Дэвид Холмс. Идеальная музыка для ограбления
Мы вновь возвращаемся к саундтрекам. Пока медленно, но (хотелось бы верить) верно я готовлю пару других очень больших статей на крупные и сложные муз темы, я стараюсь отвлекаться на что-то попроще. И вот, в очередной раз пролистывая плейлист, я наткнулся на Дэвида Холмса. Если вы не знаете кто это такой и никогда не слышали об этом человеке, то это и не удивительно. Это не Ханс Циммер, чтобы его имя знали даже те, кто не интересуется современными кинокомпозиторами. Да и не буду врать, и я его, конечно, не знал, пока не посмотрел трилогию, для которой Дэвид написал почти всю музыку. В последствии я много раз пересматривал все три части, но ещё при первом просмотре я обратил особо пристальное внимание на музыкальное сопровождение. Потому-что оно ну просто великолепно подходило этим фильмам. При чём абсолютно каждый саундтрек - яркая запоминающаяся зарисовка или полноценная композиция не только прекрасно вписываются в сюжет и общую стилистику картины, но и отлично звучат за её пределами. Итак, Дэвид Холмс и его музыка к трилогии «Друзей Оушена».
Немного о фильме
Хоть основной темой является музыка и человек, её написавший, я всё же должен немного рассказать о фильме (не сколько о сюжете, сколько об общей концепции). Если вы его смотрели то можете сразу переходить к следующему подзаголовку.
Первый фильм трилогии под названием «Одиннадцать друзей Оушена» вышел в 2001 году. Это лёгкий полукомедийный полубоевик (что совсем не делает его «полуфильмом»), где главный герой Дэниел Оушен (Джордж Клуни) напару со своим другом Расти (Брэд Питт) собирают команду для ограбления хранилища казино.
Команда Дэнни Оушена
В последствии выяснится, что главной целью Дэнни были вовсе не деньги, но сюжет спойлерить это дело неблагодарное, так что если вам интересно, посмотрите или почитайте сюжет фильма сами. Да, всё можно описать одной фразой и её будет вполне достаточно для этой статьи - 11 крутых мужиков решили ограбить казино и уйти в закат со 160 миллионами долларов. В общем-то, сюжеты первой части и последующих продолжений мало чем отличаются друг от друга в плане концепции. Двенадцать и (неожиданно) Тринадцать друзей Оушена являются «последствиями» первой части. В них старой команде придётся всё теми же способами разбираться с проблемами, которые повлекла их прогулка до хранилища казино из первого фильма.
Немного о композиторе
Небольшая вырезка с сайта neoclassica:
/ Дэвид Холмс — кинокомпозитор, музыкант и диджей из Северной Ирландии. Журнал Entertainment Weekly включил Дэвида в Топ-100 самых креативных людей в сфере развлечений, а в 2009 году он возглавил список «50 лучших музыкантов Ирландии» по версии газеты The Irish Times. В умении написать стильный, бодрый, наполненный иронией и духом авантюризма саундтрек Холмсу нет равных. Как правило, его зовут на помощь тогда, когда режиссерам нужно нечто более самобытное, чем тяжеловесные симфонические оркестровки. Не исключено, что на его эклектичный композиторский почерк повлиял опыт диджеинга. В 80-90-х вместе с другом он ежемесячно устраивал вечеринки в Белфасте. В числе их посетителей были такие артисты как The Chemical Brothers и Orbital. /
Первым хитом Холмса стала композиция «De Niro», вышедшая в 1992 году. Тогда он активно диджеил в клубах, поэтому это сильно отличается от того, что мы слышим в трилогии про ограбление казино. Это что-то среднее между техно и диско, с примесью кислотного синтезатора девяностых, который так полюбили тогдашние диджеи.
И внезапно прямо посередине этого монотонного машинного микса с типичной для 90-х диско-техно ритм секцией в яму между двух частей впихнут, а иначе я и не могу сказать, фрагмент флейты из заглавного саундтрека к фильму «Однажды в Америке» композитора Эннио Морриконе. Это… необычно. Похоже на альбом «Классика в современной обработке», где лучшие, а скорее самые популярные произведения Моцарта и Вивальди играет рок оркестр, но с переосмыслением. Не спорю, для 90-х звучит, скорее всего, очень модно, но сейчас это слушается, мягко говоря, странно. Получается какая-то неестественная смесь; трагическая музыка из классического фильма с многоствольной флейтой, оркестром и церковным хором в танцпольном диско-техно миксе девяностых. Это на бумаге то звучит странно. Но благодаря этой композиции можно сразу увидеть несколько вещей. Во-первых, это не просто семпл из какой-то песни, а семпл из саундтрека. Это сразу даёт понять, что Дэвид интересовался и уделял внимание музыке в фильмах и уважал творчество Морриконе. И во-вторых, он не боялся экспериментировать, что для музыканта, на мой взгляд, является одним из самых главных и нужных качеств.
