарегов и увидеть, что они как раз очень близки по внешности к Зендее. Берберы ближе к монголам и арабам, туареги вполне себе темнокожие, но форма лица ближе к европейцам, чем к некоторым негроидным расам.

2. Из того, что пара народностей в Африке имеет некоторое сходство с европейской или арабской/монгольской расами, не следует, что все аборигены Африки сразу приобретают такие же сходства. Кроме этих двух народностей в Африке есть еще несколько десятков или сотен народностей, имеющих вполне себе негроидные черты.

А уж ряха Зендеи тут при чем? Надо озвучивать банальности? Ок:
Люди разные, и даже в рамках одной расы и одной народности лица могут сильно отличаться. Если у вас личная ненависть к Зендее, может детская травма какая-то, это понятно и нормально. Но не надо себя обманывать и объяснять свою неприязнь вымышленными глобальными законами, которые вы даже озвучить не можете.

раскрыть ветку (20)
1
Автор поста оценил этот комментарий

легко нагуглить фотки и берберов и туарегов и увидеть, что они как раз очень близки по внешности к Зендее.


Совсем не близки. Чтобы не быть голословным, выкладываю скрины того что находит яндекс

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну? Довольно разные лица и цвета. Для кочевников вполне ожидаемо.
Щас дам скрины гугла.
Немного прокрутил вниз, потому что сначала очень много закрытых лиц, ну и с вашими совпадений много, поэтому чуть больше охватить выборку.
Обратите внимание на девочку около правого нижнего края на первом скриншоте, лицо вполне схоже с Зендеей.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну? Довольно разные лица и цвета.

Разумеется разные, но на Зендаю совсем не похожие. В Рязани тоже лица у людей совсем разные, но не похожи они на Зендаю как и берберы с туарегами.


Девочка это вот это? Не похожа она на Зендаю. Лицо широкое (как у Зендаи), но черты мягкие и нос совсем иной формы

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, эта. Черты мягкие, потому что молодая еще. Ну и кстати, имхо фотка обработана сильно, не может у аборигенов быть такой идеальной кожи.
Нос у Зендеи лучше. Фиг найдешь фотку Зендеи помоложе, без дибильной голливудской улыбки и тонны косметики. Ну вот например. Тоже вполне мягкие черты.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

В конце концов, согласитесь, глупо ожидать, что в каждом фильме главные героини будут выглядеть, как именно ваша влажная мечта.

Дело не в моих мечтах. У Чани есть описание, и оно не подходит под Зендею. Разумеется фильм может отступать от книги, но ради чего это сделано в данном случае?

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий

skinny with an elfin face and had pure, dark blue eyes with no white in them. She had long tawny-red hair.

Да, есть. И Шон Янг под него не подходит. Хотя ее лицо можно назвать эльфийским,

( но не факт, так как если вчитываться в определения "elfin", Шон Янг под них тоже не подходит, а вот Зендея вполне возможно. И в определении "elfin face" нет упоминания о цвете кожи, хотя логично, что во времена написания Дюны подразумевался белый цвет кожи )

но длинных волос цвета tawny-red, то есть рыже-желтовато-оранжевого, у нее не было в фильме. А цвет волос очень заметен в образе, даже больше, чем лицо.
Вот так вот легко нарушают образ из книги в "оригинальном" фильме.
А вы возмущаетесь, что в этом тоже не следовали ему.

раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий

И Шон Янг под него не подходит.

Она лучше подходит чем Зендая, о чем и написано. А точнее всего под описание подойдет такое лицо, но с более темной кожей и без веснушек

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий

"Лучше". Вы опять попадаете в ловушку собственных вкусов и современной интерпретации.

Смазливая девка из вашего примера, сексуально выглядящая в "элифийском" костюме особого отношения к эльфам не имеет.

