Две грани

Удивительным образом дневник чекиста Боброва (96 листов) по времени пересекается с другим более известным блокадным дневником Тани Савичевой, в нем всего девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей от голода — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. По легенде дневник Тани фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников. Мы решили совместить эти два дневника, вместе эти два документа эпохи должны стать основанием для суда истории, ведь у них больше точек соприкосновения, чем это кажется на первый взгляд.

Две грани Великая Отечественная война, Блокада, Чекист, Дневник, Сравнение, Длиннопост

Два этих дневника не только совпали по времени, они писались в соседних домах. Чекист Бобров проживал в Ленинграде на 4-й линии Васильевского острова в доме № 5, а дом Тани Савичевой находился в нескольких метрах через Большой проспект на 2-й линии Васильевского острова в доме № 13/6. Таня писала, что брат Леонид умер от дистрофии 17 марта 1942 года, дядя Вася — 13 апреля 1942 года, дядя Лёша — 10 мая, а мать — 13 мая. А чекист Федор Бобров 5 апреля 1942 года: «Неплохо позавтракал, отнёс родственнице 1 кг белого хлеба и получил в народном комиссариате шпик и копчёную колбасу.» Савичева и Бобров жили в домах напротив, ходили по одной улице и возможно даже видели друг друга. Мужчина нёс в портфеле копчёную колбасу, а у девочки один за другим умирали от голода родные. В конце апреля Бобров получил табака, а Таня готовилась сделать новую запись о потере в своей семье. В мае 1942 года Бобров сажал у себя на участке свеклу и огурцы, а «Савичевы умерли. Умерли все».

Две грани Великая Отечественная война, Блокада, Чекист, Дневник, Сравнение, Длиннопост
Две грани Великая Отечественная война, Блокада, Чекист, Дневник, Сравнение, Длиннопост

Для полноты восприятия записей из дневника чекиста, напомним кратко статистику тех дней. Блокада Ленинграда, по разным оценкам, унесла жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона жителей города. От фашистских бомбежек погибли лишь 3% людей, остальные 97% - от голода: ежедневно от истощения умирали около 4 тысяч человек. Когда запасы еды закончились, люди стали употреблять в пищу жмых, обойный клей, кожаные ремни и ботинки. В то время как Федор Бобров принимал делегацию из Узбекистана с «с первомайскими подарками» для защитников Ленинграда, в том числе 7 вагонов орехов, 7 — вина, 8 — сушеных яблок, 2 — кондитерских изделий и т.д.


Полный текст дневника по ссылке: https://bessmertnybarak.ru/article/blokadnyy_dnevnik_nkvd/

https://newsvo.ru/blogovo/125343

https://press.lv/post/dnem-byl-obed-s-vodkoj-vecherom-s-ikro...

https://ttolk.ru/?p=26249