Уже в 1995 году он представил дебютный альбом «This Film’s Crap Let’s Slash the Seats», который был тепло принят критиками. Едва ли не каждая из песен на альбоме была лицензирована для фильмов и трейлеров. Второй лонгплей Холмса «Let’s Get Killed» вышел более экспериментальным. Гуляя по улицам Нью-Йорка, он записывал на диктофон разговоры людей. Замешав раствор из этих документальных записей, техно, драм-н-бейса, блюза и латиноамериканского джаза, ирландец создал штучный эстетский альбом.
Поток творческих экспериментов Дэвида продолжался, он постоянно находил новый звук, семплы, инструменты и жанры. В скором времени актер Дэнни ДеВито пригласил Холмса написать музыку к фильму Стивена Содерберга «Вне поля зрения». А потом и сам Содерберг — для работы над саундтреком к «Одиннадцати друзьям Оушена» и последующим фильмам серии.
Много о музыке к фильмам
К двухтысячным годам стиль Холмса уже сместился в сторону более глубокого и вдумчивого звучания; эпоха евродэнса отгремела, человечество шагнуло в новое тысячелетие, а мнимый сброс данных всех компьютеров, который по предположению, должен был произойти 1 января 2000 года не случился.
Дэвиду предстояло написать саундтрек к фильму об ограблении. Что в такой ситуации сделает любой человек? Посмотрит пару успешных фильмов с похожей тематикой, подчерпнёт оттуда концепцию и общее направление звучания музыки и разбавит её своим авторским стилем. Именно так, я думаю, Холмс и поступил. Я нигде не смог найти ни интервью ни записей о создании саундтрека к этой трилогии, поэтому пишу, основываясь лишь на своих предположениях. До «Оушена» уже выходили успешные, а впоследствии и ставшие культовыми фильмы схожей концепции. Например, «Карты, деньги, два ствола» 1998 года или «Большой куш», вышедший за год до картины Стивена Содерберга.
И посмотрев любую из частей «Оушена», можно отчётливо услышать, чем вдохновлялся Холмс при написании музыки к этой картине. Электроджаз показал удивительное сочетание музыки с героями картин, планирующими обход камер и охранников в погоне за желанными деньгами. Дэвид и сам это отлично понял, решив не отходить от жанра, наполняя всю трилогию очень точными по настроению и атмосфере саундтреками. Все мелодические зарисовки, а зачастую и полноценные музыкальные произведения уникальны и самостоятельны, но при этом композитор умудряется держать их в одной строгой тематике фильма.
Холмс крайне умело обходится и с саундтреками которые не должны перетягивать внимание зрителя на себя. Они как бы плывут в потоке происходящего на экране. Тихие шейкеры, приглушенный контрабас, и сотни звуков, постоянно перетекающих где-то на фоне. Кажется, будто они вставлены просто лишь бы занять пространство, но нет! Все они в итоге сливаются в идеальное звуковое сопровождение хода сюжета и действий героев. Пример ниже.
Лидирующая роль и главный «хук» в композициях часто отдаётся контрабасу, который задаёт настроение, темп и стилистику каждого саундтрека. В большинстве случаев с ним Холмс использует достаточно простые четырёхдольные ударные без лишних импровизаций, в таких композициях всё внимание отдаётся контрабасу и подключающимся к нему позже инструментам (саксофон, джазовый орган). А всю пустоту между ними заполняют редкие отзвуки гитар.
Одним из самых любимых инструментов Дэвида Холмса является бонго. Он используется почти в каждой динамичной композиции и мы слышим его в саундтреках ко всем фильмам, это характерная черта большинства мелодий, написанных для трилогии.
Ну и одна из моих любимых композиций, где слышно, как можно умело сочетать со всем этим электроджазовым великолепием гитары, хор и вообще полуроковую манеру игры, постоянно насыщая звук, делая его богаче и громче.
А, кстати, чуть не забыл упомянуть одну маленькую деталь. ВСЕ эти саундтреки Холмс написал один. Да. Это не оркестры, не труппы и не квартеты саксофонистов, трубачей, флейтистов, клавишников и барабанщиков. Всё это придумал, сыграл, записал, свёл и отмастерил один человек, Дэвид Холмс.
Ниже я прикреплю еще несколько композиций этого талантливого композитора, которые я настоятельно рекомендую к прослушиванию.
David Holmes - Stealing The Stock
David Holmes - 7-29-04 The Day Of
David Holmes - Amsterdam
David Holmes - Dice Man
Спасибо что прочитали, подписывайтесь в тг и скиньте это кому-то, кому это может быть интересно, если вам не трудно.
Слушайте музыку, спасибо!