"Elfin face" имеет определение, причем уже устаревшее, следовательно оно вполне актуально для времени написания Дюны. И ни Янг ни ваш секси пример под него не факт что попадают, но я не физиономист. Рот должен быть шире, лоб заметнее, глаза вроде достаточно широко расставлены. С щеками непонятно - одни пишут, что заметные должны быть, другие проде нет. Нижняя челюсть не должна быть выраженой - тут да, обе попадают.
Возьмем Зендею: лоб не выражен, глаза вроде широко расставлены, щеки выражены, рот как раз широкий, как надо. Но вот нижняя челюсть вроде слишком развита. Тоже что-то совпадает, что-то нет.
Кстати, не факт, что если бы нашли актрису именно с той "эльфийской" внешностью, что хотел Херберт, ее бы посчитали приемлимой зрители.

раскрыть ветку (10)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Почему такая уверенность про смешение? Потому что это происходит сейчас у нас? Так мы вымрем нахрен.

А какие вообще должны быть фримены, наверное ближе к арабам. Короче загорелые.

От того, что мать у Зендеи белая, мне не мешает считать её негроидной. Ну мулатка и что?

Шон Янг в разы круче, как не крути.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Про смешение - да, потому что это происходит давно и сейчас и продолжается все больше из-за глобализации.
А если мир станет таким, что смешение рас будет пресекаться, то будущего не будет вообще.
Насчет "вымрем" вы неправы ровно на 180 градусов. Смешение таких разных геномов, наоборот, дает более здоровое потомство и в целом оздоравливает популяцию. В противоположность инбридингу.

Откуда у вас вообще идея про "вымрем"? Просто расизм?

Какие должны быть фримены? Да, мне тоже они воображаются ближе к смуглым арабам или монголам, небольших размеров, чтобы меньше потери воды были. Но они вряд ли смуглые, так как поколениями закрывают тело и лицо дистикомбами.

Вы можете считать мулатку хоть азиаткой, это ваше личное дело, мешать вам никто не будет.


О вкусах спорить бесполезно. Шон Янг тоже красива, но, например, ее красота имеет некоторую болезненность, которой нет у Зендаи. Зендая ближе к пацанке, а девчонки-пацанки всегда имели и имеют своих почитателей.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Имбридинг совсем не в тему. Пока ещё белая популяция не настолько сократилась. А посючему ты так уверен, что смешение генов даёт более развитое потомство? Я подчеркну, почему лично ты уверен.

Я вот уверен, что это приводит к деградации. У нас и так больное поколение. Куча аутоимунных болезней. И их все больше и больше.

Так я так и понял, к кому ты Зендаю причисляешь, если уже и мулатка не подходит.

У Шон Янг тонкие аристократичные черты лица. Поэтому она мне симпатичнее. Но не в моем вкусе. Мне нравятся голубые глаза. Я за всех спайсопожирателей.

А у Зендаи широкий негроидный нос. Но не моё.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Инбридинг был упомянут, как утрированный финальный пример близкородственного скрещивания. Конечно, популяция одной расы огромна и при свободных перемещениях проблем из области инбридинга не будет.

Почему я уверен - где-то читал об этом, что чем более разный геном, тем больше шансов при скрещивании выбрать здоровый ген в конкретном месте, а нездоровый отбросить. Понятно, что в частных случаях это может не работать, так как фактор случайности огромен. Но в сумме и большой популяции, выборке - вроде работает.

Про больное поколение - отдельный и очень сложный вопрос. Диллема между медициной, способной давать жизнь смертельно больным с рождения людям, и "генетическим" здоровьем популяции, ране достигавшимся жесточайшим естественным отбором (9 детей из 10 погибали).

Про причисление Зендеи ты явно что-то не то понял, скорее всего перепутал меня и моего оппонента. Зендея как раз метиска, а точнее мулатка.
Про вкусовщину с Янг и Зендеей согласен, но мне наоборот - тонкие аристократические не очень, а более пацанские и слегка экзотические ближе. Нос у нее широковат, согласен, есть доля классического негроидного строения, но имхо он сглажен ее европейской частью и не так выражен, поэтому да, широковат, но после 10 минут привыкну.

В конце концов, наш мозг из-за эволюции гиперчувствителен к чертам лица и может зашкаливать при реакции на малейшие отклонения от привычного. Иногда это полезно, иногда вредно. В данном случае скорее вредно.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку